Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ РОЛИ.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ РОЛИ
Организационная культура как объект и субъект управления в современной организации и её роль
Этапы формирования и технологии анализа организационной культуры
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ АО РКЦ «Прогресс»
2.1 Организационная характеристика АО РКЦ «Прогресс»
2.2. Оценка организационной культуры предприятия АО РКЦ «Прогресс»
Положительными чертами организационной культуры РКЦ «Прогресс» выделяют:
- оптимально организованную структуру обучения новых сотрудников: прохождение испытательного срока, способствующий лучшей адаптации на работе, закрепление кураторов, которые помогут разобраться в специфике работы;
- традицию отмечать день рождения предприятия;
- введение униформы.
В сотруднике ценится умение презентабельно выглядеть. Для работников характерен деловой стиль одежды, опрятность;
- символику организации, выпуск календарей, бланков;
- обряды (по окончанию стажировки, учебы); - проведение мер по совместному отдыху (выезды на природу, посещение бассейна, группы здоровья, юбилеи);
- видеозапись ключевых событий в жизни предприятия: семинаров, конференций, торжественных мероприятий;
- выпуск информационных и рекламных бюллетеней, связи со средствами массовой информации;
- на предприятии в людях ценят профессионализм, индивидуализм, творческий подход и коммуникабельность;
- в коммуникационную систему включаются устная, письменная и невербальная коммуникация, открытость и телефонное право.
На основе данных характеристик можно сделать вывод об особенностях организационной культуры в предприятия в целом. АО РКЦ «Прогресс» - это предприятие, где уважают личность за то, каким образом там выполняют работы и какие человеческие качества и черты ценятся больше.
В Таблице 3 отражен пример анкеты, по которой проводился анализ удовлетворенности нынешним положением в организации АО РКЦ «Прогресс».
Таблица 3
Анкета на выявление удовлетворенности сотрудников работой в АО РКЦ «Прогресс»
№ |
Вопрос |
Варианты ответа (нужное подчеркнуть) |
||
1 |
Удовлетворенность заработной платой |
Устраивает |
Не устраивает |
Затрудняюсь ответить |
2 |
Перспективы карьерного роста |
Вижу перспективу |
Не вижу перспективы |
Не интересуюсь |
3 |
Взаимоотношения с руководителем |
Вполне устраивают |
Скорее устраивают, чем нет |
Затрудняюсь ответить |
4 |
Понимание ответственности и важности выполняемой работы |
Удовлетворяют |
Скорее удовлетворяют, чем нет |
Не удовлетворяют |
5 |
Примечание и пожелания: |
Каждому работнику выдается такая анонимная анкета, где он подчеркивает тот вариант ответа, который считает правильным. Затем подводятся итоги опроса и на их основании руководство начинает переосмысливать свои действия и всю организационную культуру организации.
На основании ответов на данный анонимный опрос за декабрь 2015 года от сотрудников организации можно построить некие диаграммы, где показаны доли их ответов. В результате получилось, что: - размер заработной платы устраивает лишь 35% опрошенных, а не устраивает – 55%
Рисунок 2.2 - Удовлетворенность работников РКЦ «Прогресс» заработной платой
- перспективы служебного и профессионального роста на предприятии видят 38%, а не видят – только 15%. Это зависит от среднего возраста сотрудников.
Рисунок 2.3 - Мнение работников о перспективах профессионального роста
взаимоотношения с руководством удовлетворяют только 67% опрошенных. А в большей степени удовлетворяют – 25%.
Рисунок 2.4 - Мнения работников о взаимоотношениях с руководством
- ответственность и важность выполняемой работы удовлетворяют ровно половина, а не смогли ответить на этот вопрос 17% опрошенных.
Рисунок 2.5 - Мнения сотрудников об ответственности и важности выполняемой работы
Перед руководством предприятия стоит задача поддержания и сохранения культуры, также задача совершенствования и изменения.
В организации для управления организационной культуры используются подходы:
- через публичные заявления и личный пример руководства;
- через манипулирование символикой и вещами материального мира предприятия.
Первый подход включает видение свыше, вызывающее энтузиазм у большинства членов предприятия. Руководитель претворяет в жизнь и воодушевляет фундаментальные ценности предприятия. Это подразумевает наличие искренних и очевидных личных обстоятельств лидера в отношении ценностей, в которые он не верит.
Применение второго принципа идет с другой организации, с нижних уровней. В этом случае большое внимание уделено деталям реальной жизни на предприятии.
На сегодняшнем этапе развития предприятия имеющаяся организационная культура практически полностью отвечает целям и миссии организации. Но при нынешних темпах развития сотрудника необходимо проводить диагностику ключевых параметров культуры организации и внесения изменений в структуру.
Можно отметить, что при любых изменениях в культуре компания столкнется с трудностями, потому что менять культуру лучше в молодой компании еще с неустоявшимися ценностями.
В итоге, высокий уровень организационной культуры РКЦ «Прогресс» характеризуют:
- высокое чувство долга и ответственности любого работника компании;
- позитивное отношение к человеческой личности и ее важным благом; - ответственное отношение к своим обязанностям;
- ориентация на приоритет собственных потребностей и потребностей общества.
Анализ имеющейся организационной культуры организации АО РКЦ «Прогресс» дает возможность выделить ее слабые стороны:
1. Стиль руководства в организации РКЦ «Прогресс» - либеральный. Именно такой стиль характеризуется на любом уровне данной предприятия. Этот стиль имеет свои недостатки – он характеризуется небольшим вмешательством руководства в деятельность группы.
Руководство выступает только в роли посредника. Они обеспечивают своих работников материалом и информацией, необходимыми для оптимизации работы. Небольшое использование властных полномочий – это попустительский или пассивный стиль.
2. На предприятии практически не сформированы ритуалы и традиции, которые являются неотъемлемой частью корпоративной культуры, структурной части общего целого.
3. Взаимосвязь между подразделениями предприятия РКЦ «Прогресс» сильная, а между некоторыми – очень слабая. Это отрицательно отражается на организационной культуре, а также на результатах деятельности предприятия в целом.
Кроме этого, в организации не уделяют должного внимания внутриколлективной коммуникации, это приводит к недостатку информации у сотрудников и неточному представлению о предприятии в целом, способствует распространению разных противоречивых слухов среди работников. У подчиненных складывается чувство одиночества, отстраненности от деятельности организации.
Особенно негативно отражается недостаток на руководстве среднего звена и основных работниках, составляющие костяк любой организации и представляющие собой более квалифицированную, инициативную и активную его часть.
В связи со слабой налаженностью информационных потоков данная категория сотрудников, которая желает принимать участие в управлении компании, теряет уверенность в надобности, полезности и постепенно снижает эффективность в работе и может покинуть предприятие.
4. Организация РКЦ «Прогресс» редко участвует в инвестиционных конкурсах.
5. Слишком сильная ориентация на потребителей. Довольно редко ориентируются проблемы научно-технического развития на предприятии.
6. Некоторые сотрудники слабо мотивированы в моральном отношении. Для некоторых сотрудников лишь нематериальное поощрение имеет важнейшее значение, становясь мерилом его успеха. Другими словами, среди потребителей основным выступает потребность в благодарности, уважении и принятии ценности труда.
7. Отсутствие использования системного и процессного подходов к организационной культуре. Место имеют только отдельные элементы данных подходов.
8. В 2008 году существовало низкое качество исполнения нескольких заказов.
9. Организация РКЦ «Прогресс» владеет некоторыми активами в результатах интеллектуальной деятельности. Сюда входят: техническая документация, проекты, информационные базы, технические активы. При этом они не оформлены в виде объектов интеллектуальной собственности, на них нет охранных документов.
Данные недостатки в имеющейся организационной культуре предприятия РКЦ «Прогресс» нельзя назвать отрицательными сторонами, так как они не ведут сразу к снижению эффективности деятельности организации, но в дальнейшем могут повлиять на нее негативно.
Необходимо отметить, что в момент разработки и внедрения комплекса мер, направленных на улучшение корпоративной культуры следует принять во внимание несколько обстоятельств:
- вышеописанный объем работы может быть проведен качественно лишь с привлечением специалистов или консультантов по процессу (нужен новый взгляд, люди, которые не находятся внутри этой корпорации и не связаны какими-либо производственными обязательствами перед сотрудниками организации);
- привлечение лишь специалистов самой компании для выполнения такой работы не позволяет надеяться на получение желаемого финального результата (это люди из системы, они работают уже в западном режиме, есть конкретная субординация). Например, в западных организациях используют мониторинг корпоративной культуры под названием «Engagement».
Если переводить дословно, то оно означает занятие, зацепление, обязательство, включение. Проводится он консалтинговой службой путем привлечения разных опросников и тестов.
Также следует отметить, что эти меры нужно проводить комплексно с применением современных методик контроля и управления для достижения максимального результата в усовершенствовании организационной культуры АО РКЦ «Прогресс».
Таким образом, задачами формирования корпоративной культуры АО РКЦ «Прогресс» выступают регламентация графика работы, поддержание корпоративной культуры, соответствующее оформление рабочего места, формирование благоприятного внутреннего и внешнего имиджа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе написания курсовой работы мы ознакомились с организационной культурой, её формированием, реализацией и способами.
По итогам вышеописанного анализа можно сделать следующие выводы. Организационной культурой называется система общепринятых на предприятии и оберегаемых членами моральных, культурно-этических и других элементов в отношении дела, целей, взаимодействия с окружением и внутрифирменных взаимоотношений. Система этих постулатов находит свое выражение в убеждениях, принципах, нормах, ценностях, стандартах, ритуалах, манерах, традициях, обычаях.
В современном обществе организационная культура является важным фактором, который влияет на существование организации в будущем. Организационная культура обязательный атрибут любого предприятия. Пока данная организация работает, то и ее культура работает.
Принципиальным является тот факт, что организационная культура должна быть воспринята всеми членами организации. Организационная культура является важной частью в жизни коллектива. При знакомстве с организацией в первые дни работы, организационная культура проявляет себя в разных сферах. Будь то общение между собой, такие традиции сложились за совместные годы работы. В любой организации есть своя организационная культура, как в малом бизнесе, так и на большом предприятии. Чем больше сотрудников поддерживает такую культуры, тем легче работать на данном месте
При анализе организационной структуры РКЦ «Прогресс» необходимо отметить ее принадлежность по степени влияния на результаты труда; по степени укорененности верований и ценностей; по характеру взаимоотношения к культуре задачи; по степени влияния на итоги труда организационная культура РКЦ «Прогресс» относится к положительной.
В работе были рассмотрены важные факторы определяющую организационную культуры: отбор персонала, деятельность руководящего звена и социализацию работников. Много руководителей стали вводить данную культуру в свои организации. Понимание того, что для компании главное не только прибыль, но и уверенные, квалифицированные и знающие свое дело сотрудники. Тем более что подбор сотрудников, это также немаловажная часть организационной культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аксакова Е.А. Организационная культура корпоративных стандартов: понятие, структура и особенности // Управление персоналом. - 2013 - С. 54 - 57.
Артюхина, Л. В. Культура общения в корпоративной среде - важная составляющая в процессе здоровье сбережения специалистов-менеджеров [Текст] : учеб. / Л. В.Артюхина // Актуал. пробл. совр. науки. - 2014. - № 7. - С.15-18