Файл: Социальный портрет современного российского предпринимателя. Основные группы российских предпринимателей.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Предприятие как основная предпринимательская структура и ее характеристика
1.1 Понятие предприятия, его цели и задачи в рыночном хозяйстве
1.2.Общая модель построения и функционирования предприятий рыночного типа
1.3. Зарубежный опыт функционирования предприятий в системе предпринимательской деятельности
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО Предприятия
2.1.Анализ основных показателей деятельности малых предприятий
2.2.Основные показатели финансового состояния и активности предприятий
Это может быть, например, минимум затрат на материалы при заданном объеме выпуска продукции или, наоборот, максимум продукции (или прибыли) при заданных ограничениях по материальным ресурсам и т. п. Если, закупив материалы, предприятие ставитзадачу произвести из них максимум продукции в стоимостном выражении, то модель будет записана таким образом:
при условии, что
где /л — цена за единицу продукции; В — ограниченный объем материальных ресурсов.
Разумеется, искомые величины объема производства каждого изделия не должны быть отрицательными; На основании проведенных расчетов получаем искомый оптимальный план предприятия. Оптимизационная модель, по которой произведены расчеты, относится к типу элементарных (простейших) моделей линейного программирования. [7.C.32]
1.3. Зарубежный опыт функционирования предприятий в системе предпринимательской деятельности
Сектор малых и средних предприятий (далее МСП) является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя уровень научно-технического и производственного потенциала любого развитого государства определяют крупные предприятия, однако основой жизни этих стран является МСП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Это обусловлено большой социально-экономической значимостью сектора МСП, который объединяет жизненные интересы основной массы населения, вовлеченной в повседневную трудовую деятельность. Социальная значимость малого предпринимательства определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. [7.C.32] Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Высокая приспособляемость МСП и массовый охват практически всех сфер рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Одна из причин успешного развития МСП состоит в том, что крупное производство не противопоставляется МСП. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем они взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.[11.V.54]
Относительно небольшой капитал в МСП сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Однако МСП отличается высоким уровнем эффективности капиталовложений, например в США она примерно в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса.Малое предпринимательство в США начало развиваться со времен Великой Депрессии, благодаря чему уровень его развития неизменно растет.
Многие программы, разрабатываемые в настоящее время во многих странах, в США были введены с 1932 года. В то время правительство обеспечивало субсидиями субъекты малого предпринимательства, которые понесли убытки в результате войны. Благодаря функционированию малых предприятий создавались рабочие места, что подтверждало социальную значимость предпринимательства. В 1953 году в США было создано Федеральное агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, защищающая интересы малого предпринимательства на уровне государства и в наши дни. Все крупные города имеют отделения этой организации, благодаря чему происходит распространение поддержки малого предпринимательства во всех штатах. [12.C.43] Администрация по делам малого бизнеса и ее филиалы выполняют следующие функции:
- содействие в кредитовании малого предпринимательства с целью развития бизнеса;
- обеспечение технической и информационной поддержки малого предпринимательства в США;
- предоставление гарантий для кредитования предпринимательства;
- предоставление субсидий и выдача кредитов субъектам малого предпринимательства с помощью собственных средств.
США строго регулируют критерии определения малого предпринимательства, которые связаны с направлением деятельности предпринимателей. Они зависят от численности рабочих на предприятии, а также от величины дохода и оборота средств.
С целью соответствия законодательным нормам предпринимателей был организован Адвокатский отдел, отстаивающий интересы предпринимательства в суде и в Конгрессе. Правительство США придает большое значение малому предпринимательству при развитии экономики. Многие члены Правления считают, что малое предпринимательство способствует оздоровлению экономики всей страны.[13.C.43]
Здесь мы видим основное отличие развития малого предпринимательства в США от нашей страны. В России Правительство начало придавать значение малому предпринимательству в течение последнего времени, поэтому предприниматели самостоятельно развиваются и разрабатывают различные схемы для снижения величины налогов.
В США малое предпринимательство всегда играло важную роль в развитии экономики и имело значительную поддержку государства. Опыт США в развитии малого предпринимательства имеет большое значение, поскольку разработанные Правительством страны программы поддержки малого предпринимательства доказали свою правильность и предусмотрены способы их реализации.[16]
Также интересен зарубежный опыт малого предприятия, который начал активно развиваться в Испании. Формирование малого предпринимательства в Испании берет свое начало с 70-х годов прошлого века. Высокий уровень развития малого предпринимательства способствовал высокому уровню экономики страны. Предприниматели обеспечили отсутствие безработицы в стране и повлияли на улучшение экономической ситуации в стране в целом. Любой гражданин страны может открыть частное предприятиев течение одного дня, предоставив минимальное количество документов.В этой стране создано множество программ помощи частному бизнесу, особое внимание правительство этой страны уделяет развитию наукоемких и инновационных технологий. Также правительство Испании стимулирует появление различных фондов, которые оказывают всестороннюю поддержку частному предпринимательству. [16.C.32]
Наибольшую часть малых предприятий в Испании составляет сельское хозяйство – до 80%, остальные отрасли, такие как строительство, промышленность, судостроение составляют около 25-30%. Рассмотрим основные причины, способствующие успеху Испании в развитии малого предпринимательства.
В Испании существует множество программ, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. Правительство страны уделяет большое внимание тем субъектам малого предпринимательства, которые принимают активное участие в социальной политике страны путем создания дополнительных рабочих мест для социально незащищенных граждан, таких как студенты, женщины, иммигранты и т.д., а также способствуют развитию регионов с низкими экономическими показателями.
Правительство Испании большое внимание уделяют развитию наукоемких отраслей и научных достижений. Программы развития малого предпринимательства основываются на европейских программах, распространяющихся на многие страны Европы, такие как Германия, Франция, Великобритания и другие.Государство содействует поддержке малого предпринимательства, создавая большое количество различных организаций и фондов. Такие организации делятся на две группы, в которые входят общества по поддержке малого предпринимательства на территории стран Евросоюза. [11.C.33]
К первой группе относятся общества взаимного гарантирования. Данные предприятия предоставляют гарантии для кредиторов с целью получения кредитов для развития малого бизнеса, предоставляя свою собственность для залога или выступая поручителями.
Вторая группа включает в себя общества взаимного финансирования, которые финансируют, инвестируют и предоставляют субсидии для субъектов малого предпринимательства. В данную группу входит Государственный институт официального кредитования Испании.
Кроме того, в Испании существует большое количество организаций, которые защищают интересы малого предпринимательства. Примером может послужить Ассоциация малого бизнеса и торгово-промышленная палата, филиалы которых расположены в каждом городе.[9.C.32]
К положительным сторонам развития малого предпринимательства в Испании следует отметить низкий уровень бюрократии. Для регистрации малого предприятия и получения лицензии предприниматели тратят не более 24 часов. Такие же условия распространяются и на нерезидентов страны. В результате, иностранные граждане принимают участие в развитии малого предпринимательства страны.[13]
Мощный научно-технический прорыв, который совершила Япония после окончания второй мировой войны, также связан с развитием малого предприятия. В настоящее время малые предприятия выпускают около 40 % промышленной продукции этой страны. Следует заметить, что изготовлением наукоемкой продукции и разработкой инновационных технологий в Японии занимаются только крупные организации, а малое предпринимательство страны сосредоточено в области строительства, легкой промышленности и сферы услуг. Правительство Японии приняло целый ряд законов, которые стимулируют развитие частных предприятий, работающих в научно-технической области и активно сотрудничающих с крупными промышленными корпорациями. Также японскими властями организованы учебно-консультационные центры, в которых начинающий предприниматель может получить всю необходимую правовую информацию. [17.C.3]
Интересен зарубежный опыт малого бизнеса, который можно перенять в Китае. Начиная с 2003 года, в Китае произошло стремительное развитие малого предпринимательства, увеличение рентабельности предприятий, рост налоговых поступлений в бюджет государства. Такое развитие было обеспечено в основном за счет увеличения числа субъектов малого предпринимательства.
По данным Государственного комитета статистики КНР: в 2005 году в Китае функционировало 3 млн. малых предприятий и около 30 млн. предпринимателей. Поэтому малое предпринимательство составляет подавляющее большинство в общем количестве предприятий Китая. Ведь именно на малых предприятиях занято около 60% трудоспособного населения страны. Малое предпринимательство Китая можно назвать научным двигателем страны, благодаря тому, что малые предприятия производят наибольшее количество инновационной продукции и технических изобретений. Большая часть производимой в стране продукции, предоставляемая на экспорт, произведена именно малыми предприятиями. [9]
Выводы:
Подводя итоги главы можно сделать вывод о том, что малый бизнес - мобильный, рискованный и конкурентоспособный сегмент любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество не могут существовать и развиваться. На сегодняшний день сформирована и постоянно обновляется нормативно-правовая база, регулирующая малое предпринимательство, имеющая сложную семиступенчатую структуру. Основными законодательными актами в рассматриваемой сфере можно назвать ГК РФ, НК РФ, ТК и ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Было установлено, что малый бизнес имеет длительную историю развития в нашей стране, которая началась за долго до 1917 года. Многие традиции и навыки были утрачены за годы Советской власти, но с началом перестройки начали постепенно восстанавливаться и приобретать новые формы.
Сегодня малый бизнес- важнейший сегмент экономики России, нацеленный на решение задач в сфере социально – экономического развития страны. Однако, развития малого бизнеса сопровождается рядом трудностей усугубляющимися макроэкономическими факторами, падением стоимости нефти и введением экономических санкций. Кроме того, проводимые социологами исследования указывают на такие трудности и проблемы как запутанность правовой базы, сложности банковского кредитования, высокие процентные ставки, административные барьеры, нехватку квалифицированных кадров.
Думается, что наиважнейшим фактором для развития малых предприятий в любой стране является предпринимательский климат, который в зависимости от созданных характеристик является или серьезным ограничителем действующей модели экономического роста, или же, напротив, его катализатором.
Отметим наиболее болезненные составляющие предпринимательского климата для России: отсутствие стабильного правового поля и единой, целенаправленной, непротиворечивой концепции законодательства в отношении развития малого предпринимательства; низкий уровень защиты прав собственности и личности предпринимателей; бедственное состояние судебной системы выражающееся в проблемах организации и деятельности судебной власти и судебной системы в России в целом, отсутствие независимости судей, игнорирование принципов состязательности сторон и презумпции невиновности; давление силовых структур на малый и средний бизнес; коррупция.