Файл: Оформление и ведение учета операций с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. Денежное обращение – важнейший элемент современной экономики. Для поддержания нормального стабильного денежного обращения наличная денежная масса должна соответствовать стоимостному объему товаров и услуг, реализуемых за наличные деньги, с учетом скорости оборота денежной единицы.
Подделка денежных знаков подрывает экономику любого государства и выводит на рынок фальшивые денежные знаки, что существенно влияет на рост инфляции и другие экономические отношения в государстве. В связи с этим, можно отметить, что фальшивомонетничество это одно из старейших преступлений, которое влечет за собой огромное число негативных последствий.
Фальшивомонетчество ощутимо ухудшает нормальное функционирование государства и нередко тесно связано с другими видами преступности, такими как контрабанда и организованная преступность. Законодательство в борьбе с фальшивомонетничеством было всегда чрезвычайно суровым. Поначалу фальшивомонетничество воспринималось как преступление, совершаемое в целях наживы, не имеющее отношения к международным делам. На сегодняшний день это преступление международного характера, наносящее вред не только конкретному государству, но и экономике международного сообщества.
Поддельные и сомнительные денежные знаки, появляющиеся в обороте, нарушают нормальное течение процессов обмена и приводят к убыткам и потерям для его участников, наносят ущерб их имущественным интересам. Поэтому основной задачей государственных органов (как правило, эти функции возложены на Центральный банк страны), регулирующих и контролирующих денежное обращение, является своевременное выявление и изъятие из обращения сомнительных, неплатежеспособных и поддельных денежных знаков.
Задача же выявления и наказания лиц, виновных в умышленном распространении фальшивых денежных знаков, возложена на правоохранительные органы. В этих условиях работа Центробанка РФ и кредитных учреждений по выявлению, порядку оформления и ведения учета операций с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками очень актуальна.
Предмет исследования: особенности порядка оформления и ведения учета операций с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками.
Объект исследования: оформление и ведение учета операций с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками.
Цель курсовой работы: исследование порядка оформления и ведения учета операций с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть особенности организации наличного денежного обращения;
- охарактеризовать признаки подлинности и платежеспособности
денежных знаков;
- выявить особенности работы с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками
Банка России;
- провести анализ технических средств, используемые при экспертизе денежных знаков;
-изучить особенности изъятия денежных средств из обращения.
В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ документов и статистической отчетности предприятия; наблюдение, сравнение, кабинетное исследование (обработка имеющихся данных).
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы цели и задачи, объект и предмет исследования, методы исследования и структура работы.
В первой главе «Теоретический аспект операций с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками» раскрыты особенности организации наличного денежного обращения, выявлены признаки подлинности и платежеспособности денежных знаков.
Во второй главе «Особенности при работе с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России» раскрыт механизм работы с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России, представлены технические средства, используемые при экспертизе денежных знаков и выявлены особенности изъятия денежных средств из обращения.
В заключении приводятся выводы, основанные на результатах исследования.
Глава 1. Теоретический аспект операций с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками
1.1 Организация наличного денежного обращения
В настоящее время наличные деньги в Российской Федерации остаются наиболее востребованным инструментом платежа при совершении розничных трансакций. Если в 2010 году порядка 90% розничных операций было осуществлено с наличными, то на сегодняшний день доля наличных составляет 77,2%. Согласно данным отчетности Банка России за 2015 г., доля наличных денег в денежной массе составила 20,2%[1].
Стабильно высокий спрос населения и хозяйствующих субъектов на наличные деньги ежегодно приводит к росту их количества в обращении.
В 2014 году количество наличных денег в обращении в России выросло на 0,5 трлн руб., или на 6,4%, и на начало 2015 г. составило 8,8 трлн рублей. Расходы ЦБ РФ на организацию наличного денежного обращения в 2015 году составили 7,6 млрд рублей. На 01.01.16 по сравнению с предыдущим годом произошло снижение наличного денежного обращения на 3,6%, а по сравнению с 1 января 2010 – рост на 84,3%. Доля наличных денег в общей сумме розничных операций по итогам первого полугодия 2016 года составила 70,7%. Наличный денежный оборот, проходящий через кассы учреждений Банка России, в январе-июне 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года практически не изменился и составил 11,4 трлн рублей.
При этом наличный денежный оборот через кассы ЦБ и банков в первом полугодии 2016 года увеличился на 2,0% - до 47,8 трлн рублей[2].
ЦБ РФ придает большое значение борьбе с незаконным выводом средств за рубеж через банковскую систему и незаконным обналичиванием.
Схемы вывода очень разнообразны, они меняются, трансформируются. За последние годы Банку России удалось пресечь и кардинально минимизировать несколько популярных схем. Они носят географические названия: белорусско-казахстанская схема, молдавская, калининградская схема. Также ЦБ РФ борется с вексельными схемами и выводом денег через операции с ценными бумагами, с теневым оборотом наличных денег через платежные терминалы и туристические платежные сервисы. Таким образом Банк России осуществляет функцию мегарегулятора: отслеживает незаконные семы и предотвращает их использование.
По статистике за 2016 год наблюдается снижение сомнительных операций примерно на треть, происходит увеличение цены обналичивания денег[3].
Стоит отметить, что центробанки многих государств стремятся увеличить долю электронных платежей в обороте, а некоторые — например, скандинавские страны и Южная Корея — планируют совсем отказаться от наличных денег в ближайшие 5–10 лет. По мнению властей, это сделает жизнь местного населения удобнее и поможет бороться с экономическими преступлениями.
По данным Банка международных расчетов, в Азии доля оборота наличных средств намного выше, чем в еврозоне или в России: к примеру, в Японии она составляет около 21% ВВП, в то время как в России — 10,5%, а в Великобритании — менее 4%[4].
Уровень достаточности наличных денег в экономике, рассчитанный как отношение наличных денег в обращении (по агрегату М0) к ВВП, в Российской Федерации в 2015 г. составил 10%. Сопоставимый уровень достаточности наличных денег наблюдался в еврозоне (9,4%) и в Китае (9,3%). Относительно низкий уровень – не более 4% – отмечен в Беларуси,
ЮАР, Казахстане и Великобритании. В США он составил 7%, а в Японии – 17,8%[5].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что россияне предпочитают хранить сбережения не на банковских депозитных счетах, а дома «под матрасом» и расплачиваться также наличными. По последнему социологическому опросу Банка России, 43% респондентов сказали, что предпочитают свободные деньги хранить «под матрасом». Только 32% хранят сбережения на счетах в банках[6].
В соответствии с законодательством РФ граждане обязаны принимать
банкноты и монеты в качестве законного средства платежа по нарицательной стоимости, а эмиссия денег на территории РФ осуществляется исключительно Банком России. Из чего следует, что изготовление денежных знаков иными лицами, именуемое фальшивомонетничеством, является преступлением против денежно-кредитной системы, финансовой безопасности страны и карается лишением свободы от 3 до 15 лет.
Анализируя динамику выявления фальшивых банкнот за период 2006–2015 гг., можно отметить, что пиковый уровень сбыта фальшивок был в 2009 г. на уровне 155022 банкнот/монет за год (рис. 1). Введение банкнот модификации 2010 года и закрытие обменных пунктов вне банков создали тенденцию сокращения сбыта фальшивок. Проведение олим-пиады в Сочи, как и присоединение Крыма, привело к образованию нового рынка сбыта фальшивок. Крым перешел на денежные знаки РФ, а олимпиада стала объектом огромных финансовых вложений.
Совершенно иная тенденция образовалась при пересчете фальшивок по их нарицательной стоимости. Создание новых уровней защиты банкнот сделала подделку «низких» номиналов билетов Банка России менее рентабельной, а также кардинально повлияло на изменение приоритетов по
выпуску фальшивых банкнот более «крупных» номиналов. Если в 2010 г. было зафиксировано производство 122 тыс. фальшивок номиналом тысяча рублей и 3697 фальшивок номиналом тысяча рублей, то уже в 2013 г. количество пятитысячных фальшивок превысило производство тысячерублевой фальшивки. По итогам 2015 г. тенденция составила соотношение 3:1, остановившись на уровне сбыта 53 тыс. «Хабаровска» и 17 тыс. «Ярославля»2. Уровень сбыта фальшивок напрямую связан с объемом финансовых потоков, проходящих через определенный регион.
В свою очередь государственные и коммерческие организации вместе с правоохранительными органами принимают все меры для борьбы с фальшиво-монетничеством. За период 2010–2015 гг. было задержано около 4 тыс. лиц и выявлено 148 тыс. преступлений по ст. 186 УК РФ – «Фальшивомонетничество». Однако направлено в суд менее 10 тыс. уголовных дел. Соотношение выявленных и раскрытых преступлений в рассматриваемом периоде колеблется от 4 до 10%, что является достаточно низким показателем[7].
Фальшивомонетничество является латентным (скрытным) преступлением, т.е. в большинстве случаев преступление выявляется при обнаружении фальшивки, а не при задержании фальшивомонетчика. Такая банкнота может пройти несколько человек и организаций пока будет выявлен факт подделки. Данная проблема заключается в несовершенстве детекторов подделки во всех устройствах самообслуживания, так и из-за высокого уровня неосведомленности населения об основных защитных признаках банкнот. Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) был произведен ряд опросов по репрезентативной общероссийской выборке об общем уровне финансовой грамотности и компетентности населения России. Полученные в результате исследований НАФИ данные свидетельствуют о том, что уровень финансовой грамотности населения в настоящее время чрезвычайно низок, и его повышение – актуальная потребность для всех участников рынка[8].
Вследствие технического прогресса улучшаются не только уровни защиты денег, но и приборы, позволяющие своевременно выявлять фальшивки кассирами, так и устройствами самообслуживания, что в значительной степени позволило сократить сбыт фальшивок через банкоматы[9].
Кроме того, основной проблемой производства банкнот в РФ остается зависимость от импортного сырья. Среди импортных материалов присутствуют: краска и её компоненты (50% себестоимости банкноты), защитные нити и волокна, фольга для горячего тиснения и другие материалы.