Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Юридические лица, как субъекты гражданского права: общие положения
1.1. Понятие юридического лица
1.2. Правоспособность и дееспособность юридических лиц
Глава 2. Классификация юридических лиц
2.1. Коммерческие юридические лица
2.2. Некоммерческие юридические лица
Глава 3. Правоотношения, возникающие по поводу образования и прекращения юридических лиц
3.1. Образование юридического лица
3.2. Реорганизация юридических лиц
3.3. Ликвидация юридического лица
Ассоциации (союзы) действуют на основании двух учредительных документов - учредительного договора и устава, в которых участники договариваются о создании данной организации, включая компетенцию органов управления, порядок их формирования, условия и порядок реорганизации, а также ликвидации ассоциации и др. (п. 2 ст. 52, п. 2 ст. 122 ГК РФ). ГК РФ не предусматривает издания специальных законов, посвященных статусу и деятельности ассоциаций (союзов). Поэтому необходимые детали их правовой регламентации должны предусматриваться в их учредительных документах, с помощью которых учредители сами могут определить многие вопросы деятельности создаваемых ими объединений.
Глава 3. Правоотношения, возникающие по поводу образования и прекращения юридических лиц
3.1. Образование юридического лица
Согласно ст.51 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Порядок государственной регистрации юридических лиц определён Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»[31].
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц», таким регистрирующим органом является Министерство РФ по налогам и сборам[32].
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Для регистрации обычно представляются:
- заявление учредителей о регистрации;
- устав организации;
- учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица или протокол собрания;
- документ об уплате регистрационной пошлины;
- документ об оплате половины уставного капитала коммерческой организации.
Регистрирующий орган проверяет соблюдение необходимых для создания субъекта права условий, регистрирует учредительные документы и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего обозрения.
Образование юридического лица подразумевает получение ОКВЭД, то есть специальных кодов, по которым можно быстро определить специализацию организации.
ЕГРЮЛ – реестр, куда будут записаны все сведения о новой компании. Как зарегистрировать фирму? Необходимо подготовить и подать все нужные документы в налоговую службу. Не будем забывать, что уплата пошлины является обязательной.
Юридическое лицо будет считаться зарегистрированным с того момента, когда соответствующая запись о нем появится в ЕГРЮЛ.
Отказ в регистрации допускается лишь в случаях несоответствия учредительных документов закону и несоблюдения установленного порядка образования юридического лица. Отказ, а также уклонение регистрирующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суде.
3.2. Реорганизация юридических лиц
Действующее гражданское законодательство не определяет, что такое реорганизация юридического лица, определяя лишь формы реорганизации. В литературе под реорганизацией принято понимать установленную законом процедуру перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке правопреемства. (Приложение 1)
Институт реорганизации юридических лиц является достаточно новым в системе российского гражданского права. Характеризуя российское дореволюционное право, Венедиктов A.B. отмечал, что «законодатель не дает для слияния товариществ специальных постановлений, поэтому к прекращению сливающихся товариществ и к возникновению нового применяются общие нормы о прекращении и учреждении товариществ». Однако, далее он отмечал, что «большинство законодательств мира дает специальные постановления о слиянии товариществ»[33]. Прекращение акционерных компаний рассматривалось только в форме ликвидации[34].
Реорганизация юридических лиц зачастую приравнивается к отчуждению имущественных комплексов реорганизуемых предприятий. Данная позиция представляется не совсем справедливой, поскольку передается не один имущественный комплекс, а все имущество общества. В реорганизации заложена идея универсального правопреемства не только в отношении имущества, как при продаже имущественного комплекса, но и в отношении субъекта.
Реорганизацию можно охарактеризовать как правовое состояние, начальным моментом которого является принятие корпоративного акта (решение о реорганизации), а заключительным - акт регистрации вновь созданного юридического лица, либо внесение записи о прекращении присоединенного юридического лица[35].
Реорганизация представляет собой одну из форм прекращения юридических лиц и создания новых. В отличие от ликвидации, реорганизация не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность. Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам - его правопреемникам[36].
Правопреемство при реорганизации носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И, во-вторых, организация- правопреемник не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица.
В некоторых случаях при реорганизации следует предварительно получить согласие государственных органов. Необходимость такого согласия, точнее, необходимость предоставления особых документов, может быть установлена законом для определенных случаев. В настоящее время Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. предусматривает или получение согласия федерального антимонопольного органа, или его обязательное уведомление[37].
Следует обратить внимание на то, что при реорганизации происходит только общее, а не сингулярное правопреемство, то есть к образовавшимся в результате реорганизации юридическим лицам переходят все права и обязанности реорганизуемого юридического лица.
3.3. Ликвидация юридического лица
Ликвидация юридического лица является одной из форм прекращения юридических лиц. Проблема ликвидации стала наиболее актуальна в последнее время. Особенно это связано с таким видом ликвидации как банкротство. Нашей целью является показать ликвидацию как специфический вид прекращения юридического лица с его особенностями. Ликвидация юридического лица влечет его полное прекращение без перехода прав и обязанностей к другим лицам. (Приложение 2)
Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях.[38] Поскольку права и обязанности юридического лица не переходят к правопреемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов (других участников имущественного оборота) приобретает здесь еще большую важность, чем в случаях его реорганизации. Поэтому закон устанавливает специальный порядок ликвидации юридического лица.
Непосредственно рассматриваемому вопросу в Гражданском кодексе РФ посвящены статьи 61-65, которые определяют общий правовой порядок ликвидации юридического лица.
Далее в положениях ГК РФ, касающихся специфических вопросов организации (учреждения) и деятельности юридического лица той или иной конкретной организационно-правовой формы, также имеются нормы, относящиеся к вопросу о порядке ликвидации данной формы юридического лица.
Положения ГК РФ, касающиеся ликвидации юридического лица, определяют круг лиц и возможных случаев ликвидации.
Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр.[39] С момента внесения данных сведений к наименованию (фирменному наименованию) юридического лица обязательно добавляются слова в ликвидации.[40]
Добровольно юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей или органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами.
Юридическое лицо может быть ликвидировано не только добровольно, но и по решению суда, принудительно.
Основания для принудительной ликвидации можно подразделить на два больших блока:
- ликвидация по заявлению уполномоченных органов в случае нарушений законодательства;
- ликвидация, вызванная недостаточностью имущества, из которого удовлетворяются требования кредиторов (в ходе конкурсного производства при банкротстве).
Принудительная ликвидация проводится в следующих случаях:
- допущены грубые нарушения закона при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
- осуществление деятельности, запрещенной законом;
- осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона либо иных правовых актов;
- систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.
Принудительно юридическое лицо ликвидируется по решению суда, вследствие признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществления деятельности без надлежащего разрешения, запрещенной законом, либо деятельности организации, противоречащей его уставным целям.
Принудительно ликвидировано может быть только действующее юридическое лицо.
Говоря о ликвидации, нельзя не упомянуть о таком виде прекращения юридического лица, как его исключение из ЕГРЮЛ. Строго говоря, исключение из ЕГРЮЛ нельзя считать ликвидацией, поскольку эта процедура применяется только в отношении недействующих юридических лиц и только подтверждает фактически существующую ситуацию. Действующие же юридические лица могут быть только ликвидированы в добровольном либо принудительном порядке.
Заключение
В целом за последнее время в деятельности коммерческих юридических лиц произошли позитивные изменения. Однако правовое положение коммерческих организаций нуждается в совершенствовании. На сегодняшний день в основных нормативных актах, регламентирующих предпринимательское законодательство, есть нормы, защищающие права участников. Но, ни в Гражданском кодексе, ни в специальных законах нет специальной главы, посвященной правам участников и порядку реализации и их защите.
В настоящий момент правовое регулирование юридических лиц осуществляют несколько десятков законов, многие из которых противоречат Гражданскому кодексу РФ, что существенно затрудняет процесс регламентации и способствует возникновению коллизий различного рода.
Правовая доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности - достаточны, чтобы организация могла быть признана участником гражданского права, т.е. юридическим лицом. Это имущественная обособленность, организационное единство, самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам, выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени.