Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 2
Следует учитывать, однако, что ст. 525 ГК РФ устанавливает, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров, при этом к отношениям указанных поставок применяются общие положения о договорах поставки (ст. 506–522 ГК РФ) [83]. Как видим, Гражданский кодекс РФ предусматривает для заключения договора поставки для государственных нужд общий порядок заключения договора во исполнение соответствующего контракта, а контракт может быть и договором, и основанием договора[84].
Изложенное выше позволяет сделать вывод, что договоры, заключаемые в сфере поставки товаров (оказания услуг, выполнения работ) для государственных или муниципальных нужд, представляют собой самостоятельную группу (вид) договоров, поименованных в гражданском законодательстве. Однако контракт и договор на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд являются самостоятельными формами опосредования отношений по поводу обеспечения государственных или муниципальных нужд; к этой же группе хозяйственных договоров законодательство о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд относит размещение заказа у единственного поставщика, для обеспечения нужд бюджетных учреждений.
В подтверждение квалификации контракта, договора на обеспечение государственных и муниципальных нужд как специфического, особого вида гражданско-правовых договоров следует обратить внимание на законодательное регулирование контроля заказчика в сфере закупок, определение порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей услуг и порядка обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и порядка рассмотрения жалобы по существу.
С 1 января 2014 г. поэтапно вводится в действие Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)[85]. Этот закон предназначен для регулирования отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (ст. 1 Закона о контрактной системе).
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе. Названный закон особо подчёркивает, что государственный или муниципальный заказчик – это указанные в законе государственные и муниципальные органы, в том числе и органы государственной власти, действующие от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства и осуществляющие закупки.
В целом Закон о контрактной системе в сфере закупок регулирует порядок осуществления закупок, особенности заключения контрактов для отдельных юридических лиц, правовой статус участников закупки, контроль исполнения законодательства о контрактной системе, порядок исполнения, изменения и расторжения контракта и другие вопросы. Закон прямо не называет контракт основанием установления договорных хозяйственных связей, но косвенно этот факт подтверждается, например, тем, что его условия должны соответствовать условиям заявки и конкурсной документации, в нём указывается цена контракта, обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом[86].
Кроме того, в соответствии со ст. 94 анализируемого Закона, заказчик должен обеспечить исполнение контракта, включающее в себя приёмку поставленного товара, выполненной работы (её результата), оказанной услуги, оплату поставленного товара, выполненной работы (её результата), оказанной услуги, взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта, применение мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта[87]. При наличии в контракте обязательных существенных условий договора он может выполнять функции хозяйственного, гражданско-правового договора. В противном случае правоприменителям надлежит руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ о договорах поставки, подряда, оказания возмездных услуг[88].
В подтверждение квалификации контракта, договора на обеспечение государственных и муниципальных нужд как специфического, особого вида гражданско-правовых договоров следует обратить внимание на законодательное регулирование контроля заказчика в сфере закупок, определение порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей услуг и порядка обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и порядка рассмотрения жалобы по существу.
Интересным и актуальным в рамках настоящего исследования представляется договор участия в долевом строительстве, который не предусмотрен и не поименован в Гражданском кодексе, но имеет довольно широкое распространение, несмотря на многочисленные правонарушения и обман дольщиков.
Квалификация договора участия в долевом строительстве как строительного подряда определяется главной его целью: создание объекта недвижимости (жилого помещения) и передача его участнику долевого строительства на праве собственности и общего имущества многоквартирного дома на праве общей долевой собственности. Но заключение такого договора возможно только при наличии у застройщика вещного права на земельный участок для возведения многоквартирного дома, разрешения соответствующего органа на осуществление строительства и права на привлечение денежных средств граждан для оплаты строительства жилья[89].
Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Существенными условиями анализируемого договора являются: 1) идентификация подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком; 2) срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства; 3) цена договора, сроки и порядок её уплаты; 4) гарантийный срок на объект долевого строительства; 5) способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору. При отсутствии в договоре указанных условий такой договор считается не заключенным. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору сторона, не исполнившая или ненадлежаще исполнившая свои обязательства, обязана уплатить другой стороне предусмотренные рассматриваемым Законом и указанным договором неустойки (штрафы, пени) и возместить в полном объёме причинённые убытки сверх неустойки.
Договор участия в долевом строительстве обладает сложным составом условий, что даёт основание его исследователям определять его как смешанный с условием финансовой составляющей, комплексным с элементами совместной деятельности с достаточно сильным государственным воздействием и контролем гарантий исполнения своих договорных обязательств участниками договора.
Необходимо также иметь в виду, что с 2014 г. начали действовать новые положения Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ[90] об усилении гарантий и ответственности участников долевого строительства жилья за добросовестное исполнение договорных обязательств, в том числе о страховании гражданской ответственности застройщика. На протяжении всего периода действия анализируемого закона законодатель неоднократно вносил в него изменения, улучшающие положение участников долевого строительства жилья, требующие внимательности и ответственности граждан при оформлении правоотношений с застройщиками по поводу участия в долевом строительстве жилья[91]. Особенно следует учитывать опыт обманутых дольщиков, чтобы впредь не пополнять их ряды.
Ряд существенных условий, которые являются необходимыми для заключения предпринимательского договора и делают его особым, специфическим, содержатся в законодательных нормах, регулирующих правоотношения по обеспечению потребителей энергоресурсами, контрактации сельскохозяйственной продукции, продажи предприятия, которые похожи на договор поставки, но таковым не являются, а также договор доверительного управления имуществом, договор имущественного найма, аренды транспортных средств[92].
Проведенный анализ состава и содержания условий гражданско-правовых договоров, без соглашения сторон по которым договор не может считаться заключенным, позволяет сделать вывод, что практически все договоры, заключаемые в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, по квалификации, условиям реализации сделок, опосредуемых конкретным договором, составляют отдельную группу договоров со специфическими, особыми условиями.
2.3. Пути развития договорного права
Нормативное регулирование вопросов заключения договора требует постоянного совершенствования. По распространенному мнению, совершенствование договорных отношений в гражданском праве Российской Федерации следует производить только исходя из качественных изменений существующих норм, а не дополнения абсолютно новыми требованиями.
Особенно важно соблюдение и установление сроков заключения договора. Так, ответ на предложение о заключении договора в любом случае должен быть направлен в срок, оговоренный в первоначальном предложении, или, если такой срок в предложении не оговорен, в течение нормально необходимого времени. В рамках нормативных предписаний законодатель не дает определения понятию «нормально необходимое время».
С учетом характеристик заключения договора, на наш взгляд, целесообразным является четкое определение сроков ответа на оферту, в случае отсутствия в ней срока для ответа, что необходимо в целях исключения расплывчатой формулировки «нормально необходимого для этого времени».
В данной ситуации, на наш взгляд, целесообразно применение норм о сроках акцепта в течение 30 дней со дня получения оферты. Такое закрепление будет являться основой строгого соблюдения установленных правил и исключения дополнительных споров в процессе заключения гражданско-правовых договоров.
Кроме этого, еще одним из направлений развития института заключения договора является использование электронного документа в механизме заключения гражданско-правовых договоров. Представляется возможным пересмотреть сложившийся в законодательстве подход, касающийся способа заключения договоров посредством электронной связи. Так, в частности, достаточно важной является возможность заключения с использованием электронных средств связи сделок, требующих нотариального удостоверения.
На наш взгляд, нотариус должен активно участвовать в удостоверении сделок, совершаемых с помощью электронной связи, поэтому в действующее законодательство необходимо внести изменения, предусматривающие, во-первых, возможность нотариального удостоверения таких сделок, а во-вторых, порядок удостоверения нотариусом электронных сделок.
Соответственно, необходимо дополнить законодательство нормами об удостоверении, сделок, требующих нотариального удостоверения, которые совершаются с помощью электронных средств связи, с помощью электронной цифровой подписи нотариуса в установленном законом порядке. Таким образом, в законодательстве Российской Федерации необходимо выделять не только способы заключения договоров в письменной форме, но и способы заключения договоров посредством электронной связи.
Выводы
В настоящее время отсутствует единообразный подход к классификации договоров. Так, существует классификация договоров, построенная на использовании критерия, включающего в себя совокупность экономических и юридических признаков. Такая классификация достаточно точно отражает систему договоров, учитывая даже те договоры, которые связаны с передачей прав на объекты, имеющие особую правовую охрану, то есть объекты прав интеллектуальной собственности.