Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты социального обеспечения
1.1 Понятие социального обеспечения
1.2 Признаки и функции социального обеспечения
Глава 2. Практика реализации прав граждан на социальное обеспечение
2.1 Особенности реализации права на социальное обеспечение
Неоднократно предметом обращений специалистов, проживающих в сельской местности, а также пенсионеров из их числа было снижение уровня ранее предоставляющихся жилищно-коммунальных льгот. В Определении от 2 апреля 2009 г. № 553-О-П по жалобе сельских педагогов Конституционный Суд сделал вывод о том, что при переходе от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) последние должны быть установлены в размерах, покрывающих затраты на оплату жилья, отопления и освещения.
Субъект РФ не может снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления, освещения, а также ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами. С аналогичными проблемами столкнулись и работники учреждений здравоохранения, находящихся в федеральном ведении и расположенных в сельской местности. Рассматривая жалобы медицинских работников больниц, относящихся к ведению ФСИН РФ, а также федеральных специализированных учреждений здравоохранения, Конституционный Суд РФ в определениях от 5 февраля 2013 г. № 149-О-П[22] и от 3 февраля 2010 г. № 136-О-П[23] установил, что данные работники были полностью лишены права на получение жилищно- коммунальных льгот, которыми они пользовались на протяжении длительного времени.
Суд указал на невозможность ущемления социальных прав (в рамках предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг) данных медицинских работников и возложил на РФ обязанность сохранить за ними жилищно-коммунальные льготы, которыми они пользовались до изменения законодательства. Следует отметить решение Конституционного Суда РФ, затрагивающее вопросы процедурно-процессуальных отношений в области права социального обеспечения.
Нетрудоспособный инвалид-чернобылец обратился в Конституционный Суд в связи с тем, что судебным приставом-исполнителем со ссылкой на ст. 135 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» был составлен акт о невозможности исполнения судебного решения о взыскании в его пользу задолженности по выплатам компенсации возмещения вреда здоровью в сумме 171523,24 руб. с управления социальной защиты населения. Исполнительный документ был возвращен взыскателю. Таким образом, ввиду невозможности взыскания денежных средств с управления социальной защиты населения как с организации-бюджетополучателя было нарушено право Э.Д. Жуховицкого на судебную защиту конституционного права на социальное обеспечение. По жалобам Э.Д. Жуховицкого и иных заявителей Конституционный Суд РФ вынес Постановление от 14 июля 2005 г. № 8-П 219 , в котором, опираясь на практику Европейского Суда по правам человека, указал следующее: предусматривая особенности исполнения судебных решений по искам к РФ и по взысканию средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета, законодатель обязан обеспечить для взыскателя реализацию в полном объеме его конституционных прав на судебную защиту и на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц[24].
Следовательно, взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Решением Конституционного Суда РФ часть оспоренных норм, в т.ч. ст. 135 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», была признана не соответствующей Конституции РФ. Таким образом, Конституционный Суд РФ за период своей деятельности осуществил конституционный контроль в отношении большого количества норм законодательства о социальном обеспечении.
Небольшую долю в общем количестве вынесенных Конституционным Судом РФ решений составляют решения по делам о соответствии Конституции РФ норм законов субъектов РФ по вопросам права социального обеспечения, и подавляющая часть таких дел связана с передачей ряда федеральных полномочий по социальному обеспечению субъектам РФ. В случаях, когда нормы законодательства о социальном обеспечении не соответствуют Конституции РФ, либо законодательство не содержит норм, необходимых для реализации права граждан на социальное обеспечение, Конституция может применяться непосредственно.
Конституционный Суд РФ в необходимых случаях устанавливает временный порядок применения конституционных норм и положений законодательства в их системном единстве в целях реализации права граждан на социальное обеспечение.
Итак, вновь, как и при анализе решений Конституционного Суда РФ, вынесенных при рассмотрении норм пенсионного законодательства, следует констатировать особую роль сформулированных Конституционным Судом РФ принципов правового регулирования отношений в сфере права социального обеспечения и необходимость их закрепления в базовых федеральных законах о социальном обеспечении.
Заключение
Таким образом, стоит сделать следующие выводы.
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует нормативное определение понятия «социальное обеспечение». Однако существует множество научных точек зрения, характеризующих социальное обеспечение через разные его признаки и содержание.
Исходя из приведенных выше определений к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем, социальные гарантии в образовательной сфере и многие другие вопросы, основанием которых не являются события, т.е. необходимые факторы, с которыми связывается социальное обеспечение.
Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время можно понимать, комплекс организационных, правовых, экономических и других мер обеспечиваемых государством, направленных на соблюдение и реализацию социально-экономических прав граждан в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе его развития социально значимыми, с целью достижения жизненного уровня, гарантирующего удовлетворение всех основных потребностей человека и социальной стабильности общества.
Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловлены тем, какие функции оно выполняет и какие социальные проблемы позволяет решить.
Как выяснилось, пенсия является основным источником социального обеспечения нетрудоспособных граждан.
Регулирование пенсий в последнее время достаточно усложнено, что связано с проведением пенсионной реформы и принятием ряда новых законодательных актов.
Новое законодательно определило следующие группы пенсий:
- страховая пенсия;
- пенсия по государственному обеспечению;
- накопительная пенсия;
- пенсия по негосударственному обеспечению.
На сегодняшний день страховая пенсия – самый распространенный вид пенсии в России.
Пенсии, пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми являются наиболее значимыми институтами в системе социального обеспечения. Все большее развитие получает социальное обслуживание семьи и детей, совершенствуются его формы, появились новые виды учреждений, предоставляющих социальные услуги.
Учреждения социального обслуживания семьи и детей активно работают над решением проблем детской безнадзорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, «социального сиротства», оказывая соответствующие услуги; существенную роль в отношении социального обеспечения семей с детьми является институт государственной социальной помощи.
Во всех регионах нашей страны государственная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется по-разному, имеются свои преимущества и недостатки.
Интерес представляет и защита прав социального обеспечения в судебных органах, в частности в Конституционном суде РФ, в связи с чем была проанализирована судебная практика.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Нами предложено внесение изменений по совершенствованию действующего законодательства в сфере социально-правовой защиты семьи в следующем:
- внести дополнения в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в части назначения и выплаты пособия на несовершеннолетних детей (по аналогии с усыновителями), при прочих равных условиях лицу (как мужчине, так и женщине), назначенному опекуном ребенка в возрасте до трех месяцев («родительского пособия по уходу за новорожденным»);
- исходя из принципов обязательного социального страхования, напрашивается вывод о необходимости исчислять единовременные пособия при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью застрахованным гражданам не в твердом размере, а соразмерно с прожиточным минимумом, в качестве которого должен применяться действительно прожиточный минимум, и разработать действенный метод его индексации;
- в столь сложной ситуации даже легальное закрепление прав нуждается в их эффективной защите. Полагаем, что по искам о взыскании пособий необходимо обязать ответчика предоставлять все документы и доказательства в подлинниках самостоятельно, без истребования их судом. Целесообразно возложить такую процессуальную обязанность на работодателя с момента получения им надлежащего уведомления о поданном иске. Указанные меры, по-нашему, послужат оптимизации системы защиты прав семей в аспекте их социального обеспечения.
В целом, в настоящее время государственная социальная политика сконцентрирована по существу лишь на одной крупномасштабной цели – сокращение зоны бедности российского населения и регулирования доходов малообеспеченных групп. Более того, в последние годы другие направления социальной политики, формально преследующие иные цели, в реальности прямо или косвенно были подчинены именно этой задаче. Рельефным примером служит государственная политика на рынке труда. Ее основной функцией стала не борьба с безработицей, ее масштабом и продолжительностью, а попытка поддержания доходов безработных через выплату пособий по безработице, досрочных пенсий, доплат на иждивенцев и прочих денежных выплат и материальной помощи. Ресурсов эффективно выполнить и эту задачу у государства явно недостаточно, и естественным результатом этой порочной парадигмы стал провал политики занятости практически во всех ее направлениях
Список литературы
1. Нормативные правовые акты
- Всеобщая декларация прав человека [принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948] // Российская газета от 5 апр. 1995. N 67.
- Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
- Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (1 ч.). Ст. 4920.
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 18.
- Федеральный закон от 07.05.2013 N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" по вопросу выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 19. Ст. 2313.
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. 2014. N 2 (часть II) (поправка).
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Российская газета. N 297. 2006.
- Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 25. Ст. 3042.
- Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2009 N 15909) // Российская газета. N 15. 27.01.2010.
2. Литература
Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР : учебник. М., 2011. – 586 с.