Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. В науке сегодня наблюдается повышенный интерес исследователей к невербальному общению, в частности к невербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидно-личностных характеристик человека, его отношений и взаимоотношений, как средству влияния на другого человека.

Одним из аспектов в исследовании невербальных форм выражения эмоций является изучение его особенностей у представителей различных этносов. Для поддержания мира, развития дружественных отношений между народами и народностями, проживающими совместно на одной территории, изучение этнопсихологических особенностей эмоциональной культуры представляет огромную практическую значимость.

В первой половине ХХ века многие ведущие культурантропологи, обнаружили многочисленные свидетельства того, что у представителей разных культур существуют значительные различия в экспрессивном поведении, в том числе и в мимике[1].

Целью данной работы является анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты невербальных проявлений эмоциональных состояний человека;

- провести исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Объект исследования – эмоции.

Предмет исследования - невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области психофизиологии, материалы периодических изданий и сети Интернет.

Глава 1 Теоретические аспекты невербальых проявлений эмоциональных состояний человека

1.1 Невербальные формы выражения эмоций

Любой наблюдательный человек, взаимодействующий с представителями различных народов, невольно замечает межкультурные вариации в частоте и интенсивности отражения тех или иных эмоций на их лицах. Другими словами, в каждой культуре выработаны передающиеся из поколения в поколение правила, регулирующие экспрессивные выражения лица и предписывающие, какие - универсальные по своей сути - эмоции позволительно показывать в определенных ситуациях, а какие - прятать. П. Экман и У. Фризен назвали их обусловленными культурой правилами невербального выражения эмоций[2]. Действие этих правил весьма разнообразно, они могут предполагать:


  1. усиление (гиперболизацию) выражения эмоций. Так, французский этнолог М. Мосс обратил внимание на «чрезвычайную распространенность обязательного и морально предписанного использования слез» в погребальных обрядах традиционных культур. Например, в традиционной культуре мордвы с наступлением смерти близкого человека родные начинали исполнять протяжные вопли отчаяния в высоком регистре наиболее напряжено. Этот момент плача называли - крик о смерти («куломадаранкстама»). Последующий плач вопленицы исполнялся в низком регистре мягким грудным и приглушенным тембром, прерываясь горестными всхлипами и представлял собой рассказ о смерти. В наиболее драматические моменты обряда напев плача интонируется вновь в высоком регистре. Причеты исполняли с такой эмоциональной силой, отмечают Л. Б. Бояркина и Н. И. Бояркин, чтобы оказать максимальное воздействие на всех присутствующих и заставить их плакать[3];
  2. уменьшение выражения эмоций. Например, от эстонцев или финнов ожидается сдержанность в эмоциональных проявлениях там, где от представителей других национальностей можно было бы ожидать проявлений ярости или бурной радости;
  3. контекстный запрет на выражение определенных эмоций. Например, во многих культурах мужчине на людях не положено демонстрировать страх, проявлять слабость, быть сентиментальным;
  4. маскировку одной эмоции другой. Строгие правила «сокрытия» эмоций существуют в японской культуре. Практически все наблюдатели отмечают, что у японцев, как правило, спокойное, безмятежное выражение лица, независимо от внутренних эмоций, которые они стремятся скрыть, пряча под маской[4].

Еще одним видом экспрессивного поведения человека являются жесты, или выразительные движения рук, головы и т.п. За последние десятилетия появилось большое количество работ, описывающих и систематизирующих жесты. Приходится констатировать, что многие из них культурно-специфичны и часто становятся препятствием для адекватного общения и взаимопонимания.

Многие из нас, путешествующие и вступающие во взаимодействие с представителями иных культур, оказывались в ситуациях, когда привычные для нас жесты, были неправильно поняты местными жителями, поскольку имели в их культуре совершенно иное значение. Исследователи отмечают, что одинаковые по технике исполнения жесты могут неоднозначно интерпретироваться даже в разных районах одной страны[5].


При подготовке индивидов к взаимодействию в инокультурной среде психологи обычно рекомендуют во избежание недоразумений использовать жесты как можно меньше. Этой же точки зрения придерживаются и специалисты в области лингвострановедения, полагая, что учащиеся должны быть ознакомлены лишь с наиболее характерными жестами культуры изучаемого языка. Но нет никакой необходимости стремиться к активизации всех жестов, в ряде случаев «то, что у носителя языка кажется обычным, у представителя другой страны становится неуместным»[6].

Успешная межкультурная коммуникация предполагает постоянную готовность человека к восприятию, пониманию, и принятию чужих этнических стереотипов поведения, нравов, обычаев, интересов, культурных ценностей. Чтобы конструктивно общаться и понимать представителей другого этноса, необходимо не только знать и понимать коммуникативную символику своего народа и другого народа, но и признавать равноценность и равнозначность всех этносов, всех культур.

Важно отметить, что, несмотря на различия в невербальных формах выражения эмоций представителями разных культур, «универсальность экстралингвистической эмоциональной экспрессии не оставляет сомнений»[7], что позволяет находить взаимопонимание в процессе общения и способствует установлению и развитию дружественных отношений.

1.2 Основные направления изучения невербального поведения

В период глобализации и интеграции языкознание характеризуется антропологическим подходом, который акцентирует внимание на категории языковой личности с учётом всех её особенностей - этнических, возрастных, ролевых, социальных, гендерных и т.д. В том числе, данный подход рассматривает языковую личность с точки зрения различных дисциплин, что позволяет выявить биологические, культурные и социальные факторы, определяющие вербальные и невербальные особенности коммуникации мужчин и женщин.

Речь принято считать основной формой общения. Однако в эволюционном смысле устная речь появилась относительно недавно, около 500 000 лет назад. До этого основной формой передачи эмоций и чувств был язык телодвижений. Поскольку участники коммуникации сосредоточены на произносимых словах, многие жесты не фиксируются сознанием, хотя в полной мере передают настроение и мысли человека. Понимание тонкостей языка жестов делает общение более эффективным, помогает избежать манипулирования сознанием со стороны оппонента.


Изучение компонентов невербальной коммуникации привлекало внимание многих ученых разных времен.

Известно о существовании старинных трактатов об определении характера человека посредством изучения постоянных черт лица.

Знаменитые «лекции» ("Conferences") художника Лебрена, опубликованные в 1667 году, по мнению Ч. Дарвина, представляют собой одно из лучших сочинений на данную тему.

Сэр Чарльз Бэлл, известный своими открытиями в физиологии, в 1806 году опубликовал первое издание своей книги «Анатомия и философия выражения», в которой был заложен фундамент нового научного направления. Его заслуга состоит в том, что он показал тесную связь между движениями выразительными и движениями, которые производятся при дыхании.

Герберт Спенсер, говоря о чувствах, в «Началах психологии» пытается сопоставить эмоции и их внешние проявления. Основываясь на наблюдениях Спенсера и многих других ученых, Чарльз Дарвин в 1872 году в работе «Выражение эмоций у человека и животных» подробно описал язык телодвижений с позиций эволюции[8]. Многие идеи и наблюдения ученого широко используются исследователями всего мира в настоящее время.

С момента написания дарвиновской работы ученые выделили и зафиксировали почти миллион невербальных ключей и сигналов.

Альбер Мерабян в 50-е годы XX века обнаружил, что информацию любого сообщения можно дифференцировать следующим образом: 7% передается вербально, 38% - вокально (тоном голоса, ударением, способом произнесения звуков) и 55 % - невербальными сигналами.

Антрополог Рэй Бердвистелл, оценивая степень невербального общения между людьми, установил, что человек может произвести и распознать около 250 000 выражений лица, и то, что вербальный компонент межличностного общения составляет менее 35% общения, а свыше 65% информации, передаваемой при общении, передаётся невербально, что подтверждает несомненную важность невербального аспекта коммуникации[9].

В последние годы появился ряд фундаментальных работ, посвященных особенностям невербальной коммуникации мужчин и женщин[10].

В то же время актуальным остается вопрос о соотношении биологических («пол») и социокультурных факторов («гендер») воздействия на невербальное поведение людей.

Понятие «гендер» в рамках конструктивистского подхода определяется как система межличностного взаимодействия, посредством которой создаётся, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка[11]. При этом гендер понимается не как следствие индивидуальной биологии или предрасположенности к тем или иным признакам, а как установленный обществом порядок, частью которого является каждый человек. Гендер отражает одновременно процесс и результат «встраивания» индивида в социально и культурно обусловленную модель мужественности и женственности, принятую в данном обществе на определённом историческом этапе.


При таком подходе меняется характер вопросов, которыми задаются исследователи. Вместо изучения того, как говорят мужчины и женщины, рассматривается, какие виды языковых ресурсов они используют, чтобы представить себя тем или иным типом мужчин и женщин. Вместо анализа того, как говорят о мужчинах и женщинах, выявляются типы языковых и неязыковых практик, которые могут выражать и поддерживать определённые гендерные идеологии и нормы. Е.С. Гриценко пишет: «Конструирование гендера трактуется как когнитивная деятельность импликативно-инференционного характера, в основе которой лежит соотнесение языковых форм / сигналов с тендерными представлениями, являющимися частью универсума общих смыслов представителей данной культуры»[12].

Следует отметить, что в связи с положением о социальном равноправии «типично мужское» вербальное и невербальное поведение имеет тенденцию приписываться женским характеристикам, и наоборот. Более того, то, что является «типично женским» в одной культуре, может быть характерной чертой мужского поведения в другой культуре. Одна из основных задач состоит в том, чтобы выяснить, насколько полоролевые стереотипы соответствуют природе мужчины и женщины, а в какой мере они ошибочны.

Что касается пола, это собственно биологический фактор воздействия на речемыслительные процессы и невербальное поведение говорящего.

Представляется интересным выявить именно те свойства, которые присущи полам независимо от социальных ролей мужчины и женщины. Считается, что человек в значительной степени не может контролировать свое поведение, согласовывать его с принятыми в том или иной лингвокультуре нормами, находясь в измененном состоянии сознания (ИСС). Обладая свойствами доминанты, ИСС тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации; при этом для ИСС характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощается породившими ИСС обстоятельствами и навязанными им действиями[13].

По словам Т.Н. Синеоковой, ИСС «служит своеобразным фильтром: он в значительной степени нивелирует влияние различных социокультурных факторов и, таким образом, «высвечивает» факторы собственно биологического характера»[14]. Таким образом, именно при ИСС должны проявляться характеристики, обусловленные имманентными свойствами пола человека и инвариантные относительно социокультурных, гендерных, факторов.