Файл: Правовые основы организации нотариата. Понятие нотариата в РФ и его сущность.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика нотариальной деятельности
1.1 История развития нотариата в РФ
1.2 Понятие нотариата в РФ и его сущность
Глава 2 Правовая база организации и деятельности государственных и частных нотариальных контор
2.1 Правовая основа деятельности государственного и частного нотариуса
2.2 Компетенция органов нотариата и общие правила совершения нотариальных действий
Необходимо также обратить внимание, что ст. 5 ФЗ, наряду с общим подходом о добровольности членства, предусматривает, что федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.
Таким образом, уже при первом ознакомлении с приведенными нормами ФЗ создается впечатление, что они фактически воспроизводят ряд положений Основ, регулирующих организацию системы нотариата, а нотариальные палаты обладают всеми признаками саморегулируемой организации.
Здесь уместно обратиться к авторитетному мнению ряда известных ученых и государственных деятелей.
Так, еще в 2007 году на парламентских слушаниях на тему «Саморегулируемые организации. Проблемы развития, законодательства и правоприменительной практики» председатель Комитета по собственности Госдумы РФ Виктор Плескачевский высказал следующую мысль: «...понятно, что 80 лет всепроникающего государственного регулирования в России привели к тому, что чиновники присутствуют поныне во всем процессе регулирования. Сегодня любое ведомство формально может каждый понедельник принимать новые лицензионные требования. Между тем саморегулирование заложено в деятельность нотариата, профессиональных оценщиков. И все же несмотря на то, что Конституция РФ не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, государство в России с трудом отказывается от избыточного вмешательства в экономику. И эффективность принятых законов по дебюрократизации низка. Для этого и нужны организации саморегулирования».
Под саморегулированием понимается создание организаций для защиты прав неограниченного круга лиц, то есть публично-правовых организаций с функциями, свойственными органам государственной власти. Они нужны как противовес медлительности и консерватизму, свойственным государственному аппарату.
Таким образом, указанные выводы относятся и к нотариату, если рассматривать его как сообщество нотариусов (именно такое определение нотариата дается в законопроекте).[9]
Заключение
Рассмотрев данную тему можем сделать следующие выводы:
Во-первых, российский нотариат - это система организации нотариальной деятельности, связанной с совершением и свидетельствованием актов, обеспечивающих правовую защищенность граждан и договорную свободу на территории Российской Федерации, а государственный нотариат является формой организации нотариальной деятельности, предусматривающей выполнение публичных удостоверительных функций специально созданным для этого государственным органом. Государственные нотариусы обладают статусом государственных служащих, получают заработную плату, не несут личной имущественной ответственности за совершение нотариальных действий.
Во-вторых, рассмотрев вопрос о возникновении «настоящего» нотариата в России, то, полагаем, нотариат в России - в его истинном понимании, со свойственным ему сочетанием публичного и частного интересов - сформировался с принятием Положения о нотариальной части 1866 года. А что было до этого момента, можно говорить лишь о прообразах нотариата и правоотношениях, отличительной чертой которых является обязательное участие нотариуса в их регулировании. Регулирование гражданско-правовых отношений в России до принятия вышеуказанного положения осуществлялось различными лицами, действующими в интересах либо государства, либо в собственных интересах.
В-четвертых, рассмотрев правовую базу организации деятельности государственного и частного нотариата, нами сделан вывод, что согласно ст. 1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Таким образом, законодатель определяет главную функцию нотариата как охранительную функцию, прежде всего в гражданских правоотношениях, а также публичный характер выполнения данной функции - совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Таким образом, основы предусматривают, что в рамках системы нотариата нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Вместе с тем фактическое состояние дел показывает, что количество занимающихся частной практикой нотариусов в Российской Федерации несоизмеримо больше, чем количество нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах (7500/20).
В ходе исследования нами предложены следующие перспективы развития нотариальной деятельности:
Первое - приобретение нотариальной палатой статуса саморегулируемой организации путем прямого указания об этом в законе.
В ходе анализа нами сделан вывод, что нотариальная палата обладает основными признаками саморегулируемой организации - разработка и установление стандартов (правил) и контроль за соблюдением их требований.
Вполне естественно, что закрепленные Основами (ст. ст. 4, 9, 12, 18, 25, 28, 34) публично-правовые полномочия нотариальной палаты, о которых говорилось в приведенном Постановлении Конституционного Суда РФ, должны быть расширены, и в-первую очередь за счет предоставления ей права устанавливать обязательные для своих членов (нотариусов) стандарты и правила, как это предусмотрено ФЗ о СРО. Они условно могут быть разделены на две группы: общероссийские и на уровне субъекта Российской Федерации (региональные).
Таким образом, нотариат как профессиональное сообщество нотариусов, по всей видимости, должен представлять собой следующую двухзвенную организационную систему:
- нотариусы, объединенные в саморегулируемые некоммерческие организации - нотариальные палаты субъектов РФ;
- Федеральная нотариальная палата - саморегулируемая некоммерческая организация (возможно, в форме ассоциации или союза), объединяющая, в свою очередь, на условиях обязательного членства нотариальные палаты субъектов РФ.
Учитывая, что нотариальные действия совершаются нотариусами от имени Российской Федерации, безусловно, на региональном уровне не могут устанавливаться стандарты и правила общероссийского масштаба, и прежде всего касающиеся нормативно-правового обеспечения в сфере нотариата, порядка совершения нотариальных действий и нотариального делопроизводства. Эти вопросы должны относится к компетенции Федеральной нотариальной палаты как общие вопросы деятельности нотариата.
Второе: анализ положений ст. 45 Основ, согласно которой нотариусы не принимают для совершения нотариальных действий документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом, а также то, что в документе, объем которого превышает один лист, листы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью, позволяет сделать вывод, что данным нормативным актом предусматривается составление документа именно на бумажном носителе. В отношении электронного документа такие требования изначально соблюдены быть не могут.
Несмотря на развитие электронного документооборота, существование традиционного оборота бумажных документов видится еще довольно продолжительным.
В традиционном документообороте предусмотрено наличие бумажной копии бумажного документа, и, более того, такая копия может даже служить источником возникновения или подтверждения правоотношений, если ее верность засвидетельствована в нотариальном порядке. Такое нотариальное действие предусмотрено ст. 77 - 79 Основ.
Поэтому нами предлагается, применительно к электронным документам введение нового вида нотариальных действий - удостоверения тождественности электронного документа документу на бумажном носителе и соответственно удостоверения тождественности документа на бумажном носителе электронному документу. В связи с данным вопросом и в целом применительно к нотариальным действиям с электронными документами возникает необходимость нормативного регулирования использования средств визуализации электронного документа. Как видится, такое нормативно-правовое регулирование должно содержаться в подзаконном акте федерального органа власти, как более мобильного для внесения в него изменений по сравнению с законодательными актами, ввиду постоянного совершенствования и внедрения новых средств визуализации.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые источники
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс»;
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) // СПС «Консультант Плюс»;
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СПС «Консультант Плюс»;
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // СПС «Консультант Плюс»;
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 24.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.12.2014) // СПС «Консультант Плюс»;
- «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 24.11.2014) // СПС «Консультант Плюс»;
- «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 21.07.2014) // СПС «Консультант Плюс»;
- Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Консульский устав Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»;
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»;
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О саморегулируемых организациях» // СПС «Консультант Плюс»;
- Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об инвестиционных фондах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // СПС «Консультант Плюс»;
- Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2014) // СПС «Консультант Плюс»;
- Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности» // СПС «Консультант Плюс»;
- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС «Консультант Плюс»;
- Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»;
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «Консультант Плюс»;
- Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об электронной подписи» // СПС «Консультант Плюс»;
- Указ Президента РФ «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» от 23.07.2003 № 824 // СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3046.
- Указ Президента РФ от 15.03.2000 № 511 (ред. от 28.06.2005) «О классификаторе правовых актов» // СПС «Консультант Плюс»;
- Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы)» (ред. от 6 июня 2002 г.) // СЗ РФ. 2001. № 31. Ст. 3295.
- Концепция административной реформы в РФ в 2006 - 2008 гг., одобренная распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р. // СПС «Консультант Плюс»;
- Постановление ВС РФ от 11.02.1993 № 4463-1 (ред. от 26.04.2007) «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // СПС «Консультант Плюс»;
- Приказ Минюста России от 17.06.2014 № 129 «Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата» (вместе с «Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата», утв. решением Правления ФНП от 02.06.2014, приказом Минюста России от 17.06.2014 № 129) (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 № 32716) // СПС «Консультант Плюс»;
- Приказ Минюста России от 17.06.2014 № 135 «Об утверждении Состава сведений справочно-аналитического характера, содержащихся в единой информационной системе нотариата и касающихся деятельности нотариусов» (вместе с «Составом сведений справочно-аналитического характера, содержащихся в единой информационной системе нотариата и касающихся деятельности нотариусов», утв. решением Правления ФНП от 02.06.2014, приказом Минюста России от 17.06.2014 № 135) (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 № 32709) // СПС «Консультант Плюс»;
- Приказ Минюста России от 17.06.2014 № 134 «Об утверждении Формы предоставления отчетности о функционировании реестров единой информационной системы нотариата» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 № 32710) // СПС «Консультант Плюс»;
- <Письмо> ФНП от 18.01.2012 № 51/06-12 <Об оказании нотариусами бесплатной юридической помощи>// СПС «Консультант Плюс»;
- Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 № 349-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан С.В. Бирюковой, Е.А. Лепехиной, Т.И. Сопиной, Е.Е. Тимофеевой, А.Г. Цымбаренко и Г.Н. Шаншиевой на нарушение их конституционных прав положениями части четвертой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и абзаца девятого статьи 22 Федерального закона от 2 ноября 2004 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»;
Основная и учебная литература
- Азнаев А.М. Правовое регулирование перехода нотариусов государственных нотариальных контор на частнопрактикующую деятельность и еще раз о необходимости существования единого нотариата // Нотариус. 2007. N 6.;
- Асватурова М.Б. История возникновения нотариата в России М.: «Нотариус», 2014, N 5;
- Брюссельская конвенция по вопросам юрисдикции и принудительного исполнения судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров от 27 сентября 1968 г. (извлечение).;
- Герасимов В. Потенциал нотариата не востребован // Российская юстиция. 2000. N 1. С. 32.;
- Ди Каньо В. Общие принципы организации свободного нотариата и его отношения с государственными органами // Нотариальный вестник. 1997. N 3;
- Елизарьев Г. Деление нотариата на государственный и частный противоестественно // Нотариальный вестник. 1997. N 4. С. 4.;;
- Исторические хроники российского нотариата / Под ред. А. Тихенко. М., 2003. С. 17 - 19.;
- Исторические хроники российского нотариата. С. 250.;
- Комаров В.В., Баранкова В.В. Нотариат и нотариальный процесс. Харьков: Консум, 2000. С. 51.;
- Клячин Е.Н. Семинар президентов и вице-президентов. Доклад // Нотариальный вестник. 2006. N 1. С. 58, 59.;
- Колганова С.В., Мохов А.А., Рабочий П.В. Отечественный нотариат: понятие и сущность // Нотариус. 2007. N 5. С. 2 - 10.;
- Карамзин Н.М. История государства Российского. Калуга, 1994. С. 74.;
- Кашурин Н.И. Золотые страницы российского нотариата. Ставрополь. 2002. С. 10.;
- Кайль А.Н., Батяев А.А. Комментарий к ФЗ «О саморегулируемых организациях» // СПС «КонсультантПлюс».;
- Ляпидевский Н. История нотариата // Нотариальный вестник. 1997. N 8 - 9. С. 77.
- Нотариат / Под ред. Н.А. Волковой. М., 2008. С. 20.;
- Нейман М.М. Больные места русского нотариата // Библиографический указатель, комментарии, эксклюзивные раритетные материалы по российскому нотариату. Книга 2: Нотариальный сборник, 1887. М., 2001. 264 с.;
- Олейнова А.Г. История становления законодательства о нотариате в России: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2004. С. 22.;
- Пиепу Ж.-Ф., Ягр Ж. Профессиональное нотариальное право. М., 2001;
- Парфирьев Д.Н. Проблемы получения статуса саморегулируемых организаций в России // Российская юстиция. 2010. N 4. С. 18 - 22.;
- Прокудина Л.А. Процессуальная форма и осуществление правосудия в России // Современное право. 2010. № 10. С. 94 - 97.;
- Плахин Ю.В. Частный нотариат: вне закона // Нотариус. 2000. N 5. С. 72.;
- Румянцева В.Г., Тутинас А.В. Институт нотариальной деятельности: понятие, сущность, содержание // История государства и права. 2009. N 6. С. 7.;
- Сычев О.М. О времени возникновения нотариата в России: историко-правовой анализ // Нотариальный вестник. 2008. N 7. С. 45 - 50.;
- Сычев О.М. Гражданско-правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариальных палат в Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс». 2009.
- Смыкалин А.С. «Донотариальный период в системе юридических органов русского нотариата» // Нотариальный вестник. 2007. N 2. С. 30.;
- Сальникова В. На принципах саморегулирования. Государство должно поделиться властью с бизнесом // Бизнес для Всех (газета.) 2007. N 42 (608).;
- Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. Ленинград, 1977. С. 38.;
- Фельцман А.Е. Государственный и частный нотариат: проблемы и противоречия М.: «Нотариус», 2014, № 2;
- Хроника мировой культуры. М., 2001. С. 49.;
- Хрестоматия по истории государства и права России: Учеб. пособие / Сост. Ю.П. Титов. 2-е изд. М.: Проспект, 2005. С. 36.;
- Хрестоматия по истории государства и права России. С. 285;
- Черемных Г.Г. В современной России должного нормативного правового регулирования в сфере нотариата не было и нет // Нотариус. 2009. N 4. С. 2 - 9.
- Шарафетдинов Н.Ф. У бюрократической модели нотариата нет будущего! // Нотариус. 2012. N 6.
- Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации. М., 2010. С. 4.
- Шагиев Б.В. Нотариат и адвокатура как правозащитные органы России // Нотариус. 2012. N 5.