Файл: Интеллектуальная собственность ( Место и роль интеллектуальной собственности в развитии общества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это означает, что инновационная активность правообладателей существенно отстает от темпов активизации рыночных отношений в секторе купли-продажи товаров. Данную проблему подтверждает и то, что доля нематериальных активов в составе внеоборотных активов предприятий оценивается всего в 0,3-0,5 %, в то время как в экономически развитых странах этот показатель доходит до 30 %.

Российская Федерация имеет стабильное отставание в вопросах патентной активности от Германии (объем ежегодно получаемых патентов больше в 2 раза), от США (8,2-8,9 раз), Японии (11-15 раз), от Китая и Гонконга, отставание от которых за последние 5 лет увеличилось с 2,8 до 7 раз.

Таким образом, на сегодняшний день рынок интеллектуальной собственности в России не соответствует потребностям инновационного развития экономики, находится в состоянии стагнации, при том, что имеются все возможности и крайне благоприятные условия для существенного повышения динамики его развития.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусмотрено увеличение объема расходуемых средств на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Затраты на НИР и ОКР к 2020 году составят не менее 3% от валового внутреннего продукта. Совокупный расход государственных и частных инвестиций на образование увеличится до 6,5-7 %. Доля средств, предоставляемых на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, за тот же период увеличится до 30 %. Развиваются научная и инновационная инфраструктуры, реализуются программы по созданию центров одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научно-образовательных центрах, осуществляется комплекс мероприятий, направленных на предотвращение "утечки" квалифицированных российских специалистов, а также мероприятий, направленных на приглашение иностранных специалистов и возвращение российских ученых, работающих за рубежом. Кроме того, созданы поддерживающие механизмы финансирования различных стадий научно-технической и инновационной деятельности - фонды, венчурные компании, крупные акционерные общества с государственным капиталом, осуществляющие развитие инновационной инфраструктуры и инвестирование в инновационный бизнес.

Государство должно создавать все возможные условия для развития инновационного процесса в нашей стране. Прежде всего, необходимо оказывать поддержку инновационным мероприятиям, которые проходят в России, а не за рубежом. Следует навести порядок в системе: идея - изобретение - промышленный образец - реализация - прибыль.


В настоящее время множество решений, принятых на законодательном уровне, не исполняются. Вышестоящим органам власти следует четко контролировать подчиненные им структуры, в частности, следить за расходом бюджетных средств, выделенных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и аналогичные цели.

О необходимости появления российской стратегической доктрины развития и совершенствования механизмов интеллектуальной собственности разговоры ведутся уже не первый год. Совет по профильным вопросам при Председателе Совета Федерации озабоченно констатировал еще в мае, что Россия легко может вылететь "из обоймы интеллектуально развитых стран", если срочно не обзаведется такой стратегией.

Разработкой проектов стратегии интеллектуальной деятельности в нашей стране занимались сразу несколько ведомств, включая Минобрнауки, Минэкономразвития, Торгово-промышленную палату России. Но их старания к сегодняшнему дню, видимо, все-таки успехом не увенчались. Это и не удивительно, ведь как отмечают аналитики, вопросами интеллектуальной собственности у нас в той или иной мере занимаются более 20 инстанций.

Единое государственное ведомство, как считают в Правительстве, как раз и сможет создать и воплотить столь необходимую России долгосрочную стратегию.

Пока же в Правительстве изучают план первоочередных мероприятий по развитию в области интеллектуальной собственности на 2015-2017 годы. Согласно плану уже к сентябрю нынешнего года "в целях повышения мотивации авторов и формирования среды эффективных собственников" появятся проекты новых законодательных актов. После вступления их в действие выдача лицензий на созданные за бюджетный счет интеллектуальные продукты будет производиться бесплатно и все разработчики, создающие интеллектуальную собственность при поддержке государства, получат право оформлять патенты и свидетельства в приоритетном порядке.

На сентябрь вышеуказанный план предполагает осуществить внесение изменений в действующее законодательство, которое обеспечит "безвозмездное использование интеллектуальной собственности, принадлежащей Российской Федерации, в целях коммерциализации" на всей территории страны.

Поскольку, по данным Совета Федерации объем государственных ассигнований на инновации за последнее время возрос в четыре раза, к ноябрю 2015 года ожидается провести первую инвентаризацию расходования средств федерального бюджета на разработку инновационных продуктов и обнародовать информацию о результатах данной интеллектуальной деятельности. В дальнейшем, согласно плану, такая инвентаризация будет проводиться ежегодно.


Таким образом, процесс коммерциализации интеллектуальной собственности имеет как преимущества, так и недостатки. С целью дальнейшего благоприятного построения модели инновационной экономики следует свести к минимуму существующие минусы, а лучше всего попытаться их устранить. Для этого необходимо создать прочную и полноценную юридическую базу для оформления прав интеллектуальной собственности, произвести соответствующие изменения в сфере государственного законодательства, создать стимулы для развития российских предприятий и организаций, обеспечить функционирование инновационной инфраструктуры, тем самым сформировать четкую и стабильную систему коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и повысить конкурентоспособность отечественного наукоемкого промышленного производства.

Глава 2 Теоретические основы понятия интеллектуальной собственности

2.1 Сущность понятия интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность - в широком понимании термин означает закреплённое законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определённые формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.[6]

Термин "интеллектуальная собственность" эпизодически употреблялся теоретиками - юристами и экономистами в XVIII и XIX веках, однако в широкое употребление вошел лишь во второй половине ХХ века, в связи с подписанием в 1967 году в Стокгольме Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Согласно учредительным документам ВОИС "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к:

• литературным, художественным и научным произведениям;


• исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам;

• изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

• полезным моделям;

• промышленным образцам;

• товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

• другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Позднее в сферу деятельности ВОИС были включены исключительные права, относящиеся к географическим указаниям, новым сортам растений и породам животных, интегральным микросхемам, радиосигналам, базам данных, доменным именам.

Главными задачами ВОИС являются:

• улучшение взаимопонимания и развитие сотрудничества между государствами в интересах их взаимной выгоды на основе уважения к их суверенитету и равенства;

• поощрение творческой деятельности, содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире;

• модернизация и повышение эффективности административной деятельности международных соглашений, которые созданы в сфере охраны промышленной собственности, а также охрана литературных и художественных произведений. Контроль за выполнением Соглашений осуществляют руководящие органы ВОИС.

Согласно законодательству РФ (п. 1 ст. 1225 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)) объектами интеллектуальной собственности подлежащими правовой охране, являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

Учитывая классификацию, представленную выше, объекты интеллектуальной собственности принято делить на две большие категории: промышленная собственность и объекты авторского права.

Принципиальным отличием промышленной собственности от объектов авторского права, является необходимость государственной регистрации объектов промышленной собственности для возникновения исключительного права на них.


Факт создания и использования изобретения, полезной модели, промышленного образца или товарного знака (торговой марки) без государственной регистрации и удостоверения охранным документом (патентом или свидетельством) не приводит к возникновению исключительного права на него.

Государственная регистрация осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности (РОСПАТЕНТ).

Помимо общих классификационных признаков интеллектуальной собственности, перечисленных выше, существуют и другие более детальные классификации результатов творческой деятельности, наличие которых значительно упрощает учет, анализ и использование достижений мировой науки в самых различных областях и сферах.

Увеличение объемов мирового патентного фонда, развитие мирового сотрудничества привели к необходимости создания единой классификации изобретений. Многократные попытки сближения различных национальных систем классификации изобретений завершились разработкой Международной классификации изобретений (МКИ).

При разработке МКИ были учтены следующие требования:

а) пригодность системы как для стран, применяющих исследовательскую систему экспертизу заявок на новизну, так и для стран с явочной системой патентования;

б) максимальная логичность классификационной структуры;

в) охват современных областей науки и техники;

г) возможность дальнейшего развития классификации путем введения новых рубрик и замены устаревших.

Эти требования реализуются в общей укрупненной системе классификации, состоящей из 8 подразделений, 118 классов и 617 подклассов. Наряду с этим делением возможно использование подробной схемы МКИ, содержащий 6602 группы и 48865 подгрупп (всего 55467 групп). Как не парадоксально, но данный бюрократический Элизиум заметно упрощает индексацию изобретений и дальнейшую работу с данными.

Интеллектуальная собственность рассматривается в разрезе двух основных составляющих, а именно правовой и экономической. В рамках правового аспекта обеспечивается охрана и защита юридическим и физическим лицам их прав и интересов в процессе создания и использования результатов интеллектуального труда. Целями экономического регулирования интеллектуальной собственности являются получение монопольной прибыли, достижение устойчивого положения на конкурентном рынке, возможности влиять на рыночную конъюнктуру.[7]

Особенность и уникальность использования интеллектуальной собственности в деятельности предприятия заключаются в том, что создаваемая в организации интеллектуальная собственность выступает в качестве товара на рынке интеллектуальной продукции и может приобретаться в собственность другой организацией, и одновременно с этим является инструментом, который непосредственно участвует в создании, производстве и реализации инновационной продукции, во многом определяя ее потребительскую ценность, а, следовательно, и стоимость.