Файл: Система защиты информации в банковских системах ( ПОДХОДЫ К ХРАНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В БАНКОВСКИХ СИСТЕМАХ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ В БАНКОВСКИХ СИСТЕМАХ
1.1 ПОДХОДЫ К ХРАНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В БАНКОВСКИХ СИСТЕМАХ
1.2. МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ
2.2. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ И МЕРЫ ПО ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
По этим причинам обеспечение информационной безопасности является для организаций банковской системы одним из основополагающих аспектов их деятельности.
2.2. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ И МЕРЫ ПО ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Коммерческие банки, являясь важнейшим финансовым институтом современного социума, должны следовать определенным правилам информационной безопасности и уметь противостоять дестабилизирующим факторам.
В настоящее время стоимость и значимость банковской информации многократно возросли, что привело к росту преступного интереса к ней. Каждый банк обязан обеспечить безопасность хранимых им данных, именно поэтому он должен следить за регулярной сменой и проверкой паролей, а также за контролем вероятности утечки информации. [30]
Банковские информационные системы и базы данных содержат конфиденциальную информацию о клиентах банка, состоянии их счетов и проведении различных финансовых операций. Необходимо поддерживать сохранность этих данных, обеспечивать их информационную безопасность, осуществлять быстрый и своевременный обмен и обработку информации, чтобы банковская система не дала сбой.
Для этого необходима целая структура, которая будет способна обеспечить защиту информации, а также конфиденциальность клиентской базы. План действий, обеспечивающих информационную безопасность банков, принципиально отличается от плана действий других организаций.
Главными причинами этого являются специфический характер угроз, а также публичная деятельность банков, которые обязаны делать доступ к счетам несложным с целью удобства для клиентов. Факторы, которые следует учитывать для обеспечения информационной безопасности банков:
1. Информация, которая хранится и обрабатывается в банках, – это реальные деньги. При открытом доступе к данной информации через компьютеры могут открываться кредиты, производиться выплаты, а так- же могут переводиться значительные суммы денег без ведома владельца данного счета.
Совершенно ясно, что такое незаконное манипулирование информацией приведет к убыткам различной степени. Данная особенность увеличила число мошенников, которые покушаются именно на банки, ведь информация, к примеру, промышленных компаний чаще всего не представляет такого интереса.
2. Информация, которая относится к банковской сфере, касается большого количества людей и организаций, то есть клиентов банков. Банк должен обеспечить достаточный уровень конфиденциальности информации, что является приоритетной задачей, поскольку каждый клиент вправе рассчитывать, что банк будет заботиться о его интересах, ведь от этого напрямую зависят репутация и успешность самого банка.
3. От того, как клиенту удобно работать с банком, а также от широкого спектра предоставляемых им услуг напрямую зависит конкурентоспособность банка. [31]
Именно поэтому банк должен предоставлять возможность быстрого и неутомительного распоряжения денежными средствами. Но именно такая легкость доступа к денежным активам и увеличивает число преступников, которые проявляют интерес к банковским системам.
4. Банк обязан обеспечить высокую надежность работы компьютерных систем даже в случае нештатных ситуаций, ведь банк, в отличие от большинства компаний, отвечает не только за свои денежные средства, но и за деньги клиентов.
5. Банк хранит важную информацию о своих клиентах, что расширяет круг потенциальных злоумышленников, заинтересованных в краже или порче такой информации.
Чтобы защищать интересы и цели всей банковской системы Российской Федерации в условиях угроз, были созданы отечественные стандарты по информационной безопасности (Стандарт Банка России по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы РФ).
Но, к сожалению, даже эти стандарты не могут ответить на все вопросы, поэтому они постоянно меняются и усовершенствуются за счет ранее накопленного всеми поколениями опыта по защите информации. В условиях современной геополитической ситуации явно прослеживается тенденция к переходу на национальную систему платежных карт.
Это, в свою очередь, требует повышение надежности и безопасности банковских информационных систем. Все эти факторы привели к очередному переизданию стандартов СТО БР ИББС.
Июнь 2014 года ознаменовался вступлением в силу пятой обновленной версии СТО БР ИББС – 2014.
В отдельных блоках этого стандарта подробно описаны требования к обеспечению безопасности, а также даются конкретные перечни мер защиты по тому или иному блоку.
По обработке персональных данных 9 Отдельным заголовком вынесены требования к системе менеджмента информационной безопасности 5 мая 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал закон о создании в России национальной системы платежных карт, а также об обеспечении бесперебойной работы международных платежных систем.
Национальная система платежных карт создается в форме ОАО, 100% активов которого принадлежит Банку России. Цель проекта – информационно замкнуть процесс осуществления денежных переводов внутри России.
Если ранее деньги могли появляться из «ниоткуда» и исчезать в «никуда», то после выхода закона ISSN 1993-5552 ситуация изменилась, то есть национальная платежная система позволяет отслеживать все денежные операции.
Например, финансирование сомнительных сделок и мошеннические операции. И, что немаловажно, уход от наличного оборота, как считает правительство, поможет государству в борьбе с коррупцией.
Чтобы обеспечить безопасность национальной платежной системы, был выпущен целый ряд подзаконных актов, среди которых основополагающее «Положение о защите информации в платежной системе» от 13.06.2012 г. № 584.
Большую роль сыграло выпущенное ответственным департаментом Банка России «Положение о требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств…» от 09.06.2012 г. № 382-П.
После внесения изменений в Положение Банка России от 09.06.2012 г. № 382-П тенденции обеспечения защиты смещены в сторону:
- применения банкоматов и платежных терминалов;
- применения пластиковых платежных карт;
- использования сети Интернет (систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и мобильного банкинга);
- требований к порядку разработки и распространения специализированного программного обеспечения, предназначенного для использования клиентом при переводе денежных средств;
- расширения требований по повышению осведомленности клиентов о возможных рисках получения несанкционированного доступа к защищаемой информации и рекомендуемых мерах по их снижению;
- требований о необходимости проведения классификации банкоматов и платежных терминалов, результаты которой должны учитываться при выборе мер защиты;
- процедур приостановления проведения платежа оператором по переводу денежных средств в случае обнаружения признаков мошеннических действий;
- процедур защиты от современных угроз безопасности, таких как скимминг (путем использования специализированных средств, препятствующих несанкционированному считыванию треков платежных карт);
- защиты сервисов, расположенных в сети Интернет, от внешних атак (DoS-атак);
- защиты от фишинга (фальсифицированных ложных ресурсов сети Интернет);
- требования по применению платежных карт, оснащенных микропроцессором, с 2015 года и запрета выпуска карт, не оснащенных микропроцессором, после 1 января 2015 года. [32]
На наш взгляд, банковские структуры должны взять курс на эти тенденции, а именно, на скорейший переход от пластиковых карт с магнитной полосой к картам с чипами, технологически более защищённым от несанкционированного воздействия.
Также банкам следует непрестанно совершенствовать механизмы защиты банкоматов от установки скиммингового оборудования.
В том числе периодически изменять настройки, увеличивать количество штатных видеокамер, устанавливать банкоматы исключительно в людных общественных местах и крупных учреждениях.
Если банки смогут обеспечить высокий уровень информационной безопасности, то это позволит свести к минимуму следующие риски:
− риск потери, а также разрушения ценных данных;
− риск утечки информации, которая составляет служебную/коммерческую/банковскую тайну;
− риск распространения во внешней среде информации, которая будет угрожать репутации банка;
− риск использования неполной или искаженной информации в деятельности банка.
И, конечно же, нельзя забывать о работе по широкому освещению проблематики информационной безопасности.
В том числе, о разработке рекомендаций для клиентов, выработке у них навыков безопасного использования банкоматов и других дистанционных сервисов, ведь безопасность банков, как известно, имеет две составляющие: безопасность со стороны банка и безопасность со стороны клиента.
Вторая составляющая предполагает обеспечение безопасности процедуры подтверждения клиентом платежа. Данная задача решается посредством использования устройств защищенного хранения ключей электронной подписи (ЭП) и защищенной выработки электронной подписи, доверенных устройств отображения ключевых реквизитов и подписи платежного поручения, доверенных каналов подтверждения платежа, доверенной среды для работы с приложением «клиент – банк», а также посредством мониторинга платежей на предмет выявления подозрительных и потенциально мошеннических сделок. [33]
Если говорить о безопасности платежных систем, признанным стандартом безопасности считается Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS).
В него вошли такие карточные брэнды как Visa, MasterCard, American Express, JCB и Discovery. Основной акцент в стандарте PCI DSS делается на обеспечении безопасности сетевой инфраструктуры и защите хранимых данных о держателях платежных карт как наиболее уязвимых с точки зрения угроз конфиденциальности местах.
Также следует отметить, что стандарт регламентирует правила безопасной разработки, поддержки и эксплуатации платежных систем, в том числе процедуры их мониторинга.
Не менее важную роль стандарт отводит разработке и поддержке базы нормативных документов системы менеджмента информационной безопасности. Сертификация российских банков по зарубежному PCI DSS стандарту шла довольно медленно, а отечественного аналога на сегодняшний день нет.
Однако, выполняя пункты «Положения о требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств…» и последней редакции СТО БР ИББС – 2014, можно во многом подготовиться к прохождению сертификации по PCI DSS, ведь многие его положения пересекаются с требованиями из отечественного документа: антивирусная безопасность, шифрование, фильтрация с помощью межсетевых экранов, разграничение доступа, отслеживании сеансов связи, а также мониторинг, аудит и менеджмент системы информационной безопасности (ИБ)
Таким образом, СТО БР ИББС является очень важной вехой эволюционного пути развития отечественной системы обеспечения информационной безопасности. Стандарт Банка России по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы – один из первых отраслевых и адаптированных под российскую действительность стандартов.
Выполняя требования стандарта, многие банки готовят себя к международной сертификации обеспечения безопасности платежных систем PCI DSS, обеспечивают защиту персональных данных в соответствии с последними требованиями регуляторов.
Проводимый ежегодный внутренний аудит позволяет объективно проверить защищенность банков от существенных рисков и угроз ИБ, а руководителям – эффективнее спланировать построение и управление комплексной системой защиты. И, разумеется, нужно развивать программы, направленные на повышение грамотности населения в сфере компьютерной безопасности.
Перед банками, обществом и государством стоят общие цели, поэтому нужно развивать взаимодействие между данными структурами и совершенствовать методики их взаимной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшей частью информационной безопасности любого государства является информационная безопасность (ИБ) в банковской деятельности. Вопросы обеспечения ИБ каждого банка являются жизненно важными в силу ряда причин:
1) с точки зрения ИБ банк как сосредоточение «живых» денег — организация повышенного риска, незаконное манипулирование с информацией из автоматизированной системы которой, может привести к серьезным убыткам;