Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Сущность и основные функции финансов государства).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методологические основы организации финансов государства
1.1. Сущность и основные функции финансов государства
1.2. Общая характеристика финансовой системы
2. Финансовая политика государства
2.1. Фискальная политика государства
2.2. Фискальная (налоговая) политика государства и её влияние на инвестиционную активность в стране
2.3. Бюджетная политика государства
2.4. Стабилизационный фонд Российской Федерации и его влияние на финансовую политику государства
Если организации удалось заключить более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, то накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому договору. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку кредиту, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору [2, 65].
В каждом отчётном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаютя платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определённых по общих правилам, без учёта наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за данный налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные для такого отчётного периода, то разница меду этой и предельно допустимой суммами переносится на следующий налоговый период [5, 71].
Если организация имела убытки по результатам отдельных отчётных периодов в течение налогового периода, либо убытки по итогам всего налогового периода, то излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признаётся накопленной суммой кредита в первом отчётном периоде нового налогового периода.
До сих пор внимание уделялось тем элементам налоговой политики, которые непосредственно способствуют расширению капитальных вложений предприятий и установлено, что эти элементы в основном имеют характер декларации, которая положительно характеризует налоговую политику, но реально пока не работает, однако положительно уже само наличие в законодательстве указанных положений [8, 93].
Остановимся на характеристике всей совокупности положений государственной налоговой политики и того влияния, которое она оказывает на капитальные вложения.
Как видно из представленных данных, ставки налогообложения в России гораздо меньше, нежели в других развитых в экономическом отношении странах, и это хорошо, так как большая часть чистой прибыли остаётся в распоряжении предприятий, и, соответственно, у них появляется больше возможностей для инвестирования капитальных вложений в развитие предприятия, однако существует множество нюансов системы налогообложения, которые практически сводят к нулю те преимущества, которые могло бы дать снижение ставок налогообложения. В частности [4, 119-120]:
- Налоговая система России характеризуется множественностью налогов и сборов, и по большинству из них предусмотрены авансовые платежи. Фактически это означает, что прибыль может быть, а может и не быть, однако налог авансом должен быть перечислен. Для сравнения отметим, что в США организации по корпоративному налогу на прибыль отчитываются по нему в течение полутора лет после окончании финансового года. Предусмотрены авансовые выплаты и по остальным налогам, причём особый интерес вызывает механизм уплаты налога на добавленную стоимость, в соответствии с которым сумма начисленного налога должна не начисляться, а перечисляться в бюджет не по факту поступления выручки от покупателей, а в момент отгрузки продукции и предъявления расчётных документов покупателю;
- По некоторым налогам и сборам (региональным и местным) законодательство устанавливает только верхнюю планку налога, оставляя установление его конкретной ставки на совести региональной власти. Вследствие хронической дефицитности региональных и местных бюджетов соответствующие власти устанавливают уровень налогов по максимуму. Например, максимальная ставка по налогу на имущество организаций установлена на уровне 2,2 % к налоговой базе, и почти все регионы взимают налог именно по этой ставке; то же самое и по налогу на прибыль: налоговая ставка по части налога, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации установлена в диапазоне от 13,5% до 17,5%, и все без исключения регионы установили ставку по максимуму.
Из всего изложенного выше следует, что вследствие влияния приведённых факторов зачастую предприятия лишаются не только возможности осуществлять капитальные вложения в необходимом для нужд производства размерах, но и зачастую ограничены даже в финансировании текущей деятельности и вынуждены привлекать для этого дорогостоящие банковские кредиты, что уменьшает полученную прибыль и возможности для финансирования капитальных вложений.
Экономика остро нуждается в капитальных вложениях вследствие того, что оборудование достигло в основном технологического предела эффективности, изношено морально и физически. В отдельных отраслях экономики износ основных фондов превысил 80 %. Для преодоления накопленной технологической отсталости экономики необходимо привлечение инвесторов, в том числе и зарубежных, а это предполагает создание в стране благоприятного инвестиционного климата, и налоговая политика играет здесь далеко не последнюю роль [9, 53].
В этих целях в 2005 году был принят федеральный закон Российской Федерации № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который предусматривает создание на территории страны двух типов особых экономических зон: промышленно-производственных и технико-внедренческих. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа создаются в г. Санкт-Петербурге, Москве (Зеленоград), Московской (г. Дубна) и Томской областях; зоны промышленно-производственного типа предполагается создать в Липецкой области и Республике Татарстан [7, 115].
Государству выгодно привлекать в оффшоры серьёзных инвесторов, прежде всего иностранных. Поэтому на территории особых экономических зон будет установлен особый налоговый режим. Нюансы налогообложения зависят от вида зоны. В промышленно-производственных зонах вводится ускоренный порядок признания расходов на НИОКР и начисления амортизации по основным средствам, а также снимается 30-процентное ограничение на перенос убытков на будущие налоговые периоды. В технико-внедренческих зонах уменьшена ставка единого социального налога до 14 %. В течение первых пяти лет работы резиденты особых экономических зон не будут платить налоги в местные бюджеты. Кроме того, устанавливается режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории зоны без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Российские товары вывозятся с территории особых экономических зон за рубеж также без уплаты вывозных таможенных пошлин [5, 74].
При принятии решения о создании особых экономических зон учтён опыт функционирования в России оффшоров, которые немедленно превратились в своеобразные «чёрные дыры» отечественной экономики. В первую очередь изменился подход государства к созданию этих зон. Подготовлена серьёзнейшая законодательно-правовая база. Предусмотрено всё, от вхождения резидента в зону до выхода из неё. Изменился и подход к льготам и таможенным преференциям. Сейчас они вводятся для того, чтобы стимулировать ввоз сырья и средств производства.
2.3. Бюджетная политика государства
Макроэкономическая стабилизация экономики посредством проведения финансовой политики предполагает решение проблемы бюджетного дефицита, которая абсолютно не потеряла своей актуальности, так как верстка федерального бюджета с гигантским профицитом происходит на фоне хронической дефицитности бюджетов регионов.
Под дефицитом государственного бюджета понимается превышение правительственных расходов над доходами. Надо отметить, что в Российской Федерации значительная часть системы государственного социального обеспечения финансируется через внебюджетные фонды. Сами внебюджетные фонды довольно значительны и почти всегда работают с прибылью, что в значительной степени уменьшает дефицит консолидированного бюджета [1, 117].
Дефицит бюджета сам по себе не является событием чрезвычайного характера. Нет ни одной страны, которая на протяжении своей истории не сталкивалась бы с этой проблемой. Дефицит бюджета может быть вызван разными причинами например, осуществлением крупных государственных инвестиций в экономику. В этом случае допущение опережающего роста государственных расходов над доходами является обоснованным и дефицит бюджета отражает государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Дефицит государственного бюджета может быть вызван чрезвычайными событиями (войнами, крупными бедствиями, катастрофами), когда государственных резервов может оказаться недостаточно и приходится прибегать к дополнительным источникам.
Дефицит государственного бюджета может также отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае необходимо принимать срочные, действенные экономические меры, и соответствующие политические решения [4, 128].
Вообще, в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми эффективными экономическими связями дефицит в количественно допустимых границах не страшен, но при этом количество не должно перейти в отрицательное качество, то есть сумма финансовых ресурсов полученных государством в долг, не должна ложиться непосильным грузом на экономику страны, на налогоплательщиков или сопровождаться сокращением социальных программ. Положение может считаться контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта и бюджетном дефиците не выше 2 – 3 %, что и отражено в современной концепции формирования бюджетов всех уровней в России.
Основными источниками финансирования дефицита бюджета являются [7, 148]:
- Кредиты Центрального Банка Российской Федерации;
- Займы у частного сектора;
- Иностранные кредиты.
Кредиты ЦБ РФ автоматически увеличивают его активы и объем денежной массы в обращении. Постоянное кредитование бюджета Центральным банком приводит в конечном итоге к инфляции.
Несмотря на это, не так давно принято весьма сомнительное решение о дополнительной эмиссии центральным банком денежных средств в объеме 84 млрд. руб. для приобретения дополнительно эмитируемых Сберегательным банком акций. Механизм принятия этого решения достаточно прост и прозрачен [5, 79]:
- Вступление России во Всемирную торговую организацию приведет в Россию крупнейшие зарубежные банки, а крупнейший отечественный банк окажется неконкурентоспособным в силу недостаточности имеющихся у него активов;
- Собрание акционеров под давлением основного акционера – государства – принимает решение об увеличении собственного капитала путем дополнительной эмиссии акций;
- Президент Российской Федерации отдает распоряжение об установлении номинальной стоимости акций на уровне, доступном для населения;
- Тут же устанавливаются ограничения на приобретение минимального пакета акций, и преимущественное право приобретения акций предоставляется ЦБ РФ. Остальные потенциальные акционеры будут приобретать то, что останется;
- Свободных денег у ЦБ РФ нет, поэтому их следует напечатать.
При таком положении дел удержать инфляцию на уровне хотя бы 2006 года едва ли удастся. Налицо отечественный же пример: в 1998 году прекратилось финансирование дефицита бюджета за счет дополнительной эмиссии денег, что и позволило инфляцию обуздать.
Второй источник финансирования дефицита бюджета наиболее предпочтителен. Правительство обращается к частному сектору, размещая государственные долговые обязательства. Так как доходность по ним превышает доходность других инвестиций, то частный сектор будет заинтересован в приобретении государственных ценных бумаг. Кроме того, мировой опыт показывает, что государственные ценные бумаги привлекательны для инвесторов своей надежностью. Государственные ценные бумаги традиционно считаются самыми надежными везде, кроме России. Их даже называют безрисковыми, хотя абсолютно безрисковых ценных бумаг не существует, что и было блестяще доказано Правительством Российской Федерации 6 августа 1998 года, поэтому абсолютно безрисковых ценных бумаг не существует и вложения в государственные ценные бумаги также связаны с определенным, иногда довольно значительным риском.
Финансирование дефицита бюджета посредством государственных ценных бумаг имеет определенные недостатки. Так, например, при чрезмерном размещении государственных долговых обязательств отвлекаются значительные ресурсы частного бизнеса, от других инвестиционных проектов, что, в свою очередь, может негативно сказаться на развитии экономического потенциала страны, однако правительство страны, депутаты Госдумы и т.п. структуры вовремя получат причитающиеся им немалые деньги в полном объеме.