Файл: Понятие и принципы авторского права (Источники авторского права).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 366
Скачиваний: 10
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в большинстве стран мира сложилась комплексная отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав.
В соответствии со ст.1259 Гражданского Кодекса - это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а так же от способа его выражения.
Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру оно может быть признано самостоятельным результатом творческого труда автора и выражено в объективной форме также является объектом авторского права.
Субъектами авторского права являются соответственно авторы произведений науки, литературы и искусства, исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. К ним относятся также компьютерные программы, базы данных, кинофильмы, видеофильмы и аудиопроизведения, полиграфическая продукция и т.д.
Создание и использование объектов авторского права привело к формированию и развитию новой отрасли общественного производства - авторского права. Понимание этой особенности экономического развития РФ позволяет оценить особую важность данной комплексной отрасли общественного производства и принять меры для ее приоритетного развития, как это уже сделано в большинстве стран мира.
Как только идеи воплощаются в произведения, возникает авторско-правовая охрана их формы - в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует формы, являющиеся оригинальным созданием автора.
Практическая ценность закона зависит в первую очередь от того, насколько эффективно он исполняется. Так как авторам порой очень непросто самостоятельно реализовать свои права, то весьма распространённым является создание специальных организаций авторов, которые от их имени управляют определёнными авторскими правами. В частности, такие организации могут выдавать разрешения на копирование произведений и на этом основании получать для авторов гонорары.
Актуальность данной курсовой работы высока, так как вся система охраны авторских прав будет лишена смысла, если творческая деятельность не будет поощряться и поддерживаться. С точки зрения автора охраняемого произведения, защита авторских прав имеет смысл тогда, когда от результата своей работы он получает доход, но это невозможно без опубликования и распространения произведения.
Объект курсовой работы-авторское право
Предмет курсовой работы изучать понятия и принципы реализации авторского права
Суть авторско-правовой охраны сводится в конечном итоге к поиску баланса между интересами творческой личности и общества. Автор произведения вправе получать адекватное вознаграждение, а размер этого вознаграждения не должен противоречить общественным интересам и потребностям.
Одной из задач курсовой работы является исследование вопроса об исключительной природе авторских прав, напрямую связанного с целым рядом актуальных проблем, имеющих большое практическое значение.
Метод изучения темы курсовой работы- аналитический и статистический.
Степень разработанности темы курсовой работы, высока. Её анализом занимались такие ученые и публицисты, как Сушин М.Н в своих трудах «Методы исследования общественных процессов» и Маркин Р.С в статье Российской газеты за 2015 год «Авторское право».
Цели и задачи курсовой работы определяют её структуру. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Информационной основой написания работы послужили печатные издания в виде учебников, учебных пособий, публикаций в газетах и журналах, интернет ресурсы.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА
В средние века предшественниками авторского права были так называемые "привилегии". Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой. Многие учёные и люди искусства придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом творения; они являются лишь "проводниками" божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно. Появление и широкое распространение печатной техники зачастую определяют как причину развития авторского права. Использование печатного станка сделало копии литературных произведений дешевыми. При этом не всегда упоминалось имя автора, что сделало защиту его прав необходимым. Появляются права автора, издателя, книготорговца - лиц-участников создания, печати и распространения произведений, - которые в скором времени во многих европейских государствах урегулируются властью. Так, первым законодательным актом[1], наделившим издателя произведения правом воспроизводить и распространять его, стал Статут королевы Анны, принятый 10 апреля 1710 года. Это явилось переходом от системы привилегий к авторскому праву. Следовательно, авторские права сначала как в европейских странах, так и в России существовали только по отношению к литературным произведениям. Затем объектами авторских прав стали также музыкальные, художественные и другие виды произведений. Причиной возникновения авторского права в России стала не необходимость защиты интересов издателей, книготорговцев или авторов, а тесная связь с цензурным законодательством. Что явилось значимой особенностью регулирования данных отношений в России. В 1771 году книгоиздательское дело в России перестало быть государственной монополией, так как в Петербурге была выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также была установлена цензура. Деятельность частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 года и отменена через 13 лет. В 1828 году появилась специальная глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В более позднем своде законов нормы авторского права были оформлены как приложение ст.420 т. Х ч.1., где сохранились положения, в которых говорилось о том, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати. В XIX веке Россия не присоединилась к Бернской конвенции, причинами чего стали экономические интересы российского правительства и неспособность плохо организованных авторских сообществ защищать интересы русских авторов. В 1830 году вышел закон "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", который фактически приравнивал авторские права и права собственности.20 марта 1911 года приняты Положения об авторском праве, что стало важным событием, так как этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права.29 октября 1917 года в постреволюционный период декрет "О государственном издательстве" предоставлял право устанавливать на произведения некоторых авторов государственную монополию сроком до 5 лет.26 ноября 1918 года декрет "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием" объявлял произведения многих писателей и композиторов собственностью государства.30 ноября 1925 года во время нэпа вышел закон "Об основах авторского права".16 мая 1928 года приняты Основы авторского права, в которых за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет. Основами авторского права разрешалось использовать произведения только по договору с его автором. В 1960-80-х годах отношения, связанные с правами автора, регулировались:
Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года;
Типовыми авторскими договорами;
Разделами "Авторское право", содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР - статьи 475-516 ГК);
Многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре.
Несмотря на то, что данные составляющие законодательства СССР содержали существенные изъятия из сферы авторских прав, они вполне соответствовали запросам административно-командной системе СССР.3 августа 1992 года, в период смены законодательства в Российской Федерации, в действие введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Новая регламентация авторских прав была предусмотрена Разделом IV Основ ("Авторское [2]право"), где появилось понятие охраны смежных прав.9 июля 1993 года президент Российской федерации подписал Закон "Об авторском праве и смежных правах". Изменения и дополнения были внесены 19 июля 1995 года. Это центральный акт авторского права РФ утратил свою силу 1 января 2008 года в связи с введением 4 части ГК РФ.
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА И СФЕРА ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Понятие и значение авторского права
Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.
Термин "авторское право" понимается в двух значениях:
а) в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;
б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.
Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.
Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов:
а) принцип свободы творчества (ст.44 Конституции РФ);
б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;
в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;
г) принцип свободы авторского [3]договора.
А так же имеет определенные функции:
Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства - право признаваться автором произведения (ст.1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания. При этом, как и прежде, нет легального определения понятия произведения. Даются лишь определения отдельных видов произведений. Например, понятие служебного произведения закреплено в ст.1295 ГК РФ. Статья 1263 ГК РФ содержит понятие аудиовизуального произведения - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальными являются кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные [4]произведения). При этом способ их первоначальной или последующей фиксации значения не имеет.
Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст.1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности [5](правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону.
Первой авторского функцией признание является и авторства охрана права произведений науки, литературы действовавшее искусства. Как ранее авторства законодательство, и произведения автором и закрепляет право право с их момента и произведений признаваться как охрану создания. При прежде, этом, и устанавливает понятия легального определения лишь произведения. Даются видов служебного понятие отдельных произведений. Например, нет определения в закреплено понятие Статья произведение, содержит аудиовизуального из серии произведения между зафиксированной это произведения предназначенное состоящее для изображений слухового связанных помощью и собой зрительного технических с восприятия соответствующих и устройств. Аудиовизуальными также выраженные произведения, кинематографические являются средствами, все а произведения, кинематографическим аналогичными При последующей значения первоначальной их или этом способ фиксации функцией имеет.
Второй режима использования произведений следует права гражданин не лицо, считать Согласно юридическое или правом авторского исключительным деятельности результат использовать установление своему по вправе способом, интеллектуальной не его противоречащим на любым своему усмотрению закону.
Правообладатель обладающие по запрещать другим использование или произведения разрешать может усмотрению лицам. При не отсутствие запрета этом считается согласием Первой авторства функцией произведений является литературы авторского охрана действовавшее признание права и ранее искусства. Как и и закрепляет науки, право их момента законодательство, авторства произведения автором с как произведений и охрану признаваться право создания. При понятия определения и устанавливает этом, лишь прежде, понятие произведения. Даются видов легального служебного определения произведений. Например, произведение, понятие в из отдельных Статья аудиовизуального закреплено нет произведения произведения серии для содержит это связанных предназначенное помощью слухового зафиксированной технических состоящее изображений с и зрительного собой восприятия и между произведения, устройств. Аудиовизуальными являются выраженные все кинематографические средствами, также последующей а кинематографическим произведения, их При значения соответствующих фиксации аналогичными или этом первоначальной способ следует имеет.
Второй использования произведений режима не права юридическое функцией лицо, авторского Согласно считать или деятельности исключительным гражданин своему по использовать вправе не результат правом способом, любым интеллектуальной его своему обладающие по противоречащим запрещать закону.
Правообладатель использование или на другим произведения установление усмотрению разрешать запрета может лицам. При не отсутствие усмотрению этом считается согласием Первой является функцией признание авторства авторского действовавшее охрана литературы права и произведений ранее искусства. Как науки, и авторства и законодательство, их с право произведений закрепляет охрану момента автором произведения понятия как право признаваться создания. При определения и этом, лишь и устанавливает видов понятие произведения. Даются произведение, легального служебного прежде, произведений. Например, понятие аудиовизуального в отдельных из Статья для содержит произведения это произведения помощью определения нет серии закреплено предназначенное с и зафиксированной связанных состоящее собой технических зрительного между изображений восприятия произведения, слухового и устройств. Аудиовизуальными также являются кинематографическим средствами, произведения, выраженные все значения последующей фиксации их При первоначальной кинематографические или аналогичными а соответствующих этом следует способ имеет.