Файл: Проектный офис: задачи и функции (Система управления проектами. Понятие проектного офиса).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 4
Аналитический отдел, в котором ведутся компьютерные модели проектов,
Методологический отдел, в котором разрабатываются стандарты управления проектами в организации,
Архив, в котором ведутся архивы проектной документации.
(Информация по управлению проектами в рисунках в основном базируется на терминах стандартов ISO 9000 и PMBOK. Рисунки взяты из репозитария моделей бизнес процессов в среде моделирования ARIS.
Рис. 1 Пример Структуры Проектного офиса в проектной компании
Именно на сотрудников Проектного офиса ложиться обязанность по описанию существующих в организации практик управления проектами и сравнении их с лучшими практиками стандарта (best practices). Таким образом, существенно возрастают методические функции офиса проектов. Кроме того, появляются аналитические функции, связанные с оценкой эффективности применяемых методик и выработкой предложений по их улучшению. Расширение учетных функций происходит за счет того, что необходимо наладить сбор, накопление и обработку метрик: количественных показателей выполненных проектов, что является необходимым условием постоянного совершенствования проектного управления.
Увеличивается и объем обучения: каждый РП должен хорошо понимать и уметь использовать на практике требования разработанного стандарта.
На Рис. 2 показан пример дерева функций Проектного офиса.
Рис. 2 Пример дерева функций Проектного офиса
С точки зрения СМК на Проектный офис ложится роль согласования проектного управления с общей системой менеджмента качества компании, а также проведение аудита проектных подразделений и участие в контроле качества результатов проекта.
На Рис. 3 показан пример распределения ответственности Ролей Проектного офиса и СМК.
Рис. 3 Пример схемы ответственности ролей Проектного офиса и СМК
На Рис. 4 показан пример схемы взаимодействия функционалов Проектного офиса и СМК.
Необходимо отметить, что проектный офис должен постоянно решать задачу управления ресурсами - так называемый ресурс-менеджмент!
Тайм или ресурс-менеджмент - это управление распределением рабочего времени между сотрудниками (проектными группами). Как показывает наша практика, это самая "конфликтоопасная" зона.
Практические задачи которые должен решать ресурс-менеджмент:
Анализ первоначальных ( Base) планов реализации проектов компании,
Декомпозиция целей проектов до задач конкретным исполнителям,
Оценка временных затрат на выполнение заданий,
Распределение заданий среди сотрудников,
Создание временных резервов, которые будут задействованы при поступлении новых проектов или затягивании работ над старыми,
Проведение регулярного мониторинга загрузки персонала.
Контроль над соблюдением сроков сдач работ,
Предотвращение конфликта ресурсов - при увеличении загрузки персонала до критической - разнесение проектов во времени.
Эти задачи у нас, например, решает Группа координаторов, состоящая из ресурс-менеджеров по каждому проектному подразделению. Принятие решений по управлению ресурсами лежит на Руководителях проектных подразделений, а информацию по управлению ресурсами для них предоставляет именно группа координаторов - см. Рис. 3
Без этого на практике у Вас постоянно будут возникать конфликты (недостаток) ресурсов. У компании могут неожиданно появиться новые проекты, которые нужно будет срочно реализовывать. Кроме того, всегда есть риск, что работа над уже имеющимися проектами затянется. Так, по результатам исследований специалистов, около 18% дел, запланированных на день, переносится на более позднее время. В результате конфликта ресурсов сроки сдачи проектов будут постоянно сдвигаться.
Рис. 5 Схема взаимодействия функционалов Проектного офиса и СМК
Чтобы извлечь из корпоративной системы управления проектами максимальную пользу, необходимо не только создать стандарты управления проектами, но и выбрать оптимальную Информационную систему планирования, прогнозирования и контроля проектов.
Глава 2 Практика создания проектных офисов
В рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 годы)» (далее — ФЦП «Электронная Россия)» и в соответствии с изменениями, внесенными в нее постановлением Правительства РФ № 502 от 15 августа 2006 г., поставлена задача повышения эффективности реализации данной программы путем внедрения проектного управления ее мероприятиями. Для этого необходимо разработать единую систему управления программами и проектами, определяющую единые структуру, состав и требования к организационному и методическому обеспечению всех процессов создания, внедрения и использования ИКТ в деятельности федеральных органов государственной власти.
Практика организации системы управления проектной деятельностью показывает: успешная реализация программ и проектов информатизации ОГВ в запланированные сроки в рамках установленного бюджета и в соответствии с техническими требованиями и требованиями к качеству невозможна без ясной и четкой системной модели управления программами и проектами (УПП).
В рамках ФЦП «Электронная Россия» разрабатывается и реализуется множество различных проектов, направленных на решение таких важнейших государственных задач, как усовершенствование системы государственного управления, повышение эффективности работы экономического сектора и др. Под проектом здесь понимается работа, выполненная в рамках одного государственного контракта в интересах одного выгодоприобретателя — органа государственной власти.
В реализации проектов программы задействован целый ряд государственных заказчиков: министерств и ведомств, а также исполнителей — ведущих компаний-разработчиков программного обеспечения (ПО) и информационных систем (ИС). Функционально-ролевая схема взаимодействия участников ФЦП «Электронная Россия» (государственного заказчика (ГЗ) с ОГВ и исполнителями проектов) представлена на рис.6.
Рис.6 - Функционально-ролевая схема взаимодействия участников
Данная схема была разработана на основании доступной информации и известных профессиональных методологий.
Необходимо отметить, что построенная схема:
• соответствует доступной степени точности собранной информации;
• является предметом для последующих уточнений;
• является частью процесса принятия решения по построению процессной модели.
Логическая структура системы управления программами и проектами включает три основных блока:
• субъекты управления;
• объекты управления;
• процессы управления.
Базовые понятия для определения объекта управления — это проект, а также группы взаимосвязанных проектов (портфель проектов ФЦП «Электронная Россия») и отдельные
стадии жизненного цикла (ЖЦ) проектов.
В качестве субъектов управления в такой системе рассматриваются:
• активные участники ФЦП «Электронная Россия»;
• проекты ФЦП «Электронная Россия», взаимодействующие при выработке и принятии технических и управленческих решений;
• команды проектов — специализированные организационные структуры, создаваемые на время выполнения проектов и включающие должностных лиц, выделяемых заказчиком и исполнителями для выполнения проектов.
Процессы управления проектом осуществляются на всех стадиях жизненного цикла проекта и могут быть классифицированы по области применения (реализация функций управления) и по целевому результату (реализация фаз управления).
К функциям управления в проекте относится управление содержанием и границами проекта, управление проектом по временным и стоимостным параметрам, управление качеством, рисками, сотрудниками, коммуникациями, контрактами, изменениями в проекте.
В качестве фаз управления проектом рассматриваются традиционные фазы управленческого цикла — инициализация, планирование, выполнение, контроль, закрытие.
На основании функционально-ролевой модели системы взаимодействий построим процессную модель системы управления программами и проектами (рис. 2).
Процессы управления программами и проектами и сформированные на их основе формализованные процедуры и шаблоны управленческих документов должны составить регламентную базу, необходимую для повышения эффективности реализации ФЦП «Электронная Россия» . Далее они могут быть поддержаны соответствующими средствами автоматизации в областях календарно-ресурсного планирования и управления документами.
Прежде чем приступить к разработке модели офиса управления проектами (ОУП), ФЦП нужно создать системную модель как логическое описание системы процессов управления программами и проектами (рис. 7).
Для успешной разработки и внедрения методологии управления проектами необходимо, чтобы собственники и руководители высшего уровня договорились между собой и согласовали свое видение и свои требования и ожидания относительно технологии управлении программами и проектами. Модель создает хорошую основу для согласования позиций и достижения принципиальных договоренностей между лицами, принимающими ключевые элементы, а также правильный с точки решения по управлению проекта зрения лучших практик процессный подход к управлению проектами.
Предназначение модели ОУП ФЦП, по нашему мнению, заключается в том, чтобы описать логику модели системы управления программами и проектами (рис. 8).
Анализируя вышесказанное, представляем функционально-организационную модель проектного офиса ФЦП принципы ее построения, основные (рис. 9).
Рис. 7 - Системная модель как логическое описание системы процессов управления программами и проектами
Рис. 8 – Модель управления программами и проектами
Рис. 9 – Офис управления программой
Заключение
Обращение к методам проектного управления является абсолютно закономерным. Только такой подход к управлению, а именно управление по целям, поможет быстро решать неотложные государственные задачи.
Хотелось бы напомнить, что этот подход имеет в нашей стране свою славную историю, к сожалению, сегодня достаточно хорошо забытую.
В народном хозяйстве СССР еще в 1940-х гг. были разработаны и успешно применялись проектные методы управления, которые оптимально учитывали все факторы, влияющие на достижение
высоких конечных результатов, создавали всем звеньям производства равные условия работы, заменяли сотни показателей одним — паспортом комплексного проекта социально-экономического развития.
Использование этого опыта привело к тому, что, например, в 1940 г. Мин-
авиапром за полгода втрое (!) увеличил выпуск самолетов с заменой их устаревших конструкций на современные.
Именно проектные методы управления позволили во время Великой Отечественной войны решить проблемы транспорта, в невиданно сжатые сроки вывезти с оккупированных врагом территорий оборудование и ресурсы и направить все это на нужды фронта, обеспечить фронт боеприпасами, создать термоядерное оружие.
Примеры эффективного использования этого ценнейшего методического наследия: развитие аэрокосмической и других отраслей ВПК, системы транспорта, металлургической, нефтегазовой, дерево- и металлообрабатывающей промышленности; реализация атомных и космических программ в два—три раза быстрее, чем в США.
Однако одна из самых полезных сторон любого проекта — это то, что он сам может быть перепроектирован.
Именно перепроектирование системы без ее разрушения было основным методом исправления аварийно-кризисных ситуаций в народном хозяйстве СССР в 40-е гг.
Именно таким способом сейчас реализуется и система менеджмента качества (СМК). Перепроектирование (т.е. фактически постоянное совершенствование) системы управления при умелом использовании метода может проводиться быстро, качественно и эффективно. Оно выполняется на стадии детального анализа проблем с целью извлечения полных исходных данных, необходимых для исправления ситуации именно проектными методами.