Файл: Международный менеджмент: Особенности международного менеджмента на примере любой российской компании в гостиничном или ресторанном бизнесе, работающей на мировом рынке.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 35
Введение
Актуальность данной темы заключается в необходимости углубления изучения вопросов управления при выходе на внешний рынок. Внешняя среда, в которой оперирует фирма принципиально важна для любого бизнеса вне зависимости от его направленности и масштабов. Но для внешнеэкономической деятельности она имеет совершенно особое значение: если в своей стране всё «более или менее знакомо», то, выходя на мировой рынок, фирма попадает не только в незнакомую экономическую, политическую и социальную среду, но и в обстановку, когда далеко не очевидны возможности и источники её изучения и адекватной оценки.
Именно поэтому очень важно подобрать правильную модель менеджмента для работы в данной деятельности. Причем приёмы и методы остаются практически те-же, что и для внутриэкономического подхода, но рассматривать их надо более детально и применительно к данной деятельности.
В условиях конкуренции эффективность - главное условие выживания фирмы. Эффективный Менеджмент, обеспечивающий успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней среды - на потребителя, в части внутренней среды - на персонал.
Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового воздействия.
- Если говорить об определении, то менеджмент – это специфический и самостоятельный вид деятельности. Он направлен на достижение какой-то конкретной цели в определенной сфере деятельности, которое происходит за счет непосредственного использования определенных трудовых и материальных ресурсов с учетом установленных принципов, методов и функций менеджмента. Конечно, в силу того, что сейчас практически каждый четвертый работник именуется «менеджер такой-то», становится очень непросто понять, что вообще это за профессия, и как она соотносится с международным менеджментом. Раскрывая ее смысл, важно знать, что в само определение понятия «менеджмент» входят: 1. Маркетинг и прогнозирование, изучение рынка (в частности, потребления и спроса). Производство того или иного вида продукции с минимальными затратами, но с максимальными доходами. 3. Непосредственное управление персоналом. Особенности международного менеджмента В этом случае не так уж и сложно понять, что международный менеджмент – это более сложный вид менеджмента. И его главная цель – формирование конкурентоспособной, развивающейся фирмы за счет того, что ее бизнес будет существовать в различных странах. Именно поэтому здесь важно учитывать определенные социальные, экономические, психологические, демографические и даже культурные особенности тех стран, с которыми взаимодействует фирма.
- Понятие и особенности международного менеджмента
Центральную проблему в определении понятия "международный менеджмент" представляет вопрос о том, является ли эта сфера деятельности предприятия самостоятельной, с присущими только ей характеристиками, или же производной от менеджмента на внутреннем рынке, простым видоизменением и усложнением используемых в нем принципов.
Используемые в национальном менеджменте принципы, инструменты, методика принятия решений характерны также и для международного менеджмента. Вместе с тем интернационализация мирового хозяйства ставит предприятие в качественно новые условия деятельности. При выходе и работе на международном рынке оно не может ограничиваться только видоизменениями существующих в его распоряжении инструментов для изучения внутреннего рынка. Принципиально новая ситуация и увеличение числа факторов, влияющих па принятие решений, привели к возникновению самостоятельных сфер интернациональной деятельности предприятия (управление рисками внешнеэкономической деятельности, международный финансовый менеджмент, международное торговое право и т.д.), а также к новым требованиям в отношении квалификации сотрудников компании.
Первой формой международного менеджмента возможно считать зарубежный менеджмент, т.е. менеджмент с характерными для определенных государств или культур особенностями. И здесь выделяется американский, западноевропейский, японский, азиатский и восточноевропейский стили менеджмента.
В современной литературе по менеджменту нередко поднимается проблема сравнительного менеджмента. До сих пор нет однозначного мнения о том, существуют ли различные стили менеджмента или есть общепринятый стандарт. Так, в работах Г. Минцберга обосновывается "гипотеза универсалиста". Г. Минцберг утверждает, что деятельность менеджеров в различных компаниях и государствах является схожей и может быть описана общим набором стилей поведения и отношений. Таким образом, на некотором исходном уровне люди в организациях действуют и думают похожим образом независимо от своей национальности, и эти общие черты служат основой для общей теории менеджмента. Развивая гипотезу универсалиста, ряд западных ученых предложили "гипотезу конвергенции", которая в качестве основного ограничивающего фактора предлагает учитывать уровень индустриализации страны: но мере того как страна становится более индустриальной и инновационной, действующие в ней менеджеры начинают использовать наилучшие практические приемы управления, распространенные во всем мире, независимо от культуры их родной страны. Противоположная ей "гипотеза расхождения", наоборот, утверждает, что национальные особенности оказывают влияние на управление и работа менеджера внутри страны отражает ее культуру и установленные институциональные порядки. Однако и при этом межнациональные отношения управления будут оказывать большее влияние па менеджмент, чем национальные особенности.
Второй формой международного менеджмента можно считать осуществление внешнеэкономической деятельности, начиная от экспортно-импортных операций в одну или несколько стран, до мультинациональной стратегии компании. Мультинациональная стратегия учитывает значительные отличия культурных, экономических, политических конкурентных условий в разных странах. Разнообразные условия национальных рынков требуют проведения мультинациональной стратегии, когда компания адаптирует свой менеджмент к ситуации на рынке каждой отдельной страны. При большом различии между странами единая международная стратегия компании становится совокупностью индивидуальных стратегий, применяемых в отдельных странах. Но даже при наличии различий между отдельными странами всем стратегиям придается общая направленность с помощью хорошо зарекомендовавших себя идей, технологий, знаний и возможностей. Действия компании в одной стране в этом случае рассматриваются как эксперимент, позволяющий приобрести необходимый опыт и применить его на рынках других стран.
Сильная сторона мультинациональной стратегии - адаптация компании к условиям конкретной страны. Мультинациональная стратегия используется, если страны, в которых работает компания, сильно различаются покупательскими традициями и предпочтениями, если местные правительства требуют, чтобы продукция компании соответствовала определенным техническим условиям или потребительским стандартам, если вводятся разнообразные и сложные торговые ограничения, при которых единый, координируемый в мировом масштабе рыночный подход невозможен.
Внешнеэкономическая деятельность компании при использовании мультинациональной стратегии имеет два существенных недостатка:
1) трудность распространения опыта и ресурсов за пределы одной страны;
2) препятствие созданию единого конкурентного преимущества, особенно по издержкам.
Основная ее цель - адаптация к условиям каждой страны, а не формирование единых и широко применяемых компетенций и конкурентных возможностей на межнациональном уровне, обеспечивающих конкурентное преимущество над мультинациональными, глобальными и местными компаниями. Мультинациональная стратегия затрудняет превосходство но издержкам, но позволяет использовать стратегию дифференциации и эффект масштаба. Производство товаров по индивидуальным заказам при относительно невысоком уровне издержек (пример компаний Dell, Toyota) повышает эффективность мультинациональной стратегии компании.
Высшей (третьей) формой международного менеджмента является создание и управление транснациональными компаниями, действующими на глобальном рынке и осуществляющими глобальную стратегию, единую во всех странах, позволяющую сосредоточиться на создании преимущества по ресурсам, или по издержкам, или за счет дифференциации. Глобальная стратегия объединяет усилия всех подразделений компании для создания конкурентно значимых компетенций и возможностей, не поддающихся воспроизведению конкурентами. Международная стратегия компании все больше фокусируется на возможности транснациональной компании создавать конкурентное преимущество за счет глобального подхода. Глобальная стратегия, включающая операции, проводимые во многих странах, является мощным средством, обеспечивающим экономию на масштабах, выравнивание международных рыночных запросов и реагирование на них, эффективное объединение ресурсов - капитала, труда, сырья, технологий - в масштабах всего мира. Национальная идентификация компаний уступает место стратегической парадигме, не имеющей границ между странами.
Однако, несмотря на то что компании соперничают на мировом глобальном рынке, а сырье, капитал и научные знания перемещаются по миру более свободно, в обеспечении конкурентного преимущества компании важную роль продолжает играть ее локальность. Это объясняется следующими тремя причинами:
o важностью экономических показателей отдельных стран и регионов;
o сосредоточенностью основных отраслевых конкурентов в одной или двух странах, т.е. географической концентрацией конкурентного преимущества;
o концентрацией в одном месте критической массы наиболее важных видов деятельности глобальной компании.
Принимая во внимание названные формы международного менеджмента, представим его обобщенное определение.
- Международный менеджмент - вид деятельности, направленный на получение конкурентных преимуществ компании за счет ее способности активно использовать возможности мирового рынка, определяемые национальными особенностями разных стран (политические, экономические, социальные, демографические, культурные и др.).
При выходе на международный рынок компания сталкивается с незнакомой, меняющейся в зависимости от особенностей данной страны внешней средой. Это приводит к следующим последствиям:
o повышается степень неопределенности в деятельности компании;
o возрастает общая степень риска, и возникают дополнительные виды рисков в деятельности компании;
o резко возрастает потребность в информационном обеспечении компании;
o повышаются требования к координации различных областей деятельности компании.
Таким образом, интернационализация деятельности компании обусловливает изменение и усложнение задач менеджмента. Например:
o незнание языка и культуры, ограниченный доступ к средствам массовой информации, неверный перевод, незнание социальных табу, а также основных ценностей и воззрений целевых аудиторий в конкретной стране могут значительно снизить эффективность рекламных мероприятий;
o климатические особенности, разница в поведении покупателей, законодательное регулирование в отношении качества товаров, защиты окружающей среды, ограничений ввоза товаров и т.и. в разных странах могут вызвать необходимость соответствующего приспособления характеристик товара.
Международный менеджмент характеризуется рядом принципиально новых по сравнению с внутренним менеджментом особенностей.
1. Стремление получить дополнительную прибыль за счет выхода бизнеса за пределы чисто национальных границ.
2. Использование дополнительных экономических возможностей:
o глобальный доступ к ресурсам;
o большая емкость зарубежных рынков;
o правовые особенности зарубежных стран;
o специфика межгосударственных политических и экономических взаимоотношений, регулируемых соответствующими формами межгосударственного взаимодействия.
3. Зависимость от уровня интернационализации компании. Нижний уровень - разовые экспортные поставки на зарубежный рынок, верхний - развитая структура мультинациональной корпорации, для которой научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (ПИОКР), производство и распределение являются сферами, охватывающими десятки стран и сотни рынков.
4. Доступность глобального бизнес-сервиса - пакета разнообразных услуг (научных, финансовых, транспортных, подбор интернациональных коллективов и т.и.), что позволяет максимально реализовать возможности международного бизнеса.
5. Учет культурного фактора, т.е. всей совокупности требований и ограничений, накладываемых культурой данной страны на тех, кто ведет в ней (или с ней) бизнес. Извлечение (или потеря) дополнительной прибыли за счет культурного фактора зависят от организации, ситуационных факторов и т.д.
6. Глобальный характер бизнеса, включающий мировую систему информационного делового обмена, всемирный финансовый рынок, глобальную структуру технологических нововведений и т.д.