Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические и правовые основы регулирования банкротства в России
1.1 Понятие, критерии и признаки банкротства
1.2 Нормативно-правовое регулирование банкротства и методы его предупреждения
2 Правовые признаки и особенности несостоятельности индивидуального предпринимателя
2.1 Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя
2.2 Порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя
3 Проблемы и процедуры банкротства индивидуальных предпринимателей
3.1 Проблемы, возникающие при банкротстве индивидуального предпринимателя
Размер обязательных платежей, принимаемых во внимание при определении наличия признаков банкротства должника, исчисляется без учета установленных законодательством штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, как правило, определяется на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Данное обстоятельство имеет принципиальное значение, например, для определения количества голосов кредиторов на собраниях кредиторов, которое признается пропорциональным сумме их требований к должнику.
Применительно к отдельным процедурам банкротства состав и размер денежных обязательств определяется не датой подачи заявления, а датой принятия арбитражным судом соответствующего решения или определения о введении той или иной процедуры. В частности, при введении конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 126 Закона о банкротстве 2002 г.).
По общему правилу размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований (к примеру, ответ на претензию, акт сверки расчетов и т.д.).
К числу установленных относятся также требования кредиторов, по которым должником не представлены возражения в определенный срок.
Таким образом, действующее законодательство расценивает как бесспорный факт установление размера денежного обязательства до обращения в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о банкротстве. Однако если должник по каким-либо причинам оспаривает требования кредиторов, то данное обстоятельство не является препятствием для обращения в арбитражный суд. В этом случае обоснованность требований, равно как и размер денежных обязательств и обязательных платежей, определяет сам арбитражный суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству.
Итак, анализ действующего российского законодательства о банкротстве позволяет выделить следующие признаки несостоятельности субъекта предпринимательской деятельности:
- наличие денежного обязательств должника долгового характера;
- неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения:
- наличие задолженности гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;
- официальное признание несостоятельности арбитражным судом.
Законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) гражданина, а именно: превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.
Для отдельных категорий должников Закон о банкротстве устанавливает несколько иные признаки несостоятельности (банкротства). Так, в целях защиты прежде всего публичных интересов законодатель увеличивает срок неисполнения обязательств должником - стратегическим предприятием и размер требований к такому должнику по сравнению с общими признаками несостоятельности. Стратегическое предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма требований должна составлять не менее 500 тыс. руб. (ст. 190 Закона о банкротстве).[4]
В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" для возбуждения производства по делу о банкротстве кредитной организации необходимо, чтобы сумма требований к ней в совокупности составляла не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда и эти требования не были исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения. Либо необходимо, чтобы после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) была недостаточна для исполнения обязательств перед кредиторами и уплаты обязательных платежей.
1.2 Нормативно-правовое регулирование банкротства и методы его предупреждения
Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:
- нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);
- нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) - ст. ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;
- нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).[5]
К числу общих законов прежде всего следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее - АПК РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.[6]
Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой - предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.
Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», Постановление Правительства РФ от 12 августа 2009 г. N 663 «О некоторых вопросах обеспечения интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве», Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» и др. Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты - информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. № 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и др.
Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах.
В настоящее время в Российской Федерации предупреждение банкротства – одна из самых важных стадий развития конкурсных отношений, в рамках которой организация и ее кредиторы могут прийти к компромиссному решению. Согласно нормам Федерального закона №127 «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 (действующая редакция от 29.12.2014), в случае возникновения признаков банкротства руководители компаний обязаны информировать об ухудшении финансового положения, а также о необходимости принятия мер предупреждения возможного банкротства. Однако, как следует из статьи 30 того же закона, эта обязанность не подкреплена положениями об ответственности за ее неисполнение, поэтому учредители не всегда применяют необходимые меры, направленные на предотвращение банкротства.
Правовой регламентации мероприятий по восстановлению платежеспособности посвящена гл. 2 Закона о банкротстве, которая называется «Предупреждение банкротства». Однако конкретные меры, применяемые в целях предупреждения банкротства должника, Закон не называет (лишь одна из них – досудебная санация – указана в ст. 31 Закона). С целью совершенствования ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)» и снижения дoли ликвидационных процедур юридических лиц в России, мы считаем, ст. 30 Закона следует дополнить пунктами, носящими информационный и разъяснительный характер о возможных мероприятиях по восстановлению платежеспособности организации.
На основе анализа литературы мероприятия по предупреждению банкротства можно определить как меры, направленные на недопущение судебного разбирательства, то есть связанные с устранением условий для обращения в суд с заявлением о банкротстве должника.[7] К мероприятиям, осуществляемым в рамках досудебной стадии, могут быть отнесены: перепрофилирование производства, повышение квалификации персонала, модернизация, получение кредитов, ликвидация обособленных подразделений, заключение выгодных контрактов, взыскание дебиторской задолженности и др. Выбор той или иной меры зависит от причин, порождающих опасность банкротства. Основной целью в такой ситуации должно стать повышение платежеспособности должника и обеспеченности финансовыми ресурсами, что позволит либо избежать появления признаков банкротства, либо сделать возможным введение реабилитационных процедур.
Практика показывает, что все мероприятия по предупреждению банкротства требуют дополнительных финансовых затрат. Однако при отсутствии на ранних стадиях действий по предотвращению банкротства судебное урегулирование спора будет только способствовать увеличению потерь, что в результате приведет к ликвидации организации.
Если компания уже находится на стадии старения и возникли явные признаки банкротства, то без достаточного финансирования в данной ситуации возможна только ликвидация юридического лица. В то же время, определенное в норме Закона (ст. 31) предоставление финансовой помощи должнику для погашения его денежных обязательств, как правило, сводится к сoкрытию на время реального финансового состояния организации от кредиторов.
Таким образом, анализ ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», показал, что в законодательстве наблюдается ряд значительных пробелов, что, по нашему мнению, существенно снижает эффективность регулирования мер по предотвращению банкротства. Выявленные нерешенные проблемы требуют внимания руководства компаний, государства и общества в целом.
В заключение следует отметить, что для предупреждения банкротства руководство на всех этапах жизненного цикла организаций должно анализировать существующие проблемы и принимать соответствующие решения по их устранению. Благодаря конкретным действиям можно защититься от негативного влияния внешней и внутренней среды, что в конечном итоге позволит избежать появления признаков несостоятельности.
2 Правовые признаки и особенности несостоятельности индивидуального предпринимателя
2.1 Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
индивидуального предпринимателя
Согласно ст. 214 ФЗ № 127-ФЗ основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.