Файл: МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ (1. Сущность и понятие инновационных проектов).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 3
Точное
Широкое
Низкая
Низкие
Низкая
Соучастный
Низкая
Высокая
Затраты
Точность оценки
Неопределённость
Определение рыночной потребности
Пригодность жёсткого контроля
Стиль управления
Высокая
Авторитарный
Высокие
Искусство управления заключается в осуществлении намеченного. В сфере инноваций, больше чем в какой-либо другой это зависит от людей, входящих в проектную «команду». Творчество и предпринимательство не могут быть спланированы, но условия, в которых они могут эффективно раскрыться, сильно зависят от управленческих решений. Осуществление плана может быть эффективным только тогда, когда он воспринимается как реальный теми, кто отвечает за его выполнение. Поэтому характер и стиль руководства со стороны высшего менеджмента – жизненно важная составляющая успеха проекта.
Финансовый профиль проекта определить с достаточной точностью невозможно. Тем не менее, необходимо знать, что действительная его форма во многом определяется решениями руководства НИОКР.
Управление инновациями на предприятии включает ряд общеизвестных стадий :
- формулировку целей инновации. На стадии формулирования целей инновации устанавливаются миссия-предназначение, миссия-ориентация и миссия-политика организации, в которых подчеркивается приверженность к инновационной деятельности и инновационным стратегиям, формулируется цель развития организации, строится и рассчитывается дерево целей;
- анализ существующего положения (оценка инновационной позиции фирмы). На этой стадии анализируется внутренняя среда организации и оценивается инновационный потенциал, анализируется система внешней среды и дается оценка инновационного климата, определяется инновационная позиция организации;
- выбор инновационной стратегии и определение методов
инновационного менеджмента (устанавливаются базовые стратегии развития и их инновационные составляющие, осуществляется выбор и формулирование предпочтительной инновационной стратегии, производится подбор методов инновационного менеджмента); - разработку и проектирование инновации;
- организацию работ по реализации инновационного проекта, которая включает создание или реструктуризацию органов управления, установление взаимосвязей между управленческими подразделениями и т.д.;
- мотивацию инноваций. Рассматривается в двух аспектах:
а) стимулирование создания и продажи инновации, цель которого является получение денег от продажи новых продуктов немедленно
б) стимулирование покупки инноваций (цель – в получении денежных средств в будущем за счет реализации новых продуктов и технологий, купленных сегодня);
- контроль и оценку эффективности прогресса реализации проекта, который заключается в проверке и оказании помощи в организации инновационного процесса, плана создания и эффективной реализации инноваций;
- корректировку проекта, стратегий, целей и миссии предприятия.
Для успешного функционирования фирм и дальнейшего их развития должно иметься в запасе несколько направлений, вариантов, идей по нововведениям, т.е., так называемый, «портфель» инновационных идей, который постоянно обновляется и пополняется. Это необходимо для того, чтобы в условиях неожиданных изменений на рынке вовремя можно было бы переориентировать свое производство, с учетом уже имеющихся новых разработок, а также иметь в запасе новинки для использования их в будущем.
2. Роль концепции риска в управлении инновационными проектами
Неопределенность – один из главных признаков инновационного проекта. Тогда совершенно естественен вопрос об отношениях инноватора к риску, о риск-менеджменте инноваций, о балансе доходности и риска при конкретных инновационных проектах. Следует отметить основные компоненты концепции риска для инновационных проектов :
- риск имеет место по отношению к будущему, а, значит, тесно связан с принятием решения;
- категории "неопределенность" и "риск" тесно связаны, однако это не синонимы;
- риск возникает в тех случаях, когда надо принять решение (один из вариантов перевода слова "риск" – "принятие решения, результат которого неизвестен");
- риск субъективен, а неопределенность объективна ;
- для инновации справедливо правило: "если нет риска, то нет и ничего нового" – инновация, как орудие глобальной конкуренции, становится бессмысленной.
Цена риска для принимающего решение связана с вероятностью наступления события риска и величиной ущерба от этого события. Субъективная сторона риска связана с индивидуальным отношением к его последствиям ЛПР, его толерантности по отношению к риску. Отношение инвестора к риску можно описать кривыми индифферентности, а также в терминах теории полезности.
Итак, можно суммировать главное следующим образом:
– неопределенность – объективное условие существования риска;
– необходимость принятия решения – субъективная причина существования риска;
– будущее – источник риска;
– величина потерь – основная угроза от риска;
– возможность потерь – степень угрозы от риска;
взаимосвязь "риск-доходность" – стимулирующий фактор принятия решения в условиях неопределенности;
– толерантность к риску – субъективная составляющая риска .
Любой риск инновационного проектирования многогранен в своих проявлениях и представляет собою сложную конструкцию из элементов других рисков. Проявления риска индивидуальны для каждого участника ситуации (председатель совета корпорации, президент, основные вице-президенты, руководитель разработки, основные специалисты, маркетологи, финансисты и т.д.).
Таким образом, риск инновационного проекта – это система факторов, проявляющаяся в виде комплексов рисков, индивидуальных для каждого участника проекта в количественном и качественном отношениях . Такую систему можно представить в виде математической матрицы.
Итак, значение любого риска для каждого участника индивидуально, а общий риск инновационного проекта есть сложная система частных (в том числе, индивидуальных) рисков со сложными многочисленными связями. Система риск-менеджмента инновационного проекта должна содержать стадии в соответствии с рисунком 3 .
Рисунок 3. Структура риск-менеджмента инновационного проекта
Заключение
Управление инновационным процессом – неотъемлемая составляющая деятельности современного предприятия, которое охватывает планирование, организацию и стимулирование инновационной деятельности, реализацию Инновационных проектов, рассчитанных на получение конкурентных преимуществ и укрепления рыночных позиций предприятия.
Управление инновационными проектами является составной частью инновационной деятельности и решает вопрос планирования и реализации инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный прыжок в производстве, предпринимательстве, социальной сфере. В широком понимании стратегическое управление связано с процессом предвидения глобальных изменений в экономической ситуации, поиском и реализацией крупномасштабных решений, которые обеспечивают его выживание и устойчивое развитие за счет выявления будущих факторов успеха.
В инновационных проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения. Проекты могут финансироваться по линии государственной научно-технической программы, путем получения грантов. Каждый проект оформляется с учетом определенных требований, имеет четкое название, сопровождается краткой аннотацией, в проекте указывается число исполнителей, сроки выполнения, потребность в финансировании в расчете на год, информация о руководителях и основных исполнителях.
Приоритетные направления исследований и разработок реализуют в виде крупных межотраслевых проектов. Приоритетными направлениями развитии науки и техники в Украине являются: информационные технологии и электроника, производственная технология, новые материалы и химические продукты, технология живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование. Для управления проектом создается рабочая группа.
Традиционно процесс управления инновациями предполагает следующие этапы: идея; тестирование идеи; разработка конструкторской документации; разработка технической документации; создание опытного образца; подготовка к производству; производство.
Инновационные задания предусматривают снижение расходов производства, улучшения качества продукции или услуг, выведения на рынок нового товара, формирования новой стратегии сбыта, которая содействует повышению интереса потребителей к новому товару. Привлечение или создание инноваций должно происходить целенаправленно, с целью формирования конкурентных преимуществ на том сегменте рынка, где работает фирма. Важно не только своевременно определить перспективность определенной идеи и оценить ее коммерческую выгодность, но и создать условия для оперативного внедрения новинки на предприятии.
Список использованных источников
- Медынский В.Г. Скалюй Л.В. Иновационное предпринимательство: Уч.пос. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 589с.
- Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2000. – 446 с.
- Основы инновационного менеджмента (теория и практика): Учебное пособие. / Под ред. проф. д.э.н. П. Н. Завлина, проф. д.э.н. А. К. Казанцева, проф. д.э.н. Л. Э. Миндели. – М.: Экономика, 2000. – 390с.
- Эффективное управление инновационными проектами / Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – №4.
- http://window.edu.ru
- http://www.tc-m.ru/index.php/69.html