Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Глава 1. Вехи развития антимонопольного права в зарубежных странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1992 г. принимается Маастрихтский договор, учреждающий Европейский союз. Данный Договор регулировал наряду с другими вопросами и порядок обеспечения конкуренции в Европейском союзе. Таким образом, в настоящее время антимонопольное законодательство Европейского союза состоит из норм, содержащихся в таких основных источниках, как Договор о создании Европейского объединения угля и стали 1951 г., Римский договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г., Договор о Европейском союзе, подписанный в Маастрихте в 1992 г. Следует также помнить, что ряд изменений в Римский договор были внесены Амстердамским договором от 2 октября 1997 г., в том числе в области конкурентного регулирования. С технической стороны изменения коснулись, в частности, нумерации конкурентных статей. Так, одни из основных конкурентных статей Римского договора – ст.ст. 81 и 82 в редакции Амстердамского договора указаны как ст.ст. 85 и 86. В Римском договоре конкурентному регулированию специально посвящена особая глава. Это гл. 1 «Правила конкуренции», включенные в раздел 3 «Общие правила Римского договора». Отдел 1 гл. 1 определяет конкурентные правила, применяемые к предприятиям, отдел 2 посвящен демпингу, отдел 3 – конкурентным вопросам предоставления государственной помощи[48].

Антимонопольное регулирование в ЕС осуществляется также на основе регламентов Совета ЕС, являющегося «его законодательным органом (наряду с Европарламентом). Правовое регулирование антимонопольной политики посредством принятия Регламентов осуществляется в ЕС с начала 1960-х гг., когда Советом ЕС были приняты Регламент от 6 февраля 1962 г. №17, содержащий предписание по применению антимонопольных ст.ст. 85, 86 Римского договора, а также чуть позже Регламент от 2 марта 1965 г. № 19/65 о применении раздела 3 ст. 85 Римского договора. Еще одним регламентом, имеющим важное значение в области конкурентной политики ЕС, исследователи называют также принятый в более поздний период Регламент от 21 декабря 1989 г. № 4064/89 о контроле за объединением предприятий»[49].

Регламенты (regulations) стали главным инструментарием формирования единой наднациональной политики конкуренции в ЕС, они являются актами прямого действия и подлежат обязательному применению в странах-членах ЕС. Подчеркивая значение регламентов в реализации конкурентной политики ЕС, Н.И. Ячеистова указывает, что «согласно ст. 189 Римского договора, в ЕС установлены 4 главных инструментария осуществления единой политики: регламент, директива, решении и рекомендация. Регламент подлежит непосредственному применению в странах-членах. Директива, при обязательном характере поставленной цели, предполагает свободный выбор форм и средств ее осуществления странами-членами. Решения обязательны лишь для тех, кому они адресованы Рекомендации не носят обязательного характера». В связи с этим «выбор регламента как наиболее действенного средства осуществления единой политики объясняется той особой ролью, которая отводится деятельности по созданию единого конкурентного пространства в рамках ЕС»[50].


Говоря о направлениях конкурентной политики ЕС, следует отметить, что в настоящее время таких основных сфер четыре[51]:

1) контроль за антиконкурентными соглашениями и за злоупотреблением доминирующим положением;

2) контроль за слиянием фирм;

3) либерализация экономических секторов, относящихся к сфере естественных монополий;

4) регулирование государственной помощи.

В восточноевропейских странах антимонопольное законодательство стало появляться только на волне перемен 1990-х гг., когда под влиянием политических и социально- экономических преобразований в странах Восточной Европы, СНГ, связанных с переходом на рыночные формы хозяйства, отказом от гипертрофированного участия государства в хозяйственной жизни, возникла необходимость в создании адекватных рыночной экономике форм правового регулирования предпринимательской, хозяйственной, экономической деятельности, неотъемлемым элементом которого является антимонопольное и в целом конкурентное регулирование. В результате к настоящему времени все европейские страны, включая страны СНГ, имеют законодательные механизмы антимонопольного регулирования, в том числе специальные конкурентные (антимонопольные) законы, на основе которых с большим или меньшим успехом в этих странах созданы и действуют современные системы антимонопольного регулирования.

Среди азиатских государств первой страной, где было принято антимонопольное законодательство, является Япония. Первый антимонопольный Закон – О запрещении частных монополий и обеспечении справедливой торговли – был принят в этой стране в 1947 г. Так же как и в Германии, этому способствовало политическое давление США. Историческую роль в принятии этого закона в Японии, как и Германии, сыграл также «политический фактор – политика государств-победителей предполагала демилитаризацию экономики Японии и Германии и, как следствие, ее демонополизацию». Закон О запрещении частных монополий и обеспечении справедливой торговли 1947 г. способствовал роспуску конгломератов «дзайбацу», занимавших господствующее положение в экономике страны. В настоящее время антимонопольная политика в Японии регламентируется этим же Законом 1947 г. с изменениями 1973 и 1998 гг.

Согласно антимонопольному законодательству Японии, проведение в жизнь антимонопольных законов в этой стране возложено на Комиссию честной торговли, подчиненную канцелярии премьер-министра. Комиссия рассматривает жалобы о нарушении антимонопольных законов, следит за законностью слияний компаний, проверяет уведомления предпринимателей о заключении международных договоров. В случае установления Комиссией фактов антимонопольных правонарушений она может издать приказ о прекращении и воздержании, о передаче части дела другому предпринимателю, о предоставлении Комиссии уведомления о заключении международного договора. Приказы Комиссии могут быть обжалованы в Высший суд г. Токио, наделенный исключительной юрисдикцией по рассмотрению антимонопольных дел, а затем в Верховный суд[52].


Среди азиатских стран также одними из первых, кто принял антимонопольные акты, стали бывшие азиатские британские колонии, Индия и Пакистан. В 1969 г. Закон о монополиях и ограничениях торговли принимается в Индии. Данный закон является основным актом антимонопольного права Индии до настоящего времени. В 1970 г. Пакистан принимает Акт о регулировании и предотвращении монополий, картелей и ограничения торговли. В азиатских странах СНГ антимонопольное регулирование было введено на волне политических и экономических преобразований 1990-х гг.

Одной из первых африканских стран, в которых был принят антимонопольный закон, стала Южно-Африканская Республика. В 1955 г. в этой стране принимается Закон о конкуренции. В настоящее время антимонопольная политика в ЮАР регламентируется этим Законом 1955 г. в редакции 1979 г.[53]

Начиная с 1990-х гг. под влиянием развития мирохозяйственных связей, усиления международной экономической интеграции происходит формирование конкурентной и антимонопольной политики и в других странах Африки, Латинской Америки, Азии, где прежде антимонопольных законов не было[54].

В некоторых странах Латинской Америки первые антимонопольные законы были приняты еще до Второй мировой войны, например в Мексике в 1934 г. Преимущественно же распространение антимонопольного законодательства в странах Латинской Америки последовало после Второй мировой войны.

Новая волна распространения современного антимонопольного права приходится на 1990-е гг., когда под влиянием политических событий в странах Восточной Европы, СНГ, связанных с переходом на рыночные формы хозяйства, принимается конкурентное, в том числе антимонопольное, законодательство. Развитие мирохозяйственных связей, усиление процессов международной экономической интеграции способствуют формированию конкурентной и антимонопольной политики и в других странах мира, в том числе странах Африки, Латинской Америки, Азии, в странах, где прежде антимонопольные законы не были приняты. Всего с начала 1990-х гг. антимонопольное законодательство принимается в 100 странах мира[55].

Выводы по главе 1

Таким образом, в довоенное время антимонопольное право нового поколения или современная система антимонопольного регулирования начала развиваться в России, Австралии, Новой Зеландии, в ряде европейских стран, в странах Северной Америки. При этом развитие новой системы характеризовалось, в частности, введением гибкой модели антимонопольных запретов, предполагающей наличие как жестких императивов, так и многих исключений и изъятий, созданием и развитием специальных административных процедур антимонопольного контроля, учреждением специальных административных ведомств, уполномоченных в области конкуренции, монополии, экономики и рынков. Дальнейшее развитие – качественное и количественное (по числу стран, принимающих антимонопольные законы) – антимонопольного права в мире приходится уже на послевоенные годы.


Следует отметить, что многие из механизмов современной системы антимонопольного регулирования в России и мире, в том числе административно-правовых, уходят корнями к периоду конца XIX–начала XX в., когда берет начало формирование современной системы антимонопольного регулирования и контроля. Ряд других механизмов имеет еще более древнюю природу и происхождение, что находит подтверждение как в отечественной истории государства и права, истории экономических отношений, так и соответствующей истории зарубежных стран. В связи с этим одним из важных направлений теоретических исследований современных актуальных вопросов, путей, задач и способов корректировки современной системы антимонопольного регулирования является исторический опыт формирования и генезиса существующих антимонопольных механизмов, исторический опыт поиска оптимальных путей правовой борьбы с негативными проявлениями монополизма, национальные особенности, способствующие или препятствующие успешности этой борьбы, эффективности применения отдельных антимонопольных механизмов и даже целых концептуальных моделей антимонопольного регулирования.

Глава 2. Антимонопольное право России в XX столетии

1.1 Начало концептуального реформирования антимонопольного законодательства в России на рубеже XIX–XX веков

До второй половины XIX в. публично-правовые и гражданско-правовые механизмы вполне соответствовали задачам борьбы с частными случаями появления спекулятивных монополий. Однако экономическая действительность эпохи, последовавшей за промышленной революцией, характеризующейся бурным ростом промышленности, торговли, финансовой деятельности, интенсивной концентрацией капитала, широкой монополизацией многих рынков, требовала изменений и правового регулирования в области экономики, конкуренции и монополии.

Создание предпринимательских объединений, рост экономической концентрации имели ряд различных причин, предпосылок и задач. С одной стороны, во многих случаях концентрация была вызвана необходимостью преодоления экономических кризисов, развития объемов и совершенствования производства. С другой – появившиеся в результате концентрации и объединения экономических ресурсов торгово-промышленные и финансовые монстры, будучи созданными для решения полезных для общества задач, нередко не пренебрегали параллельно стремлением к получению сверхприбылей с использованием своего монопольного положения. Часты были и случаи формирования картелей преимущественно или даже исключительно в корыстных целях. Чрезмерная ценовая эксплуатация потребителя, поглощение слабейших компаний и другие сопровождающие монополизацию негативные процессы не только в России, но и других развитых странах того времени вызывали рост социального недовольства, требовали от правительства коррекции и эффективного применения правовых ограничительных мер к новоявленным экономическим гигантам[56].


Наиболее развитые государства мира, включая Россию, не могли не реагировать на принимавшую масштабный характер проблему. На рубеже XIX – начала XX в. правительство Российской империи стало все более активно работать над ее разрешением. Были инициированы командировки отечественных ученых за рубеж для изучения актуальных вопросов и проблем, опыта правовой регламентации антимонопольной политики. Со временем была инициирована законопроектная работа. Кроме того, правоприменительная практика правительственных органов стала корректироваться с учетом потребностей управления и регулирования экономических отношений в изменявшихся условиях[57].

Важно отметить, что у России уже существовала серьезная правовая база, на которой стала формироваться обновленная система антимонопольного законодательства. Прямые и жесткие правовые запреты монопольных соглашений были уже мало применимы во всех случаях обнаружения синдикатов, картелей и трестов, формально подпадавших под указанные уголовные запреты. Это было связано с тем, что любое соглашение предпринимателей о поддержании, завышении или занижении цен или о регулирования объема выпуска товаров на рынок оказывалось вне закона. Когда такие соглашения могли заключаться и исключительно в спекулятивных целях наживы за счет потребителей, тогда уголовный запрет и соответствующие санкции оправдывали себя полностью. Но ведь нередко картельные, синдикатские соглашения, регламентировавшие объем производства товара и вопросы ценообразования, были направлены в большей степени на преодоление экономических кризисов, предотвращение разорения, которое могло последовать из-за чрезмерного падения цен на товары в результате острой конкуренции и перепроизводства товаров, в том числе даже ниже их себестоимости, что в свою очередь приводило к невозможности из-за отсутствия прибыли содержать предприятие и вести дело.

Отсюда стремление вступать в соглашения с конкурентами и нормировать объем производства, выпуска товара и установить хотя бы минимальную цену их продажи, настолько высокую, насколько она покрывала бы издержки и давала хотя бы некоторую прибыль промышленнику[58]. Такие соглашения не только приносили пользу самим участникам соглашений, – от них выигрывало и общество, получавшее преимущества от стабильной деятельности предприятий, сумевших защитить себя от кризиса. Концентрация производства и капитала давала и другие преимущества: это рационализация производства, экономия на издержках, рост масштабов производства и др.