Файл: Кадровая безопасность современного банка: стратегия и тактика управления (Глава 1 Стратегия кадровой работы в современном банке).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Стратегия кадровой работы в современном банке
1.1. Приоритеты кадровой политики
1.3 Кадровая стратегия на примере ОАО Банк Москва
1.4. Стили руководства в банковской сфере
ГЛАВА 2 Формирование и развитие кадрового потенциала банка
2.1. Привлечение новых сотрудников банка и их отбор
2.2. Профессиональное обучение и повышение квалификации персонала
2.3. Процедура аттестации сотрудников банка
2.4. Сокращение численности персонала банка
ГЛАВА 3 Стимулирование персонала
3.1. Мотивация к труду банковского персонала
3.2. Планирование внутрибанковской карьеры и подготовка резерва
Текущая (ежеквартальная) кадровая информация предназначается для верхнего эшелона управления и строится на обсуждении более основательных и глубоких проблем. Как правило, анализируется качественный состав кадров, изменения (образование, стаж работы в банке, возраст, наличие званий и категорий и др.), которые произошли за квартал, вырабатываются меры по нормализации ситуации. Подобные доклады способствуют не только решению насущных кадровых проблем, но и дисциплинируют аппарат, приучая его к постоянному анализу своей деятельности.
Стратегическая информация о кадрах по итогам года – это обобщенная аналитическая цифровая справка о качественном и количественном составе кадров банка, его движении (в разрезе подразделений) и оценке деятельности кадровых служб в выполнении годовых заданий. Необходим жесткий контроль за рациональным использованием каждым подразделением банка выделяемых средств. И в этой части анализ представленной стратегической информации позволяет оценить – решены ли ранее поставленные задачи, внести полную ясность в использование выделенных на эту работу средств.
Структура аналитической информации по кадрам
Таблица 1
Информация по кадрам |
1. Текущая (еженедельная): пришло сотрудников в банк, в том числе по подразделениям; уволилось, в том числе по подразделениям; по причинам ухода; нарушение трудовой дисциплины; наличие вакансий; общее число сотрудников банка, в том числе в филиалах. |
2. Тактическая (ежеквартальная): качественный состав кадров, в том числе базовое образование; возраст до 25 лет; 25 – 40 лет; свыше 40 лет; повысило квалификацию, в том числе за рубежом; получили разряды (звания); движение кадров; пришло, уволилось, в том числе по причинам; отсутствие вакансий, в том числе свыше трех месяцев. |
3. Стратегическая (годовая): качественный состав; движение кадров, в том числе по подразделениям; предложения по работе с кадрами на будущий год. |
Как правило, подготовка стратегической информации о кадрах сопутствует расчету годовых премий каждому сотруднику, где не последнее место занимают проблемы трудовой загрузки и дисциплины.
Итоговый (годовой) анализ кадровой работы банка является одновременно и базой составления координационного плана работы служб управления персоналом на предстоящий календарный год. Этот план имеет следующие особенности:
определяет целевые задачи кадровой работы на год;
включает все задействованные в работе с персоналом подразделения банка и определяет общий план действий в виде конкретных мероприятий;
утверждается Первым руководителем.
Структура координационного плана по работе с персоналом
Таблица 2
1. Целевые установки на год (полгода), например: увеличить число сотрудников, имеющих экономическое образование; провести аттестацию специалистов филиалов (головного офиса); реализовать систему оценки профессиональных качеств сотрудников на их рабочих местах (на примере двух управлений); решить вопросы морального стимулирования сотрудников, их материально-технической поддержки. |
2. Перечень совместных (с другими подразделениями и службами) мероприятий по реализации целевых установок, в том числе: в области подбора кадров, закрытия вакансий; в области развития системы связей, отношений, повышения трудовой дисциплины и морального климата; в области стимулирования и мотивации сотрудников; в области повышения квалификации и информирования персонала; в области разработки инструкций и документов по управлению персоналом. |
3. Система контроля, внутреннего аудита за исполнением и результативностью плана. |
1.3 Кадровая стратегия на примере ОАО Банк Москва
Краткая характеристика ОАО Банка Москвы
Открытое акционерное общество Банк Москвы, действует в форме открытого акционерного общества.
Банк является коммерческой организацией, входит в единую банковскую систему Российской Федерации и имеет целью получение прибыли за счет оказания услуг юридическим и физическим лицам.
Банк является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании настоящего Устава и действующего законодательства.
Банк вправе в установленном порядке открывать корреспондентские и иные банковские счета на территории Российской Федерации и, в установленном порядке, - за ее пределами. Банк имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. Банк имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.
Банк является открытым акционерным обществом. Акционеры могут приобретать и отчуждать акции Банка без согласия других акционеров Банка. Банк вправе также проводить открытую подписку на выпускаемые им акции с учетом требований Федеральных законов "Об акционерных обществах", "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и других правовых актов. Банк может проводить закрытую подписку на свои акции, за исключением случаев, когда настоящим Уставом или правовыми актами возможность проведения закрытой подписки ограничена.
Количество акционеров Банка не ограничено.
Местом нахождения Банка является место постоянного нахождения органов управления Банка.
Основной целью деятельности Банка является оказание банковских услуг для извлечения прибыли. Осуществление банковских операций производится на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком Российской Федерации (Банком России) в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".
Банк может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов банковской деятельности, не запрещенных законом, в том числе, основными видами деятельности Банка являются:
привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;
купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
выдача банковских гарантий;
осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
оказание консультационных и информационных услуг.
Руководство текущей деятельностью Банка осуществляется единоличным исполнительным органом Банка Председателем Правления и коллегиальным исполнительным органом Банка Правлением.
Правление образуется Наблюдательным советом в составе Председателя и членов Правления. Количественный состав Правления определяется Наблюдательным советом.
Наблюдательный совет Банка вправе в любое время прекратить полномочия Председателя Правления и любого из членов Правления и расторгнуть с ними договор. Прекращение полномочий члена Правления не влечет за собой увольнения с соответствующей должности, занимаемой в аппарате Банка.
Правление подотчетно в своей деятельности Наблюдательному совету и Общему собранию акционеров и действует на основании Устава и утвержденного Общим собранием акционеров Банка Положения о Правлении.
Права и обязанности членов Правления, порядок его образования определяются законом, настоящим Уставом, утверждаемым общим собранием акционеров Положением о Правлении Банка, а также договорами, заключаемыми от имени Банка Председателем Наблюдательного совета или лицом, уполномоченным Наблюдательным советом, с каждым членом Правления.
Проведение заседаний Правления организует Председатель Правления.
На заседании Правления ведется протокол. Протоколы заседаний Правления представляются членам Наблюдательного совета, Ревизору, аудитору Банка по их требованию, а также акционеру (акционерам), владеющим в совокупности не менее 25% голосующих акций Банка.
Правление правомочно, если в заседании принимает участие не менее половины членов Правления. Все решения принимаются Правлением простым большинством голосов от числа членов Правления, присутствующих на заседании.
Правление осуществляет исполнительно-распорядительные функции, в том числе:
- координирует работу служб и подразделений аппарата Банка;
- принимает решения по важнейшим вопросам текущей хозяйственной деятельности Банка;
- представляет Наблюдательному совету годовые планы работы Банка, годовые балансы, счет прибылей и убытков и другие документы бухгалтерской отчетности;
- регулярно информирует Наблюдательный совет о финансовом состоянии Банка, о реализации приоритетных программ, о сделках и решениях, могущих оказать существенное влияние на состояние дел банка.
- предоставляет необходимую информацию ревизору и аудитору Банка;
- устанавливает примерные тарифы и расценки, а также размеры комиссионных по заключаемым Банком Договорам;
- Председатель Правления Банка:
- обеспечивает выполнение решений Общего собрания акционеров и Наблюдательного совета;
- распоряжается имуществом Банка в пределах, установленных действующим законодательством, настоящим Уставом и внутренними актами Банка;
- определяет организационную структуру Банка, утверждает норма, процедуры и другие внутренние документы Банка, за исключением документов, утверждаемых Общим собранием акционеров, Наблюдательным советом и Правлением;
- подписывает все документы, утверждаемые Правлением;
- устанавливает работникам Банка должностные оклады;
- утверждает штатное расписание Банка, филиалов и представительств;
- принимает на работу и увольняет с работы сотрудников, в том числе назначает и увольняет главного бухгалтера, руководителей подразделений, филиалов и представительств, своих заместителей;
- в порядке, установленном законодательством, настоящим Уставом и Общим собранием акционеров, поощряет работников Банка, а также налагает на них взыскания;
- организует бухгалтерский учет и отчетность;
- обеспечивает подготовку и проведение Общих собраний акционеров;
- определяет численность Службы внутреннего контроля Банка по ходатайству руководителя Службы внутреннего контроля;
- решает другие вопросы текущей деятельности Банка.
Основные черты кадровой стратегии ОАО Банка Москвы.
Основная задача ОАО Банка Москвы в области управления персоналом обеспечение Банка высококвалифицированными кадрами, способными выполнять поставленные цели и задачи. Реализация стратегии включает в себя решение таких вопросов, как определение ключевых показателей эффективности для всех подразделений банка, создание систем подбора, обучения, аттестации и расстановки кадров в соответствии со стратегическими задачами, стоящими перед Банком, а также создание системы оценки и мотивации персонала. Большое значение придается формированию единых корпоративных ценностей для всех сотрудников. Развитие корпоративной культуры, воспитание командного духа, создание коллектива единомышленников, стремящегося к достижению поставленных целей, является важным этапом в осуществлении поставленных стратегических задач
ОАО Банк Москвы при ОАО Банка Москвы кадровой стратегии основывается на понимании людских ресурсов, как ключевого ресурса управления. При комплектации штата сотрудников банк исходит из необходимости обеспечить себя высококвалифицированным персоналом, способным и готовым к высокой индивидуальной трудовой и творческой отдаче в интересах развития банка. Банк поощряет работников, добивающихся высоких результатов, предоставляет им возможность для профессионального и должностного роста. Банк обеспечивает каждому постоянно работающему гарантию занятости при условии эффективного и честного труда, право на безопасное и здоровое рабочее место, право на справедливое отношение в вопросах кадровой стратегии, социальные льготы.
Кадровая стратегия ОАО Банка Москвы основывается на следующих базовых принципах, разделяемых всеми субъектами ОАО Банка Москвы, как организационной системы:
банк рассматривает персонал, как человеческий ресурс, способный обеспечить ей конкурентные преимущества и достижение лидерских позиций при условии планирования и обеспечения его оптимального использования, развития и качества;
управление персоналом ОАО Банка Москвы основывается в первую очередь на преобладании экономических и социально-психологических способов и составляет одну из важнейших функций управления ОАО Банка Москвы на всех иерархических уровнях управления. При этом линейное руководство делегирует службам управления персоналом определенные полномочия в области ОАО Банка Москвы работы с персоналом, оставляя за собой право принятия решения в пределах установленной компетенции;