Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
Введение
Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета.
Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права. Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
В основу исследования положены такие методы, как общенаучный, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие.
Объектом исследования являются общественные отношения складывающиеся в сфере регулирования конституционного права как отрасли права Российской Федерации.
Предмет исследования нормативные правовые акты, регулирующие отношения конституционного характера.
Цель курсовой работы - комплексное структурно-логическое исследование основных источников конституционного права России как отрасли права.
В связи с поставленной целью определились следующие задачи:
1. Дать понятие конституционного права Российской Федерации и выделить основные виды его источников.
2. Определить место и роль международных правовых актов в системе источников конституционного права Российской Федерации.
3. Проанализировать роль закона как основного источника конституционного права Российской Федерации.
4. Проанализировать роль нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источников конституционного права России
Степень изученности работы.
Структуру работы составляют четыре параграфа, введение и заключение
1. Понятие и виды основных источников конституционного права Российской Федерации
Сложность и многообразие конституционных норм обуславливает значительное разнообразие источников конституционного права. Под источниками конституционного права принято понимать «форму существования общих правил поведения (внешнюю форму их выражения), регулирующую отношения конституционного характера»[1].
Если рассматривать конституционное право как отрасль права, то под этим термином понимается упорядоченная совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Следовательно, источники конституционного права, различаясь по форме, наименованию, происхождению и юридической силе образуют систему. В нее входят Конституция и законы, другие нормативные правовые акты, нормативные договоры (международные и внутрифедеральные), правовые обычаи. Все они хранят правовые предписания. Признание нормативного правового акта источником конституционного права влечет за собой важные юридические последствия.
Источниками конституционного права являются только действующие в настоящий период правовые акты. Все они прямо связаны с предметом отрасли конституционного права.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е характеризовали систему источников конституционного права следующими признаками[2]:
1.Множественностью форм выражения правовых норм
2.Иерархической соподчиненностью
3.Изменением соотношения внутригосударственного и международного права
4.Приоритетом закона
5.Стабильностью по отношению к другим источникам права
Среди источников конституционного права особая роль отводится Конституции Российской Федерации, обладающей наивысшей юридической силой. Актом конституционного характера является и государственная декларация, которая чаще всего используется при провозглашении государственного суверенитета и независимости. К этому виду источников конституционного права как отрасли права России мы можем отнести Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, принятую на I Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г..
Основной массив источников конституционного права все же составляют законы. Закон – это «нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения»[3]. Он выступает юридической базой деятельности государственных органов, должностных лиц, местного самоуправления, граждан, их объединений. Различаю законы: федеральные конституционные, о поправке к Конституции Российской Федерации, обычные федеральные.
Баглай М.В. классифицирует законы по следующим основаниям[4]:
1.по юридической важности (законы, подзаконные акты)
2.по органам, принимающим нормативный акт (подзаконные, исполнительные)
3.по форме акта (закон, указ, постановление, распоряжение…)
4.по схеме действия (общефедеральные, республиканские, отраслевые, ведомственные)
Законы субъектов Российской Федерации принимаются в пределах их компетенции собственными законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и распространяются только на их территории.
Субъекты Российской Федерации издают Конституции (Уставы) и свои республиканские (областные, краевые) законы.
Нормы конституционного права могут содержаться и в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах.
Законы являются лишь небольшой частью всего принимаемого в государстве объема правовых актов. Для реализации законов уполномоченными государством органами издаются подзаконные акты, содержание которых должно соответствовать законам. В противном случае такой подзаконный акт признается недействительным.
К подзаконным актам относятся:
- Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
- Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
- Акты федеральных органов исполнительной власти
- Акты исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Акты органов местного самоуправления (уставы муниципальных образований, регламенты представительных органов на местах
Нормативные правовые акты имеют временные и территориальные пределы их действия, а также различается их функционирование по кругу лиц.
Моментом начала действия нормативного правового акта является истечение определенного срока после его официального опубликования. В Российской Федерации этот срок составляет десять дней. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, и акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования. Нормативный правовой акт действует во времени до тех пор, пока не будет отменен или заменен другим нормативным правовым актом либо пока не истечет срок его действия.
Законы Российской Федерации и другие нормативные правовые акты действуют на всей территории России, либо на ее части указанной в них. По общему правилу действия нормативных правовых актов в пространстве акты общефедеральных органов действуют в пределах Российской Федерации в целом, нормативные правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации – в рамках их территориальных границ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления – в пределах административных границ данного муниципального образования.
Действие нормативных правовых актов по кругу лиц означает их распространение на всех жителей Российской Федерации (граждан Российской Федерации, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, иностранных граждан). В отдельных случаях принимаются специальные нормативные правовые акты, распространяющиеся на определенные категории лиц (например, военнослужащих, судей, государственных служащих).
Нормы конституционного права, служащие источником данной отрасли права, содержатся и в отдельных нормативных договорах. Договор - это «соглашение нескольких субъектов права, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношения»[5]. Различают международные и внутрифедеральные договора.
Согласно конституционным нормам источником отрасли конституционного права являются общепризнанные принципы и нормы международного права.
К числу специфических источников относятся нормативные решения Конституционного суда Российской Федерации, например, в части толкования Конституции Российской Федерации, и аналогичные решения органов конституционного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации. Эти органы действуют в небольшом числе субъектов Российской Федерации.
Исключительно редко в системе источников российского конституционного права встречается конституционно-правовой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведения основных субъектов конституционного права, нигде в официальных изданиях не записываемые в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые. Он имеет устный характер. Так в настоящее время сложился обычай при назначении Советом Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации учитывать согласие уже действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации по представленной кандидатуре.
Исходя их вышеизложенного определяем, что:
- Источники конституционного права – это факторы, на основе которых формируется данное право, и осуществляется правовое регулирование отношений конституционного характера.
- Юридическими источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.
- Существует особый порядок не только принятия нормативных
правовых актов, но и их отмены, изменения и признания утратившими силу. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права.
- Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды.
- Закрепление конституционно-правовой нормы в нормативном правовом акте подчинено объективным реалиям и сложившимся на данный момент общественным отношениям, что придает норме высокий уровень юридической значимости.
- Закрепление конституционно-правовой нормы в законе зависит от размера территории, на которую распространяется данная норма, от установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих конституционно-правовые нормы.
2. Международные правовые акты – источники конституционного права России
В последнее время идея о верховенстве международного права по отношению к национальному законотворчеству все больше проникает в конституционное нормотворчество демократических правовых государств. Именно международные правовые нормы определяют основные права и свободы человека.
Ч. 4 ст.15 Конституции Российской Федерации гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В Конституции Российской Федерации закреплены правила о том, что первое - общепризнанные нормы и второе - принципы международного права являются частью национальной правовой системы[6], тем самым становятся еще одним источником конституционного права.
1.Под общепризнанными нормами в международной практике понимаются нормы, которые «признаны достаточно представительным большинством государств»[7]. Форма их существования – международный обычай и международный договор.
2.Принципы носят универсальный характер, поскольку составляют фундамент мирового правопорядка. Они охватывают как традиционные, так и новые области международных отношений, определяя направленность и характер международно-правового регулирования в целом. Отсылка к международным договорам и общепризнанным нормам международного права содержится и в ряде других конституционных статей. Так, гл.2 "Права и свободы человека и гражданина" открывается положением о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.17). В этой же главе отсылка к международным содержится также в ст.62 и ст.63, регламентирующих вопросы гражданства и предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.