Файл: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «Дельфи» ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (1. Управленческие решения. Сфера применения экспертных оценок).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  Экспертные  методы разработки управленческих решений  – это методы, основанные на анализе  суждений специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. Часто сопровождаются созданием специальных рабочих групп специалистов, экспертной комиссии. В качестве экспертов могут выступать руководители, которые ответственны за принятие важных решений и являются достаточно компетентными специалистами.

   Дельфи  – один из методов экспертного  прогнозирования, основанный на последовательной оценке специалистами любых предложенных альтернатив. Может быть применен в процессе группового принятия управленческого решения посредством выбора наилучшей альтернативы. Результаты экспертных оценок заносятся в таблицу.

Рассмотрим, как можно применить метод  «Дельфи» при принятии управленческого  решения в турфирме ООО «Астон».

Допустим,  в туристской организации возникла проблема снижения ее конкурентного  статуса на фоне появления новых  конкурентов, имеющих значительные преимущества (известный бренд, низкие цены).

     Цель - выработать оптимальное управленческое решение посредством групповой сессиии использования приемов экспертных оценок.

1 этап. Проблема обсуждается в группе специалистов, строится дерево причинно-следственной связи (дерево проблем) (См.:рис.1) для туристической организации  турфирме ООО «Астон».

Рис. 1. Пример древа причинно-следственной связи

2 этап. Используя метод мозговой атаки определяется 5-8 альтернатив, которые являются способами решения рассматриваемой проблемы.

3 этап. Определяются наиболее весомые альтернативы:[16]

  • найти надежного туроператора, зарекомендовавший  себя на рынке;
  • обучить  персонал турагентства и повысить  заработную плату;
  • изменить  внутренний дизайн помещений  по приему посетителей – потенциальных туристов;
  • использовать современные технологии бронирования  и электронные системы продаж.

После оценки альтернатив экспертами, выбираются наиболее весомые.

Метод средневзвешенных критериев является эффективным для оценки экспертами ряда альтернатив и вариантов слабо структурированных решений.

Система взвешенных критериев может быть применена для оценки поставщиков  продукции. На первом этапе экспертами дается оценка непосредственно критериев  выбора. Предположим, цена за турпутевки, бонусы за объемы поставок и т.д. Все критерии «взвешиваются» по отношению к главному критерию (см.таблицу 1). По выбранным взвешенным критериям оцениваются все возможные варианты решений. Допустим 4 фирмы туроператора:


А - «Квест»

Б - «Астон»

В - «Тез - Тур»

Г- «Натали турс».

На самом деле их может быть значительно больше. На этом этапе проводится сравнительная оценка каждой фирмы по каждому критерию (См.таблицу 1). 

Таблица 1. Сравнительная оценка каждой турфирмы

Критерии выбора

Вес

А

Б

В

Г

Цена за турпутевку

10

10

4

6

8

Бонусы за объемы поставок

4

10

10

3

2

Скидки и льготы

8

1

2

10

6

Своевременность и надежность

7

7

10

5

9

Безопасность истраховка

10

2

4

6

10

Статус туроператора

2

10

10

4

6

На последнем этапе определяется суммарное взвешивание вариантов с учетом разной «весовой» категории каждого критерия, т.е.перемножаются весовые показатели критериев выбора на взвешенные варианты по каждой строке (См.таблицу 2). Суммарная взвешенная оценка показывает наиболее адекватную оценку фирм – поставщиков турпродуктов.

Таблица 2. Данные  для определения  средневзвешенной экспертной оценки качества поставок туроператоров

Критерии выбора

А

Б

В

Г

Цена за турпутевку

100

40

60

80

Бонусы за объемы поставок

40

40

12

8

Скидки и льготы

8

16

80

48

Своевременность и надежность

49

70

35

63

Безопасность истраховка

20

40

60

100

Статус туроператора

20

16

8

12

Суммарная взвешанная оценка

237

222

255

311

Применив  метод Дельфи, для принятия управленческого решения в турфирме, можно сделать вывод о том, что ООО «Астон» (Б) на последнем месте. Лидирует «Натали турс», на 2-м месте «Квест», на 3-м «Тез-Тур».


Необходимо принять управленческое решение по повышению конкурентоспособности турфирмы.

Заключение

  Прогнозирование по методу Дельфи оказывается эффективным. Это познавательный эффект, обучение и расширение кругозора экспертов — участников опроса, картирование компетенций в отдельных дисциплинах, технических областях и странах, выработка консенсуса представителей различных секторов научно технической сферы и, что не менее важно, стимулирование широкого обсуждения научной общественностью тенденций научно-технологического развития своей страны и мира.

Характерной особенностью развития социально -экономической политики России начиная с 2000 г. было стабильный рост доходов граждан, в частности располагаемого дохода, номинальной заработной платы, с синхронным ускорением роста основных социальных гарантий - минимальной заработной платы, прожиточного минимума и минимальной пенсии по возрасту. Однако кризис, начавшийся в конце 2008 г., усилила действие старых социальных проблем, а также породила множество новых : сокращение и задержка выплаты заработной платы, отправление работников в неоплачиваемые отпуска, сокращение рабочих мест и увольнения работников, возобновился рост задолженности по выплате заработной платы. Социально - экономическая ситуация в России кардинально изменила жизнь населения, ухудшение экономической ситуации привело к углублению расслоения общества по уровню дохода и, как результат, к дифференциации жизненного уровня населения.

Выбирая окончательный вариант решения, необходимо учитывать огромное множество различных влияний и возможностей просчёта, объясняемого как субъективными данными самого работника, так и некоторыми объективными данными самого механизма точности расчётов.

Руководитель должен учитывать, что в практической, реальной действительности редко возникает возможность осуществления лишь одного варианта, который имеет явное и значительное преимущество перед другими. Принимая окончательное решение, необходимо предвидеть также возможность лишь частичного успеха или неуспеха принимаемого решения, а поэтому рекомендуется предварительно запланировать вспомогательные (резервные) мероприятия, которые в случае неудачи принятого решения могут быть проведены взамен намеченным.

     Управленческие  решения, принимаемые в туристских организациях, могут изменить качество услуг и сервиса, улучшить или напротив, ухудшить его. Организация может стать конкурентоспособной, а может и наоборот, потерять свои преимущества на рынке. Всё это зависит от навыков и умения менеджера принимать своевременные, оптимальные решения, а также избирать наилучший стиль руководства трудовым коллективом.


     Несомненно, приоритетами управленческих решений  в туристском бизнесе должны стать: качество, капитал и долгосрочная стратегия. 

Список литературы

  1. Вершинин Е.Е. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010 – 325 c.
  2. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012 – 365 c.
  3. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. – 5-е изд., стереотип. – М.: Магистр; ИНФРА-М, 2011 – 412 c.
  4. Вычугов Д.Д. и др. Практикум по менеджменту, Деловые игры: уч. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа,2011 – 631 c.
  5. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011 – 365 c.
  6. Егоршин А.П. Организация труда персонала: учебник / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 2011 – 323c.
  7. Мухин, В. И Исследование систем управления: [Текст] /В. И. Мухин – М.: Издательство «Экзамен», 2010.– 384с.
  8. Попова, И. Г Математические методы в планировании отраслей и предприятий/ М.: Экономика, 2009 – 899 c.
  9. Тихомиров Ю. А. Управленческое решение. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 341 с.
  10. Фахрутдинова А. З., Бойко Е.А. Разработка управленческого решения: Учебно-методический комплекс. - Московск: СибАГС, 2012. -140 с.
  11. Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка управленческих решений. -М.: Калита, 2002. - 275 с.Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. - М.: ЮНИТИ, 2010. -311 с.
  12. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. - М.: Наука, 2011. - 287 с.
  13. Минина В. Ключевые сотрудники организации: подходы к идентификации и проблемы управления // Кадровик. – 2011. - №1. – С.86-98.
  14. Никольский А.А. Технология принятия управленческих решений. - М.: МГАГП, 2010. -349 с.
  15. Половинко В. Профессиональная карьера менеджеров по персоналу // Кадровик. – 2011. - №3. – С.76-85.
  16. Ременников В.В. Разработка управленческого решения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 . - 376 с.
  17. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 120 с.
  18. Хадасевич Н. Развитие потенциала персонала организации // Кадровик. – 2010. - №1. – С.6-11.
  19. Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2010. - 304 с.
  20. Официальный сайт турфирмы «Астон» - http://rumb.ru

  1. Фахрутдинова А. З., Бойко Е.А. Разработка управленческого решения: Учебно-методический комплекс. - Московск: СибАГС, 2012. -90 с.

  2. Вычугов Д.Д. и др. Практикум по менеджменту, Деловые игры: уч. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа,2011 – 56 c.

    1. Фахрутдинова А. З., Бойко Е.А. Разработка управленческого решения: Учебно-методический комплекс. - Московск: СибАГС, 2012. -140 с.

  3. Минина В. Ключевые сотрудники организации: подходы к идентификации и проблемы управления // Кадровик. – 2011. - №1. – С.86-98.

  4. Фахрутдинова А. З., Бойко Е.А. Разработка управленческого решения: Учебно-методический комплекс. - Московск: СибАГС, 2012. -140 с

  5. Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2010. - 65 с.

  6. Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2010. - 76 с.

  7. Минина В. Ключевые сотрудники организации: подходы к идентификации и проблемы управления // Кадровик. – 2011. - №1. – С.86-98.

  8. Минина В. Ключевые сотрудники организации: подходы к идентификации и проблемы управления // Кадровик. – 2011. - №1. – С.86-98.

  9. Фахрутдинова А. З., Бойко Е.А. Разработка управленческого решения: Учебно-методический комплекс. - Московск: СибАГС, 2012. -140 с.

  10. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012 – 90 c.

  11. Фахрутдинова А. З., Бойко Е.А. Разработка управленческого решения: Учебно-методический комплекс. - Московск: СибАГС, 2012. -140 с.

    1. Фахрутдинова А. З., Бойко Е.А. Разработка управленческого решения: Учебно-методический комплекс. - Московск: СибАГС, 2012. -54 с.

  12. Официальный сайт турфирмы «Астон» - http://rumb.ru

  13. Вычугов Д.Д. и др. Практикум по менеджменту, Деловые игры: уч. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа,2011 – 631 c

  14. Вычугов Д.Д. и др. Практикум по менеджменту, Деловые игры: уч. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа,2011 – 65 c