Файл: Понятие и виды ценных бумаг (Глава 1.Сущность ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Привилегированные (приферентные) акцииэто акции, которые не дают их владельцу право голоса, но предоставляют им ряд привилегий:

· Выплату фиксированного размера дивиденда.

· Выплату дивиденда в первоочередном порядке.

Если предприятие выпустило и облигации и акции рядовые и привилегированные, то выплата производится в следующем порядке:

1. Процент по облигациям.

2. Фиксированный дивиденд по привилегированным акциям.

3. Дивиденд по обычным акциям.

Контрольный пакет акций – это пакет акций, обеспечивающий её владельцу контроль над деятельностью общества.

Дивиденды выплачиваются:

· В денежной форме,

· В натуральной форме,

· В форме выпуска дополнительных акций.

Вексельобязательство одной стороны перед другой оплатить в определенный срок сумму денег за товар или услугу. Продавец покупает товар и расплачивается векселем, т. е. обязуется уплатить определенную сумму денег в определенный срок, т.е., это продажа товаров в кредит. Стоимость векселя с течением времени не изменяется.

Главная их привлекательность, особенно для криминального мира, это возможность их продать или расплатиться за какие-то товары или услуги.

Коммерческие векселя, за которыми стоит конкретная товарная сделка, бывают простыми и переводными.

Простой вексель представляет собой простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока конкретную сумму векселедержателю. Простой вексель содержит только одну подпись лица, который обязан совершить платеж.

Переводной вексель (тратта) – письменный документ, содержащий приказ векселедателя, адресованный плательщику-должнику, уплатить деньги (в определенный срок и в определённом месте) получателю-держателю векселя или по его приказу третьему лицу. В отличие от простого, здесь участвую не два лица, а три лица. Переводной вексель, содержащий приказ совершить платеж (платёж исходит от лица, выдавшего вексель), ещё не обязательство платежа со стороны трассата. Следовательно, переводной вексель должен быть подтверждён, или акцептован плательщиком.

Векселедержатель должен своевременно предъявить вексель к оплате, в противном случае это может быть отнесено к его вине.

Сертификатэто обязательство по вкладам. Сертификат предполагает обязательство двух сторон: банкачерез определённый срок возвратить владельцу сертификата его первоначальный вклад плюс, повышенный процент и покупателя – владельца сертификата – не изымать из банка свои деньги в течение этого срока.


Чеки - это тоже ценные бумаги, достаточно удобные для обращения. Если на расчетном счете есть определенная сумма средств в банке, то банк выдает чековую книжку. Можно выписывать чек за какой-то товар, получатель чека предъявляет его в банк, банк проверяет подтверждение, что чек не поддельный, на что ему положено по закону 10 дней или 20 дней со странами СНГ или 70 для других государств.

В России они не получили широкого распространения по следующим причинам:

1. В нашей стране слишком много чиновников, которые имеют право арестовать мой расчетный счет по любому, даже пустяковому поводу.

2. За перевод денег с одного расчетного счета на другой наши банки берут довольно приличную плату иногда до 3%. В других странах этого нет, банки берут плату только за депозитное хранение и довольствуются тем, что вы храните на своем расчетном счета какую-то сумму, которые банк может использовать в своих краткосрочных нуждах.

3. Поскольку у нас большие налоги, то предприятия вынуждены укрываться от них и это легко сделать, если не хранить деньги на расчетном счете.

Депозитный и сберегательный сертификаты это свидетельство о вкладе на определённый срок.

Сберегательная книжка предусматривает, что вы можете, получит по ней деньги в любой момент.

Сберегательный сертификат предусматривает хранение на определенный срок (например, 3 месяца вы обязуетесь не брать деньги). Тогда банк эти деньги использует для кредита другим предприятиям. Если это просто сберегательная книжка, то такого права он не имеет. Поэтому, в первом сертифицированном вкладе проценты больше.

Вклад может быть накопительный, т.е. вы можете докладывать деньги или могут проценты начисляться на проценты.

Не признаются ценными бумагами по российскому законодательству следующие ценные бумаги:

- документы, подтверждающие получение банковского кредита;

- документы, подтверждающие внесение суммы в депозиты банков (за исключением депозитных и сберегательных сертификатов);

- долговые расписки;

- завещания;

- страховые полисы;

- лотерейные билеты;

- суррогаты ценных бумаг ("чековые карты", коммерческие сертификаты, лиалы, билеты акционерных обществ и т.д.)

Глава 2. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации.

РЦБ в РФ существовал в дореволюционный период, период НЭПа в 20е годы, в последующий период, но в довольно суженном и урезанном виде. Все эти этапы существенно различаются определенной спецификой, дифференцией и глубиной рассматриваемой категории.
Развитие капитализма в России в кон. 19 в. подтолкнуло к созданию качественно новых товарно-денежных отношений и расширению внутреннего рынка на базе капиталистических отношений.
Покупка и продажа ценных бумаг осуществлялась в основном через фондовые биржи и центральный государственный банк России. Оборот акций происходил через 3 основных биржи: Москвы, С.- Петербурга и Гельсингфорса. Продажа и покупка облигаций и акций производилась главным образом через Государственный Банк при активном посредничестве коммерческих банков.


В марте 1883 г. были утверждены первые «правила для сделок по покупке и продаже фондов и акций» на бирже. Однако имелись в виду исключительно сделки за наличные. 6 июня 1893 г. маклер, помогает покупать ценные бумаги на бирже. В конце 19 в. назрела необходимость выделения фондовой торговли и создания фондового отдела благодаря чему ограничивается круг лиц, которые могут заниматься биржевыми операциями. Членов фондового отдела делят на действительных членов и членов посетителей. И те и другие должны были иметь промысловые свойства 1 разряда и уплачивать сбор за право посещать биржевые собрания, участвовать в биржевой торговле могли только действительные члены, при чем сделки должны были заключаться на территории биржи. Сделки заключались на биржевом собрании. 10.01.1901 г. – правила по купле – продаже в С.-П. 1911 г. – 1617 акционерных компаний существовало в России 1912 – прибавилось 295 предприятий 1917 г. – фондовый рынок прекратил существование. В период НЭПа начинается некоторое оживление рынка за счет выпуска гос. облигаций и незначительной части акций в системе разрешенного частного сектора. Ликвидация подлинного рынка ценных бумаг была обусловлена в основном развитием командно-административной системе управления, заменившей рыночные отношения.

Особенность развития рынка ценных бумаг в РФ в начале 90-х гг. заключалась в том, что рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по линии Министерства финансов и Центрального банка. Последнее требует особого краткого исторического рассмотрения. Следом за выигрышными 3% облигациями в 1990 г. стали выпускаться государственные 5% облигации для населения и юридических лиц. В последующем процент по этим бумагам был повышен до 10 в целях лучшего размещения. Однако эти бумаги не нашли должного спроса у покупателей (как юридических, так и физических лиц). Поэтому вся эмиссия была в основном приобретена еще существовавшим тогда Государственным банком СССР. Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось рядом причин. Во-первых, тогда еще не был создан реальный рынок ценных бумаг, т.е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска акций. Во-вторых, доверие к государственным процентным бумагам со стороны населения и юридических лиц было утрачено в связи с началом спада производства и отсутствием разработки конкретной экономической программы правительства.


В этой связи следует отметить, что Центральному банку необходимо было создать свой рынок государственных ценных бумаг, его структуру и классификацию государственных ценных бумаг. Это необходимо, прежде всего, для укрепления российской финансовой системы, так как с помощью различных видов бумаг и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное покрытие бюджетного дефицита. Следует учесть опыт ряда ведущих западных стран.

В начале 90-х гг. рынок ценных бумаг не был единым цельным организмом: размещение и покупка государственных и частных ценных бумаг производились разрозненно, независимо друг от друга, механизм конкуренции по существу не действовал. Это объяснялось ограниченностью выпуска как государственных, так и частных ценных бумаг на рынке.

В 1991—1992 гг. рынок ценных бумаг РФ был еще довольно аморфным, поскольку не сложилась структура самого рынка. Дело в том, что на первом этапе не было четкого разграничения между первичным рынком и вторичным (биржевым). Пока рынок в основном был представлен фондовыми и товарными биржами, которые поглощали основной поток частных ценных бумаг. Развитие же первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при условии развития следующих основных элементов: более широкой и активной приватизации предприятий, компаний и ассоциаций; создания системы первичного рынка и его посредников в лице инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и инвесторами так, как это принято в мировой практике, в частности в США, Канаде, странах Западной Европы и в Японии; объектом реализации на первичном рынке должны были стать не столько акции, сколько облигации компаний и предприятий.

Фондовые биржи также нуждались в определенных структурных изменениях. Их деятельность в значительной степени зависит от массы поступления ценных бумаг. При этом не следует забывать, что биржа — вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т.е. уже прошедших через первичный рынок. Дело в том, что в РФ новые выпуски ценных бумаг, в основном акции, поступали на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя, таким образом, первичный рынок. В то же время, как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Европы) реализуются также и эмиссии акций. Однако это обусловлено прежде всего огромным объемом выпускаемых ценных бумаг.


Важной стороной совершенствования рынка ценных бумаг являлось его правильное регулирование с помощью эффективного и эластичного законодательства, которое было бы способно создать объективные правила игры на рынке. Дело в том, что основные документы и инструкции по рынку ценных бума(14 Положений Правительства) были приняты в конце декабря 1991 г. Однако не был принят всеобъемлющий закон о ценных бумагах и биржах, как это было сделано в свое время в западных странах. Так, в США такой закон был принят в 1933 г. и скорректирован в 1934 г., но действует по настоящее время. В Японии такой закон был принят после войны и в последующие годы неоднократно корректировался в соответствии с качественной и структурной динамикой рынка ценных бумаг.

Цель коррекции законов на Западе — это защита интересов вкладчика-инвестора от всякого рода махинаций и мошенничеств.

Крупные скандалы в России на рынке ценных бумаг летом и осенью 1994 г. показали, что принятые положения о ценных бумагах и бирже 1991 г. оказались неэффективными для регулирования рынка. Это привело к большим финансовым потерям многих физических и юридических лиц, так как многие компании осуществляли эмиссию и продажу своих ценных бумаг без лицензирования со стороны Центрального банка, Министерства финансов. Именно это обстоятельство привело к реорганизации Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, которая с ноября 1994 г. взяла на себя функции по регулированию рынка ценных бумаг России согласно Указу Президента Российской Федерации

В задачу новой комиссии входит прежде всего лицензирование эмитентов ценных бумаг, обеспечение контроля за деятельностью банков и других кредитно-финансовых учреждений, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, создание и организация исполнительной дирекции данной комиссии при Правительстве с целью эффективного регулирования рынка ценных бумаг.

Из всего сказанного выше необходимо сделать вывод об особенностях развития рынка ценных бумаг в России.

Во-первых, обычно развитие эффективных рынков ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В России зарождение и становление фондового рынка, его довольно динамичное развитие происходит на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятствуют преодолению тенденции к сужению воспроизводства.