Файл: Правовые основы организации нотариата (Общая характеристика нотариальной деятельности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика нотариальной деятельности
1.1 История развития нотариата в РФ
1.2 Понятие нотариата в РФ и его сущность
Глава 2 Правовая база организации и деятельности государственных и частных нотариальных контор
2.1 Правовая основа деятельности государственного и частного нотариуса
2.2 Компетенция органов нотариата и общие правила совершения нотариальных действий
На сегодняшний день существует и активно действует Международный союз латинского нотариата, который объединяет 70 государств, включая Россию. В настоящее время нотариусы работают в постоянной конкурентной среде со своими коллегами по юридическому сословию, прежде всего с адвокатами, и это характерно не только для России, такая ситуация существует во Франции, Германии и других странах, более того, мы сегодня наблюдаем мощное наступление англо-американской системы права, экспорт которой нагляден в отмене обязательной нотариальной формы ипотеки. В связи с этим для усиления правозащитных и правоохранительных функций нотариата России необходим высокий профессионализм нотариусов, который на деле доказывает преимущества нотариата латинского типа для нашей страны.[4] Нотариус, относящийся к системе латинского нотариата, обеспечивает в своей деятельности единые стандарты предупреждения споров, безопасности и юридической техники, как в других государствах мира, объединяющих более 3 млрд. человек. Нотариальная деятельность в международном аспекте усиливается возможностью придания нотариальному акту как судебному решению исполнительной силы за рубежом, что предусмотрено Брюссельской и Луганской конвенциями и предварительным проектом Гаагской конвенции от 30 октября 1999 г. о международной подсудности споров и признании, и исполнении иностранных решений. Говоря о сущности нотариата, необходимым видится разрешение вопроса двойственной природы нотариата, причем публично-правовая составляющая проявляется в самой деятельности нотариуса (совершение действий от имени Российской Федерации), вне зависимости от способа организации нотариата (государственный или частный). Думается, что такая двойственность мешает правильному пониманию нотариата, который государством, видимо, оценивается лишь как некий бюрократический механизм. На самом же деле нотариат служит защите прав и законных интересов, обеспечению бесспорности правоотношений в будущем. Но, пожалуй, одна из самых главных особенностей - это правоприменительная составляющая деятельности нотариуса. Нотариальная функция не сводится к простой фиксации воли лиц, механического удостоверения, в первую очередь нотариус - правоприменитель.
Таким образом, современный отечественный нотариат - это орган негосударственной бесспорной гражданской юрисдикции. Тем не менее было бы неправильным относить нотариат к органам «превентивного правосудия». Да и сам термин «превентивное правосудие» несостоятелен. Учеными всегда подчеркивалось, что при всей степени схожести различие между судом и нотариатом видится в предмете их компетенции. Правосудие призвано разрешать именно социальный конфликт, отправление правосудия - это средство разрешения указанного конфликта, следовательно, в бесспорных ситуациях правосудие не осуществляется. К нотариату применим, скорее, термин «процесс», но не «правосудие».
В современной России одновременно существуют две параллельные системы нотариата - государственного и внебюджетного.
Таким образом, российский нотариат - это система организации нотариальной деятельности, связанной с совершением и свидетельствованием актов, обеспечивающих правовую защищенность граждан и договорную свободу на территории Российской Федерации, а государственный нотариат является формой организации нотариальной деятельности, предусматривающей выполнение публичных удостоверительных функций специально созданным для этого государственным органом. Государственные нотариусы обладают статусом государственных служащих, получают заработную плату, не несут личной имущественной ответственности за совершение нотариальных действий.
Глава 2 Правовая база организации и деятельности государственных и частных нотариальных контор
2.1 Правовая основа деятельности государственного и частного нотариуса
Нотариат в Российской Федерации, согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Деятельность нотариусов, обеспечивающих на профессиональной основе защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов и предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов.[5]
Статья 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» устанавливает, что нотариусы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий, путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате.
Вместе с тем Основами законодательства Российской Федерации о нотариате не регламентируются положения об оказании юридического консультирования на безвозмездной основе. Статьей 22 указанных Основ предусмотрена возможность предоставления льгот по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст. 333.38 Налогового кодекса Российской Федерации, льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.
При этом перечень этих льгот, а также категорий граждан, которым они предоставляются, не позволяет утверждать, что юридическая помощь предоставляется бесплатно всем категориям граждан, указанным в ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». В частности, ст. 333.38 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена 50-процентная льгота по всем видам нотариальных действий для инвалидов I и II группы.
Согласно письму Федеральной нотариальной палаты от 18 января 2012 г. № 51/06-12 «Об оказании нотариусами бесплатной юридической помощи», нотариусы бесплатно консультируют по вопросам совершения нотариальных действий всех граждан, обратившихся к ним за совершением нотариальных действий, обязаны оказывать гражданам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов и разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.
Таким образом, компенсация нотариусам расходов по оказанию бесплатной юридической помощи фактически не предусмотрена.
Вопрос об оказании бесплатной юридической помощи нотариусами стал предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Определении (от 11 июля 2006 г. № 349-О) указал, что предоставление при совершении нотариальных действий предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах льгот по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц соотносится со ст. 48 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. А вопрос о введении механизма возмещения нотариусам, занимающимся частной практикой, средств, затрачиваемых на обслуживание лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий, следует урегулировать в законодательном порядке.[6]
Согласно ст. 1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Таким образом, законодатель определяет главную функцию нотариата как охранительную функцию, прежде всего в гражданских правоотношениях, а также публичный характер выполнения данной функции - совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Таким образом, основы предусматривают, что в рамках системы нотариата нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Вместе с тем фактическое состояние дел показывает, что количество занимающихся частной практикой нотариусов в Российской Федерации несоизмеримо больше, чем количество нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах (7500/20).[7]
2.2 Компетенция органов нотариата и общие правила совершения нотариальных действий
Статья 24 Основ законодательства РФ о нотариате определила принцип самоуправления как основополагающий принцип организации нотариальной палаты. Это означает, что полномочия нотариальной палаты реализуются ее членами (нотариусами) через высший орган - собрание и избираемые органы управления: правление и президента. При этом многие полагают, что самоуправление и есть саморегулирование, что понятия самоуправление и саморегулирование по своему правовому содержанию равнозначны. Однако это далеко не так. Указанные понятия необходимо различать.
Нотариальное самоуправление в лице нотариальных палат проявляется в двух функциях: общественной, основанной на членстве каждого нотариуса, и государственной, при которой нотариальное самоуправление может рассматриваться как одна из форм организации государственного управления нотариальной деятельности, исходящей из наделения нотариусов и нотариальных палат полномочиями от имени государства.
Саморегулирование как правовое понятие появилось сравнительно недавно. Советское право вообще его не знало, оно было введено Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Статья 2 этого ФЗ дает следующее понятие саморегулирования:
«Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил». Согласно ст. 3 ФЗ саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Исследователи этого правового института делают следующие выводы:
«Содержанием саморегулируемой деятельности являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований этих стандартов и правил членами этой организации. Под стандартами и правилами саморегулируемой организации понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. При этом федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила в саморегулируемых организациях.[8]
По большому счету, суть саморегулирования состоит в передаче государством функций по установлению норм и правил поведения в определенной сфере профессиональной деятельности особому субъекту - саморегулируемой организации».
Если проанализировать истоки саморегулирования, то можно утверждать, что появление этого института напрямую связано с проведением в стране административной реформы. Саморегулирование - составная часть этой реформы. Оно было предусмотрено целым рядом программных документов. В частности, в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ на 2003 год говорилось о радикальном сокращении функций госаппарата как о приоритетной задаче развития государственного управления.
В целях реализации положений Послания Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» были определены приоритетные направления административной реформы, среди которых названо и развитие системы саморегулируемых организаций. Задачи перехода к саморегулированию определялись в ряде распоряжений Правительства России: от 10 июля 2001 г. № 910-р «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы)», от 25 октября 2005 г. № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах».