Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика правового государства
1.1 Понятие и сущности правового государства
1.2 Конституционно- правовые основы России как правового государства
Глава 2 Анализ признаков правового государства
2.1 Общая характеристика признаков правового государства
2.2 Верховенство закона как базовый признаке правового государства
2.3 Характеристика гражданского общества общество как признака правового государства
Введение
Актуальность темы исследования. Идея правового государства, уходящая своими корнями в античную политико-правовую мысль и получившая мощный импульс развития в Новое время, в современных условиях обретает практическую реализацию. Официальное признание государства как правового в конституциях ряда стран, в том числе и России, вызывает необходимость наполнить категорию «правовое государство» реальным юридическим содержанием.
Сущность правового государства раскрывается через его принципы. Становление правового государства может быть осуществлено только при условии успешного претворения в жизнь определенных правовых требований, механизмов реализации его принципов.
В отечественной юридической литературе исследованию принципов правового государства, механизмов их реализации уделяется достаточное внимание. Однако до сих пор среди ученых нет единства в понимании принципов правового государства, раскрытии их содержания. Такая же ситуация складывается и в сфере исследования механизмов реализации принципов правового государства.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере функционирования правового государства и реализации его признаков.
Предметом исследования являются: понятия и признаки правового государства, в своей совокупности образующие категориальный аппарат исследования; возникновение концепции правового государства; содержание принципов правового государства, конкретные механизмы реализации принципов правового государства.
Цель исследования - показать генезис концепции правового государства в теоретико-правовых исследованиях западноевропейских и отечественных правоведов и на этой основе сформулировать рекомендации по совершенствованию механизма реализации принципов правового государства в современных условиях.
Для достижения данной цели были поставлены перед собой следующие задачи:
- провести анализ возникновения концепции правового государства;
- дать характеристику закрепления понятия «правовое государство» в Конституции РФ;
- выявить основные признаки правового государства и их правового содержания;
- дать подробную характеристику некоторым признакам правового государства;
Методологической основой исследования является всеобщий диалектический метод познания, а также общенаучные методы познания: системный, исторический, сравнительный, анализа, синтеза, индукции и дедукции. Для интерпретации научных концепций и нормативных актов в работе были использованы специально-юридические методы: формально-юридический и метод сравнительного правоведения.
Теоретическая основа исследования. В работе были использованы труды выдающихся мыслителей Нового времени, разрабатывавших концепцию правового государства в Западной Европе: Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, а также работы по проблемам правового государства русских юристов: Н.Н. Алексеева, В.М. Гессена, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, Б.Н. Чичерина.
Структура курсовой работы отражает поставленные цели и задачи и состоит из: введения, двух тематических глав, заключения и библиографии.
Глава 1 Общая характеристика правового государства
1.1 Понятие и сущности правового государства
В современной российской науке идея правового государства нашла широкое освещение в исследованиях отечественных юристов, философов и политологов. В их работах, прежде всего, отмечается, что в основе правового государства лежит стремление оградить человека от произвола властей различных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека и его свободу. Кроме того, идет речь о государстве, ограничивающем свои действия правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.
Так, по мнению представителей философии, правовое государство - это государство, в котором не издаётся никаких законов, противоречащих нравственным идеям права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости[1].
В литературе по политологии в большинстве случаев утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, который выражает и защищает интересы общества, а не господствующего слоя. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона, как акта, принятого законодательным органом, согласно специальной демократической процедуре.
В отечественной юридической науке также предлагаются различные дефиниции правового государства. Доктор юридических наук А. В. Малько считает правовым такое государство, в котором создаются условия для определённых ограничений с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений[2]. Другой ученый А. Ф. Черданцев кратко выражает суть правового государства как государства, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признаёт и охраняет права и свободы граждан [3]. В. А. Четвернин полагает, что «правовое государство - государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина»[4]. А. И. Коваленко под правовым понимает государство, основанное на верховенстве закона, неуклонном исполнении и соблюдении всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства; предусматривающем взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства; базирующемся на политическом, идеологическом и экономическом плюрализме, что закрепляется и гарантируется нормативно-правовыми актами государства, обеспечением прав и свобод граждан, необходимых для функционирования гражданского общества[5].
Как видно, вышеуказанные определения правового государства включают наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство - системообразующая структура, состоящая из ряда элементов. В этой связи, на наш взгляд, можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти в высокоразвитом гражданском обществе, которой свойственны верховенство права, режим демократии, законности и конституционности, реализация механизма самоограничения власти, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.
Таким образом, понятие правового государства многогранно. Также многообразны и его признаки. В юридической литературе называется и обосновывается более полутора десятков признаков. При этом, чем выше уровень обобщения, тем большее количество признаков приписывается правовому государству.
Можно выделить следующие основные (принципиальные) признаки правового государства, которые взаимообуславливают и дополняют друг друга:
- Наличие полноценного, дееспособного гражданского общества с высоким уровнем правовой культуры, свободно и независимо функционирующего параллельно с государством.
- Верховенство права и его господство над государством.
- Существование эффективно действующего механизма самоограничения власти.
- Признание и гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина.
- Взаимная ответственность государства и личности.
- Создание и поддержание режима демократии, законности и конституционности.
Остановимся более подробно, на последнем признаке правового государства, поскольку он, на наш взгляд, наиболее полно характеризует и определяет его сущность.
Общеизвестно, что подлинно демократичным может быть только правовое государство. Демократичность государства - это степень предоставления им своим гражданам возможностей решать и защищать личные интересы без ущерба интересам других. Демократия очень тесно взаимосвязана с законностью. Законность существует там, где есть развитая правовая система, детальное, упорядоченное, лишенное существенных пробелов и противоречий законодательство, высокий уровень правосознания и юридической культуры.
Ключевым аспектом любого демократического правового государства наряду с законностью выступает режим конституционности, который подразумевает реально действующую систему конституционализма, обеспечивающую полное действие правовой Конституции, ее соблюдение всеми членами общества, в том числе и должностными лицами органов государственной власти.
Как видно из вышеизложенного, внутреннее содержание правового государства определяется его подлинной народностью, уважительным отношением к праву, демократичностью взаимоотношений как с обществом в целом, так и каждым членом общества. Это и есть его главные, сущностные показатели.
Идея правового государства, является полной противоположностью деспотизма, произвола, диктатуры и тоталитарному режиму. Эта идея преследует ряд целей:
- Ограничение и направление процесса осуществления власти. Не является целью правового государства стремление принизить важность руководителей. Целью является установление стандартов легитимности методов руководства.
- Формирование чувства правомерных ожиданий и определённости в отношении поведения субъектов права.
- Охрана устоявшихся общественных представлений о свободе и равенстве, справедливости и морали, а также защита прав и достоинства граждан согласно этим представлениям.
В правовом государстве обязательны следующие правовые институты:
- Назначение наказаний за правонарушения и преступления только на основании нормативно определенным и опубликованным положениям и процедурам.
- Равенство всех граждан перед законом и судом. В свою очередь нарушители правопорядка подлежат наказанию, независимо от их политического, социального, экономического или национального положения.
- Наличие независимых, беспристрастных и доступных судов, правоохранительных органов, адвокатуры и правозащитных организаций.
Важную роль играет принцип разрешения конфликтов на основе правовых норм, компромисса и социальной справедливости.
Правовое государство - это идеал для каждого государства, который не привязан к ни какому государственному опыту. В числе наиболее значимых принципов следует назвать верховенство право и закона, равноправие граждан перед законом и судом, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина и др. В тоже время для достижения этого идеала в России необходимо учитывать характерные особенности, которые связаны с истории и традиций российского общества и государства. Более того формирование правового государства напрямую зависят от целей и задач, которые ставит перед собой общество и государство. На сегодняшний день во всем мире успешной является модель такого правового порядка в государстве, исходя из принципа разделения властей, при котором законодательная и исполнительная ветви власти отделены друг от друга, а также от судебной ветви власти; судебные решения основываются на достоверных и достаточных доказательствах, на адекватных и разумных толкованиях законов; при этом гарантируется законное и справедливое судебное разбирательство и т.д.
Качественное значение для правового государства имеет верховенство закона, при котором закон обладает высшей юридической силой. Учитывая данный принцип все другие правовые акты должны не противоречить, а соответствовать закону. Исходя из такого правового подхода, никакой орган государственной власти и должностное лицо не вправе совершать действия за пределами правового поля, установленного законом. В свою очередь правовые нормы должны изменяться и издаваться в соответствии с процедурами установленными законом.
Таким образом, правовое государство - это сложный продукт цивилизованного общества, нацеленный на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни только в народных интересах.
1.2 Конституционно- правовые основы России как правового государства
Происшедшие в России с 90 - х годов XX столетия реформы в политической и социально - экономических сферах привели к развитию новых рыночных отношений, предусматривающих демонополизацию государственной и устанавливающих множественность форм собственности, свободу предпринимательства и иной экономической деятельности, свободу в личных, политических, социально - экономических и культурных правах. Данный процесс оказался не только сложным и экономически нестабильным, повлекшим негативные последствия в социально - экономическом плане, но и потребовавший существенного изменения законодательной регламентации организации и осуществления государственной власти в России.
На современном этапе развития Российского государства, перед ее обществом, как и в целом перед мировым сообществом, достаточно остро встают проблемы внутренней организации и совершенствования деятельности органов государственной власти с учетом законодательной регламентации республиканской и федеративной формы государственного устройства.
Общепризнано, что на организацию и деятельность органов государственной власти оказывает воздействие опыт накопленный человечеством, а также содержащийся в общепризнанных принципах и нормах международного права, как суверенное равенство государств, уважение прав и свобод человека, принципы правового и социального государства и т.д.
Тема правового государства интересна для при освещении ее необходимо постоянно проводить сравнения между правовыми идеями государства и повседневной реальностью.