Файл: Изучение основных типов конкурентных стратегий ведущих российских компаний.pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность, значение и классификация конкурентных стратегий
1.1. Сущность, значение и проблемы разработки конкурентной стратегии
1.2. Классификация конкурентных стратегий
2. Анализ конкурентной стратегии ООО «Медиа-Маркет Сатурн» и оценка ее эффективности
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Медиа-Маркет Сатурн»
2.2. Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности ООО «Медиа-Маркет Сатурн»
В таблице 1 прирост объема реализации в действующих ценах включает в себя как прирост физического объема реализации товаров, так и прирост средних цен на товары. Как показывают данные таблицы, выручка от реализации в действующих ценах составила в 2012 году 1151426 тыс. руб., в 2013 году 1643006 тыс. руб., в 2014 году 1663110 тыс. руб. За 2013 год прирост выручки в действующих ценах составил сумму 491580 тыс. руб. или 42,69%, в 2014 году 20104 тыс. руб. или всего 1,22%.
В сопоставимых ценах прирост выручки составил в 2013 году 402999 тыс. руб. или 35%, в 2014 году вообще отмечено снижение выручки в сопоставимых ценах на 31089 тыс. руб. или на 2%. Таким образом, в 2014 году прирост объема выручки обусловлен лишь ростом цен.
Себестоимость в действующих ценах в 2012 году составила 978712 тыс. руб., в 2013 году 1347265 тыс. руб., в 2014 году 1347119 тыс. руб. Прирост себестоимости в 2013 году составил 368553 тыс. руб. или 37,66%, в 2014 году наблюдается снижение себестоимости на 146 тыс. руб. или 0,01%.
В 2012 году сумма прибыли от продаж в действующих ценах составила 172714 тыс. руб., в 2013 году 295741 тыс. руб., в 2014 году 315991 тыс. руб. Прирост прибыли от продаж в 2013 году составил 123027 тыс. руб. или 71,23%, в 2014 году 20250 тыс. руб. или 6,85%. Прирост прибыли от продаж в сопоставимых ценах составил в 2013 году 50663 тыс. руб. или 29,33%, в 2014 году 2188 тыс. руб. или 0,98%.Сумма прибыли от продаж корректируется на сумму прочих доходов и расходов.
Выручка ООО «Медиа-Маркет Сатурн» на 1 кв. метр торговой площади, составлявшая в 2012 году 75,75 тыс. руб. на 1 кв. метр, выросла за 2013 год на 29%, в 2014 году снизилась на 15%. Кроме этого, отрицательным моментом в работе предприятия является повышение продолжительности оборачиваемости товарных запасов.
В рамках оценки финансового состояния ООО «Медиа-Маркет Сатурн» проведем расчет показателей финансовой устойчивости и платежеспособности.
Для оценки финансовой устойчивости существует ряд показателей, рассчитываемых по следующей методике.
Коэффициент автономии (Ка) рассчитывается по формуле (1):
Ка = СК / ВБ, (1)
где СК – собственный капитал предприятия;
ВБ – валюта баланса.
Соотношение заемных и собственных средств (Кзс) определяется по следующей формуле (2):
Кзс = ЗС / СК, (2)
где ЗС – заемные средства.
Обеспеченность собственными источниками финансирования (Кос) необходимо определить по формуле (3):
Кос = СОС / ОС, (3)
где СОС – собственные оборотные средства;
ОС – сумма оборотных средств.
Соотношение собственных и привлеченных средств (Ксп) рассчитывается по формуле (4):
Ксп = СК / ЗС. (4)
Коэффициент финансовой зависимости (Кфз) рассчитывается по формуле (5):
Кфз = ВБ / СК (5)
Коэффициент маневренности (Км) рассчитывается по формуле (6):
Км = (СОС + ДЗК) / СК (6)
где ДЗК – долгосрочный заемный капитал, инвестированный в текущие активы.
Результаты расчетов финансовых коэффициентов предприятия представлены в таблице 2.
Как показывают данные таблицы 2, в 2012-2014 гг. финансовые коэффициенты, рассчитанные для ООО «Медиа-Маркет Сатурн» и характеризующие зависимость организации от внешних источников финансирования, были ниже нормы. При этом в отношении отдельных коэффициентов отмечается отрицательная динамика. Данный факт подтверждает неустойчивость финансового состояния ООО «Медиа-Маркет Сатурн»и высокий уровень зависимости от внешних источников финансирования. Проведем оценку платежеспособности предприятия на основе оценки ликвидности баланса ООО «Медиа-Маркет Сатурн».
Таблица 2
Динамика финансовых коэффициентов ООО «Медиа-Маркет Сатурн»
Показатель |
Нормальное значение (ограничение) |
2012 |
2013 |
2014 |
Отклонение (+,-) 2014 от 2012 |
Автономии |
>0,5 |
0,55 |
0,47 |
0,42 |
-0,13 |
Соотношение заемных и собственных средств |
<1 |
0,83 |
1,12 |
1,39 |
0,55 |
Маневренности |
>0,2-0,3 |
0,76 |
0,86 |
0,83 |
0,07 |
Обеспеченность собственными источниками финансирования |
>0,1 |
0,43 |
0,36 |
0,32 |
-0,11 |
Соотношение собственных и привлеченных средств |
>1 |
1,20 |
0,89 |
0,72 |
-0,48 |
Финансовой зависимости |
<1,25 |
1,83 |
2,12 |
2,39 |
0,55 |
Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) рассчитывается по формуле (7):
Ктл = (ОС-РБП) / (КО – ДБП – РПР), (7)
где РБП – расходы будущих периодов;
КО – краткосрочные обязательства;
ДБП – доходы будущих периодов;
РПР – резервы предстоящих расходов.
Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл) рассчитывается по формуле (8):
Кбл = (ОС-З) / (КО – ДБП – РПР), (8)
где З – запасы и затраты;
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) рассчитывается по формуле (9):
Кал = (КФВ+ДС) / (КО – ДБП – РПР) (9)
где КФВ – краткосрочные финансовые вложения;
ДС – денежные средства.
Результаты расчетов показателей (коэффициентов) ликвидности (платежеспособности) предприятия представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели (коэффициенты) ликвидности (платежеспособности) ООО «Медиа-Маркет Сатурн»
Показатель |
Оптимальное значение |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,2-0,5 |
0,537 |
0,436 |
0,334 |
Коэффициент покрытия (текущей ликвидности) |
2 |
2,202 |
2,047 |
1,705 |
Коэффициент быстрой ликвидности (промежуточный или критический коэффициент покрытия) |
1 |
0,995 |
0,774 |
0,678 |
Как показывают данные таблицы 3, в 2012-2014 гг. компания недостаточно неплатежеспособна. Вообще, коэффициент текущей ликвидности характеризует платежеспособность предприятия на 2-3 месяца вперед, коэффициент быстрой ликвидности – на 1-2 месяца вперед, а коэффициент абсолютной ликвидности – на ближайший месяц. Таким образом, на конец 2014 года организация является платежеспособной только на ближайший месяц.
2.2. Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности ООО «Медиа-Маркет Сатурн»
В таблице 4 приведен PEST-анализ внешней среды организации, анализ проводился методом экспертного опроса, экспертами выступали менеджеры ООО «Медиа-Маркет Сатурн». Изначально были выявлены основные факторы макроокружения компании, затем каждому был присвоен вес от 1 до 3 в зависимости от степени влияния на компанию данного фактора, после чего каждый фактор был оценен по 5 бальной шкале и получена итоговая оценка значимости каждого фактора путем умножения веса на оценку.
Таблица 4
PEST- анализ внешней среды компании
№ |
Факторы |
вес |
оценка |
итог |
Политические |
31 |
|||
1 |
Изменение законодательства |
3 |
5 |
15 |
2 |
Отношение фирмы с Правительством и федеральной властью в целом |
2 |
4 |
8 |
3 |
Государственное регулирование конкуренции в отрасли |
2 |
4 |
8 |
Экономические |
31 |
|||
1 |
Общая характеристика экономической ситуации |
2 |
4 |
8 |
2 |
Динамика развития предпринимательской деятельности |
3 |
5 |
15 |
3 |
Платежеспособный спрос населения |
2 |
4 |
8 |
Социальные |
29 |
|||
1 |
Изменения в уровне и стиле жизни |
3 |
5 |
15 |
2 |
Изменения в демографии |
2 |
4 |
8 |
3 |
Изменения в основных потребительских предпочтениях |
2 |
3 |
6 |
Технологические |
28 |
|||
1 |
Новые информационные технологии |
3 |
4 |
12 |
2 |
Доступность баз данных |
2 |
4 |
8 |
3 |
Применение Интернета и т.п. |
2 |
4 |
8 |
ИТОГО |
Из проведенного анализа видно, что наиболее значимыми для компании являются экономические и политические факторы, суммарная оценка которых наиболее высока.
На рисунке 2 представлено влияние факторов конкуренции на ООО «Медиа-Маркет Сатурн». Из рисунка видно, что основное влияние на конкуренцию в отрасли оказывают потребители (около 50 %), на втором месте – конкуренты (30 %). Потенциальные конкуренты оказывают наименьшее влияние – по 5 %. Оценка влияния проводилась на основании анализа вторичных источников (ранее проводимые другими компаниями анализы рынка недвижимости).
Рисунок 2. - Влияние пяти сил конкуренции на ООО «Медиа-Маркет Сатурн»
Полученный в результате многоугольник влияния конкурентных сил показывает, что максимальное внимание для сохранения и повышения конкурентоспособности компании необходимо уделять удержанию имеющихся и привлечению новых потребителей – клиентов, в основном за счет перетягивания клиентов у конкурентов.
Выявление движущих сил конкуренции направлено на отслеживание факторов внешней среды, определяющих направление и интенсивность отраслевых изменений. Наиболее общие движущие силы в данном бизнесе: изменение динамики спроса, инновации, изменения в удельных затратах и эффективности, изменение неопределенностей и риска[2, с. 324].
Определение ключевых факторов успеха – выявление общих для всех предприятий отрасли переменных, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли.
Ключевые факторы успеха (КФУ) важны для ля поддержания высоких темпов роста и удержания лидирующих позиций в бизнесе, основывающихся на таких факторах успеха, как представленных в таблице 5.
Данные факторы были выделены в процессе анализа общих тенденций развития рынка недвижимости на основании вторичных исследований, автором при консультации с сотрудниками агентства был проставлен вес каждого КФУ (чем выше вес, тем более значим фактор) и текущая оценка данного фактора, итоговая оценка поучилась путем умножения веса на оценку.
Таблица 5
Оценка ключевых факторов успеха ООО «Медиа-Маркет Сатурн»
Фактор |
Вес |
оценка |
Итого |
Эффективная логистика распределения заказов |
0,3 |
4 |
1,2 |
Четкие бизнес-процессы и наличие стандартных форматов |
0,2 |
4 |
0,8 |
Эффективное управление процессами и персоналом |
0,2 |
3 |
0,6 |
Наличие эффективной комплексной автоматизированной информационной системы обслуживания |
0,2 |
3 |
0,6 |
Управление брэндом и корпоративной культурой |
0,1 |
3 |
0,3 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА |
1 |
3,5 |
Таким образом, из 5 возможных баллов, КФУ ООО «Медиа-Маркет Сатурн»оцениваются в 3,5, что показывает достаточно высокую его привлекательность.
В настоящее время наблюдается рост числа предприятий сходной сферы деятельности на рынке, что приводит к росту конкуренции. В результате у конкурирующих предприятий возникает необходимость внедрения новых видов продукции и услуг, применения нового более высокопроизводительного вида оборудования, создания новых технологий.
Основными конкурентами (по территориальному признаку и предлагаемым услугам) являются: ООО «Эльдорадо», ООО «М-Видео» и ООО «Энергия» (таблица 6), оцененные по критериям оценки и оценочной шкале, в которой «+» означает превосходство конкурента над анализируемым предприятием, «=» - конкурент не отличается от нас, «-» - наше предприятие превосходит конкурента по данному параметру.
Таблица 6
Анализ основных конкурентов ООО «Медиа-Маркет Сатурн»
Критерии оценки |
Конкуренты |
||
Эльдорадо |
М-Видео |
Энергия |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Предприятие |
+ |
+ |
= |
- доходность |
+ |
+ |
= |
- финансы |
+ |
= |
- |
- инвестиции |
+ |
+ |
- |
- ресурсы |
= |
= |
= |
- организация |
= |
+ |
= |
Рынок |
+ |
= |
= |
- концепция маркетинга |
+ |
+ |
- |
- ассортимент |
+ |
= |
- |
- сервисные услуги |
= |
+ |
= |
- клиенты |
= |
= |
= |
- соотношение между ценой и качеством |
= |
= |
= |
Производство услуг |
= |
= |
= |
- удобство расположения, доступность |
= |
= |
= |
- инновационная способность |
= |
+ |
+ |
- сроки обработки заказа |
- |
+ |
- |
- качество |
= |
+ |
= |
- оригинальные разработки |
= |
- |
= |
Персонал |
+ |
+ |
- |
- квалификация руководства |
+ |
+ |
= |
- квалификация сотрудников |
+ |
+ |
- |
- гибкость при принятии решений |
= |
+ |
- |
- образование |
+ |
+ |
= |
- методы подготовки кадров |
= |
= |
- |
Состав продукта/услуги |
= |
- |
= |
Поставщики |
= |
= |
= |
Цены |
= |
- |
- |
Посредники |
- |
= |
= |
Оптимальность решений |
= |
- |
- |
Постоянные договора |
- |
= |
= |
ИТОГО |
++=+= |
+==+- |
= = = - = |
Сильные стороны |
Доходность, Ассортимент,персонал |
Финансы, Персонал |
Производство |
Слабые стороны |
услуги |
услуги |
персонал |