Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие оперативно-розыскной деятельности
1.1 Сущность и правовая оценка понятия розыск
1.2 Понятие, задачи оперативно-розыскной деятельности
Глава 2 Правовая основа и структура оперативно-розыскной деятельности
2.1 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
2.2 Структура органов, осуществляемых оперативно-розыскную деятельность
К объектам государственной охраны относятся: Президент РФ и члены его семьи, проживающие совместно с ним или сопровождающие его;
Председатель Правительства РФ; Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Председатель Конституционного Суда РФ; Председатель Верховного Суда РФ; Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ; Генеральный прокурор (указанным лицам государственная охрана предоставляется в течение срока их полномочий); главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.
При необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим по представлениям по подведомственности Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации РФ, Председателя Государственной Думы РФ и Председателя Конституционного Суда РФ.
Таким образом, федеральные органы государственной охраны осуществляют оперативно - розыскную деятельность в целях обеспечения безопасности высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации и их должностных лиц.
6. Федеральная пограничная служба Российской Федерации возглавляет единую централизованную систему по обеспечению безопасности государственной границы и включает в себя: органы пограничного контроля; орган внешней разведки; оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно - розыскную деятельность, деятельность по обеспечению собственной безопасности Федеральной пограничной службы Российской Федерации и др.
Оперативными подразделениями ФПС РФ в соответствии с Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" координируются мероприятия органов правоохранительной системы и специальных служб на местах в интересах охраны государственной границы, проводится оперативно - розыскная, разведывательная и контрразведывательная деятельность.
Таможенные органы в соответствии со ст. 224 Таможенного кодекса Российской Федерации осуществляют оперативно - розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством Российской Федерации преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенным вопросам. Кроме того, таможенными органами проводятся ОРД, обеспечивающие собственную безопасность. Для этого в структуре Таможенного комитета, региональных управлений и таможен создаются оперативные подразделения, уполномоченные осуществлять ОРД.
Внешняя разведка согласно Закону "О внешней разведке" является составной частью сил обеспечения безопасности России, призванных защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки Российской Федерации.
Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:
- Службой внешней разведки РФ - в политической, экономической, военно - стратегической, научно - технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
- органом внешней разведки Министерства обороны РФ - в военной, военно - политической, военно - технической, военно - экономической и экологической сферах;
- органом внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ) - в политической, экономической, военной и научно - технической сферах путем использования радиоэлектронных средств;
- органом внешней разведки Федеральной пограничной службы РФ - в сфере охраны Государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
Разведывательная деятельность органов ФСБ осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно - исполнительной системы" от 21 июля 1998 г. Министерство юстиции РФ наделено правом осуществления оперативно - розыскной деятельности. Следует заметить, что в составе Министерства юстиции в настоящее время оперативно - розыскную функцию осуществляют лишь оперативные подразделения уголовно - исполнительной системы.
Задачами оперативно - розыскной деятельности в исправительных учреждениях согласно ст. 84 УИК РФ являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Решение этих задач возложено на следующие структурные подразделения уголовно - исправительной системы:
- оперативные отделы;
- подразделения собственной безопасности;
- оперативно - технические подразделения;
- подразделения по розыску преступников, совершивших побег из мест отбывания наказания.
Названные подразделения осуществляют оперативно - розыскную деятельность не только на территории исправительных учреждений, но и вне их пределов. Однако в этих случаях они действуют, как правило, во взаимодействии с другими органами, осуществляющими ОРД и обслуживающими определенные объекты или участки местности.
10. Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны РФ и органа внешней разведки ФАПСИ проводят оперативно - розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности, что объясняется целями и задачами указанных органов.
Федеральные органы правительственной связи и информации, являясь составной частью сил безопасности России, обеспечивают высшие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет безопасности РФ, организации, предприятия, учреждения специальными видами связи и информации, а также организуют деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, учреждений по обеспечению криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществляют государственный контроль за этой деятельностью.
Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации являются:
- организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;
- обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;
- организация и обеспечение криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;
- организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;
- обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности РФ достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально - экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.
Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны РФ, являясь структурным подразделением Генерального штаба, в соответствии с Положением о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1357, выполняют следующие функции:
- осуществление разведывательной деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
- разработка и проведение мероприятий, связанных с обеспечением безопасности информации, управления и связи, а также контроль за их осуществлением;
- организация в Вооруженных Силах комплексного решения задач радиоэлектронной борьбы;
- планирование и организация мероприятий, связанных с противодействием техническим средствам иностранных разведок, и контроль за эффективностью их осуществления;
- планирование и организация работ по обеспечению информационной безопасности, выработка мер по защите государственной тайны в Вооруженных Силах.
Государственная значимость решаемых задач обусловливает необходимость проведения оперативно - розыскных мероприятий по обеспечению собственной безопасности. При осуществлении этих мероприятий органы ФАПСИ и внешней разведки Министерства обороны не должны затрагивать полномочий других субъектов оперативно - розыскной деятельности. При возникновении потребности в проведении оперативно - розыскных мероприятий, затрагивающих компетенцию других субъектов ОРД, оперативные подразделения этих органов действуют во взаимодействии с ними.
Перечень органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители федеральных министерств, ведомств и местных (в том числе и законодательных) органов власти не могут наделить какие-либо органы правом осуществления оперативно - розыскных мероприятий. Это можно рассматривать в качестве принципиальной посылки, формулирующей общий подход законодателя к дальнейшему совершенствованию правового регулирования ОРД. Дело в том, что эффективная борьба с преступностью требует учета динамики процессов (в том числе и криминогенных), протекающих в обществе, что предполагает уточнение и пересмотр функций органов исполнительной власти. В этой связи нельзя исключать возможности наделения в будущем правом проведения оперативно - розыскных мероприятий других министерств и ведомств. Нормотворческая практика подтверждает это предположение. Так, с момента принятия первого закона, регулирующего оперативно - розыскную деятельность (1992 г.), перечень органов, наделенных правом осуществления ОРД, уточнялся трижды.
Руководителям органов, уполномоченных на осуществление оперативно - розыскной деятельности, предоставлено право определять перечень оперативных подразделений, могущих осуществлять ОРД. Это право предполагает создание не только конкретных служб и подразделений, осуществляющих ОРД в структуре министерства или ведомства, но и соответствующих территориальных органов. По Указу Президента РФ "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" от 3 октября 1994 г. создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в республике, крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе и назначение соответствующих должностных лиц должны согласовываться с президентами республик и главами администраций субъектов Федерации. Такие подразделения создаются (ч. 2 ст. 77 Конституции) для реализации полномочий в пределах ведения Российской Федерации (определены в ст. 71) и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (определены в ст. 72 Конституции).
Структура, полномочия и иные элементы организации деятельности подразделений устанавливаются руководителями органов, осуществляющих ОРД. Полномочия оперативно - розыскных подразделений определяются, как правило, их уголовно - правовой компетенцией и выполняемыми функциями. Так, компетенцией аппаратов по борьбе с экономической преступностью (БЭП) органов внутренних дел является борьба с коррупцией и преступностью в сфере экономики; уголовного розыска - борьба с так называемой общеуголовной преступностью; подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков - предупреждение и раскрытие преступлений одноименных групп. Кроме того, руководитель органа, осуществляющего ОРД, может создавать подразделения для реализации каких-либо отдельных функций или проведения специфических мероприятий (оперативно - поисковых, оперативно - технических, аналитических и др.). В этом случае полномочия подразделения определяются выполняемыми функциями. Исходя из этого все оперативные подразделения органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, можно разделить на две группы: выполняющие 1) оперативно - розыскную функцию в полном объеме и 2) лишь отдельные оперативно - розыскные мероприятия.
12. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что органы, осуществляющие ОРД, решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Цели и задачи оперативно - розыскной деятельности определены в ст. 1 и 2 Закона об ОРД. Однако они носят предельно общий характер и нуждаются в конкретизации применительно к деятельности каждого органа, осуществляющего одноименную деятельность. Конкретизация и детализация осуществляются с помощью нормативных актов, регулирующих деятельность субъектов ОРД (Законы РФ "О внешней разведке", "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "О милиции" и др.). Нормативный подход к уточнению задач позволяет более четко определить полномочия органов, осуществляющих ОРД, и разграничить между ними компетенцию в сфере правоохранительной деятельности. Например, в соответствии с Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции" к задачам этих органов отнесена борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями. О выявленных же других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные структуры. Аналогичный подход присутствует и в практике деятельности других органов, осуществляющих ОРД. Это позволяет избежать ненужного дублирования функций и конкуренции оперативных служб, способствует рациональному использованию имеющихся сил и средств.
13. Часть 5 комментируемой статьи наделяет оперативные подразделения всех органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, правом проведения оперативно - розыскных мероприятий в следственных изоляторах совместно с работниками уголовно - исполнительной системы Минюста РФ.