Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Политика антимонопольного регулирования: понятие, цели, основные принципы
1.1 Конкуренция, монополия, конкурентные и неконкурентные рынки
1.2 Необходимость формирования и проведения антимонопольной политики в современной экономике
2. Практика антимонопольного регулирования в зарубежных странах
2.1. Антимонопольная политика в развитых странах: США и ЕС
2.2. Оценка практики применения антимонопольного регулирования в странах Азии
2.3. Антимонопольная политика в странах СНГ
3. Эволюция политики антимонопольного регулирования в России
3.1 Развитие антимонопольного законодательства в России
3.2 Государственный монополизм в советской экономике
3.3 Антимонопольное регулирование на современном этапе: проблемы и перспективы
ВВЕДЕНИЕ
Глобализация хозяйственных связей, переход к постиндустриальной экономике и развитие инновационных рынков формируют новые условия и стимулы деятельности экономических агентов. Наблюдаются структурные изменения на рынках, конкуренция интенсифицируется и принимает глобальный характер, при этом все больше появляется открытых монополий. В связи с этим эффективность многих «классических» методов и инструментов антимонопольного регулирования подвергается научной критике и судебному обжалованию. Это влечет за собой активные, широкие дискуссии как среди исследователей в области конкурентных процессов на товарных рынках, так и ведущих практиков государственного регулирования относительно выработки принципов регулирования конкурентной среды и наиболее эффективной модели конкурентной политики адекватных новой экономической ситуации. Под воздействием новых условий меняются и конкретизируются акценты в стратегии проведения конкурентной политики, усиливается тенденция к гармонизации норм конкурентного права разных стран и регионов и практики их реализации [1].
Складывающаяся система конкурентных институтов в Российской Федерации не поощряла такого поведения экономических субъектов, которое содействовало бы продуктивному решению проблем, стоящих перед российской экономикой: обеспечение экономического роста, эффективной и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Сложилась существенная потребность в стратегической модернизации антимонопольных и конкурентных институтов в целях обеспечения защиты интересов субъектов рынка от ограничительной деловой практики, недобросовестной конкуренции, а также антиконкурентных действий органов власти. Важным фактором трансформации соответствующих институтов является стремление государства к поддержке общественной эффективности и конкурентоспособности национальной экономики в условиях экономической глобализации.
Для эффективного достижения обозначенных приоритетов методы и механизмы государственного воздействия должны быть адекватны новым явлениям в экономике, гармонировать с принципиальными изменениями в теории и практике антимонопольного регулирования зарубежных стран и содействовать формированию институциональных условий функционирования конкурентных рынков. Таким образом, исследование качественных изменений и новых общемировых тенденций в системе государственного регулирования конкурентных отношений, факторов влияния на формирование данных тенденций, анализ эволюции антимонопольных институтов в РФ и выработка предложений по дальнейшему совершенствованию конкурентной политики, является целесообразным и своевременным [1].
Однако в свете произошедших коренных изменений в социально-экономической и политической жизни ряда стран в начале 1990 гг., а также последствий глобального экономического кризиса в конце 2000 гг., антимонопольная политика претерпевает трансформацию, связанную с переменами в политической и экономической сферах как на национальном, так и на международном уровне.
Формы и методы антимонопольного регулирования имеют свои особенности в каждой правовой системе, равно как и каждой отдельной стране. Однако сравнение антимонопольной политики России и Китая представляется наиболее интересным в силу специфики исторического развития данных стран, особенностей экономической деятельности, а также претворения в жизнь демократических преобразований в области либерализации рынка. Россия и Китай – крупные державы с устоявшимися традициями государственности; обе страны в начале XX столетия пошли по пути коммунистического развития; самобытная культура обеих стран отличается от западноевропейской; в настоящее время обе державы развивают модель, согласно которой именно государство является гарантом безопасности народа в свете глобальных вызовов [1].
Понятие антимонопольной деятельности как объекта правового регулирования рассматривалось в работах многочисленных авторов. Среди них следует отметить таких как: Белаш Т.В., Городов О.А., Даурова Т. Г., Зарипова Т.Ю., Захаркина Е.Ю., Казачкова З.М., Кайль А.Н., Кинев А.Ю., Локота О.В., Еременко В.И., Мартыненко Г.И., Спиридонова А.В., Степашин В.С., Хашукаев Р.Ф. и др.
Основным субъектом контроля за соблюдением антимонопольного законодательства является ФАС России. В связи с этим в работе использовались труды различных ученых, посвященных как изучению правового статуса антимонопольных органов, так и правового статуса вообще, в том числе: Алексеева С.С., Борисовой Л.Н., Братановского С.Н., Волковой Л.П., Ковалевой Н.Н., Козлова Ю.М., Лазарева Б.М., Лепешкина А.И., Макаровой Т.Б., Матузова Н.И., Патюлина В.А., Порфирьева Д.Н., Тихомирова Ю.А., Якимова А.Ю. и др.
Главные задачи исследовательской работы:
- рассмотреть конкуренцию, монополия, конкурентные и неконкурентные рынки;
- изучить необходимость формирования и проведения антимонопольной политики в современной экономике;
- рассмотреть антимонопольную политику в развитых странах: США и ЕС;
- оценить практику применения антимонопольного регулирования в странах Азии;
- изучить развитие антимонопольного законодательства в России;
- рассмотреть антимонопольное регулирование на современном этапе: проблемы и перспективы.
1. Политика антимонопольного регулирования: понятие, цели, основные принципы
1.1 Конкуренция, монополия, конкурентные и неконкурентные рынки
Создание здоровой конкурентной среды является важнейшим условием становления и развития рыночных отношений. Конкуренция не только напрямую способствует формированию рынка, но и является естественных регулятором диспропорций, возникающих в результате хозяйственной деятельности. Существует большое количество подходов к определению понятия конкуренции. В одних толкованиях конкуренция определяется через поведение субъектов рынка (продавцов и покупателей), в других – через структурную организацию рынка и наличие барьеров, в третьих основной акцент делается на интенсивность использования достижений научно-технического прогресса, в четвертых рассматривается распределение ограниченных ресурсов, в пятых – отношение производителя к потребителю. Каждое из определений конкуренции акцентирует внимание на специфическом аспекте понятия. Например, на основании того, что каждый конкурент старается дифференцировать свою продукцию для получения большего влияния на цены; или акцент делается на продолжительную борьбу конкурирующих компаний за влияние на рынке в области цен и потенциальных покупателей. Экономисты и философы второй половины XX в. в основном акцентировали внимание на сравнительно большом количестве фирм в отрасли, сравнительно малой доле отдельной фирмы на рынке, а также невозможности отдельной фирмы существенно повлиять на цену товара [2].
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Различают совершенную и несовершенную конкуренцию
Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции [2].
Несовершенная конкуренция в отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.
Различают следующие модели несовершенной конкуренции:
- Монополия
- Монополистическая конкуренция
- Олигополия
Таблица 1 - Характеристика основных моделей рынка
Признаки модели рынка |
Модели рынка |
|||
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция |
|||
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Чистая монополия |
||
Количество фирм |
Множество |
Много |
Несколько |
Одна фирма |
Тип продукции |
Однородная, стандартизированная |
Мнимая или действительная дифференциация |
Однородная или дифференцированная |
Уникальная продукция |
Степень контроля над ценой |
Отсутствует контроль |
Слабый, незначительный контроль |
Частичный контроль |
Высокая степень контроля |
Условия вступления в отрасль |
Ограничений нет, равный доступ к информации |
Относительно легкие, удовлетворительный доступ к информации |
Ограничен доступ на рынок и к информации |
Доступ на рынок блокирован |
Неценовая конкуренция |
Отсутствует |
Используются реклама, торговые марки и товарные знаки |
Используется в значительной степени |
Создание благоприятного имиджа фирмы |
Примеры |
Фермерские хозяйства |
Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д. |
Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д. |
Электрические и газовые, местные телефонные компании и т.д. |
Предприятие действует на рынке в условиях конкуренции. Конкуренция — соперничество товаров и предприятий, направленное на овладение вниманием потенциальных потребителей. Конкуренция — основа механизма товарного производства и рыночного хозяйства. На рис..1 представлено основное отличие монополии и конкуренции [3].
Рисунок 1 - Отличие конкуренции от монополии
Для нормального функционирования рынка в Российской Федерации необходимо выполнение ряда условий, которые позволят создать соответствующую макросреду бизнеса:
- Инвестиции в развитие малого и среднего бизнеса и льготы по их организации.
- Специальная таможенная политика.
- Расчленение монопольных структур и действие антимонопольного законодательства.
Все эти решения должны иметь четкую законодательную базу.
Выделяется несколько типов конкурентных структур, специфика которых должна быть учтена при создании и реализации программ маркетинга предприятий, работающих в условиях того или иного типа структуры.
I. Монополия имеет место тогда, когда предприятие выпускает продукцию, для которой нет замены.
II. Олигополия имеет место тогда, когда небольшое количество поставщиков контролирует значительную долю поставок продукции. В этом случае каждый из поставщиков должен принимать во внимание реакции других поставщиков на изменения в рыночной деятельности.
III. Монополистическая конкуренция имеет место тогда, когда потенциальные конкуренты фирмы пытаются разработать дифференциальную маркетинговую стратегию для того, чтобы захватить часть рынка.
IV. Чистая конкуренция, если бы она вообще существовала, означала бы, что имеется большое количество продавцов, ни один из которых не может оказать существенное влияние на цену или поставки [5].
Типы конкуренции:
- Функциональная конкуренция — различные товары могут удовлетворять одну и ту же потребность.
- Видовая конкуренция — лучше удовлетворяет потребность в товаре с более высокими потребительскими качествами [5].
- Межфирменная конкуренция — преимущество на рынке имеет тот, кто лучше овладел вниманием потенциальных потребителей. Успех на современном рынке имеет то предприятие, которое смогло обеспечить разнообразие ассортимента выпускаемых товаров и предлагаемых услуг, увеличить ценности потребительских свойств продукции при одновременном незначительном повышении цены на нее, концентрацию своих усилий на создании новых сегментов и новых ниш рынка.
Выделяются также две основные группы методов конкуренции: ценовые, неценовые. Эффективная предпринимательская деятельность хозяйствующих субъектов возможна только в условиях создания полноценной конкурентной среды. При этом рынок, являясь экономической категорией, определяет особенности возникновения конкурентных правоотношений. Исследование экономических предпосылок развития отношений по правовому регулированию защиты конкуренции позволяет объяснить особенности правовых подходов к защите конкуренции в разных государствах.