Файл: Облачные сервисы (Теоретические аспекты применения).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты применения облачных сервисов
1.1 Понятие облачных технологий
1.3 Источники и модели реализации облачных технологий
Глава 2. Анализ рынка и использования облачных сервисов
2.1 Анализ крупнейших облачных поставщиков России
2.2 Облачные сервисы в образовании
Программное обеспечение как услуга (SaaS, Software as a Servise). Потребителю предоставляются программные средства — приложения провайдера, выполняемые на облачной инфраструктуре. Одним из наиболее распространенных примеров - электронная почта google.
Также облака можно классифицировать на частные и публичные, а также внешние и внутренние (см.таблицу 1.2).
Таблица 1.2 - Классификация облаков
Частные |
Публичные |
|
Внутренние |
Собственный датацентр |
Свое облако, излишки которого можно продать |
Внешние |
Облако для себя на внешней платформе |
Облако на продажу |
Три модели облачных услуг занимают разные ниши рынка, и в общем случае их можно представить иерархично (см. рисунок 1.6).
Рис. 1.6 - Иерархия «облачных» продуктов
На серверное «железо», т.е. системы хранения данных, обработки информации, связи, устанавливается среда, управляющая этими ресурсами (IaaS). На эту среду устанавливается некий интерфейс управления ресурсами сервера (PaaS), с помощью которого на облачной инфраструктуре можно развертывать определенные приложения для пользования ими через сеть (SaaS).
Облачные сервисы имеют ряд преимуществ по сравнению с обычными серверами, установленными в компаниях.
Доступность. Информация в облаке имеет высокую доступность, около 99,999, которую могут поддерживать только крупные компании- провайдеры. Минимальное время простоя сложно гарантировать собственными силами. Доступ к информации, хранящейся на облаке, может получить каждый, кто имеет компьютер, планшет, любое мобильное устройство, подключенное к сети интернет. Из этого вытекает следующее преимущество.
Мобильность. У пользователя нет постоянной привязанности к одному рабочему месту. Из любой точки мира менеджеры могут получать отчетность, а руководители — следить за производством.
Экономичность. Одним из важных преимуществ называют уменьшенную затратность. Пользователю не надо покупать дорогостоящие, большие по вычислительной мощности компьютеры и ПО, а также он освобождается от необходимости нанимать специалиста по обслуживанию локальных ГГ-технологий.
Возможность брать вычислительные мощности в аренду. Пользователь получает необходимый пакет услуг только в тот момент, когда он ему нужен, и платит, собственно, только за количество приобретенных функций.
Гибкость. Все необходимые ресурсы предоставляются провайдером автоматически.
Высокая технологичность. Большие вычислительные мощности, которые предоставляются в распоряжение пользователя, которые можно использовать для хранения, анализа и обработки данных.
Надежность. Некоторые эксперты [3] утверждают, что надежность, которую обеспечивают современные облачные вычисления, гораздо выше, чем надежность локальных ресурсов, аргументируя это тем, что мало предприятий могут себе позволить приобрести и содержать полноценный ЦОД.
Рис. 1.7 - Внедрение облачных сервисов в бизнес
Причины неразвитости облачных технологий в России:
- Отсутствие безопасности. Не во всех точках нашей страны хорошо обстоят дела с поддержкой мобильных каналов связи. Более того, даже в столице отдавать вопрос доступности собственных данных в руки интернет провайдера решается далеко не каждый. Вариантом гарантии активности интернет-подключения является создание резервного канала связи, что зачастую оказывается непозволительно дорого для малого бизнеса.
- Ненадежность. Безопасность, а точнее её отсутствие является одним из главных препятствий развития «облаков» в России. Руководство многих компаний считает, что надежнее иметь свой физически ощутимый сервер в офисе, чем хранить данные на удаленных серверах. Это беспокоит малый и средний бизнес, который не хочет отдавать свои данные в чужие руки, а уж тем более крупные компании, отвечающие за сохранность конфиденциальных данных своих клиентов.
- По словам генерального директора компании PR-group, в Европе 50% лабораторного тестирования информационных систем связано с информационной безопасностью (ИБ). В России данный сегмент почти полностью отсутствует. Законодательство РФ только начинает развиваться в направлении регулирования взаимоотношений провайдеров облачных вычислений и их клиентов. На данный момент все договоры в этой сфере носят смешанный характер и базируются на нормах гражданского права, включая право интеллектуальной собственности, международное и частное право, информационное право, законодательство о защите персональных данных. В связи с этим некоторые заказчики предпочитают зарубежные площадки. «Там более надежный сервис, законодательство, меньшие риски, удобство, прозрачность, гибкость политики»
- Параноидальность. Однако помимо перечисленных выше проблем в России существует еще одна, решить которую оказывается гораздо сложнее. Медленнее всего меняется менталитет, и в нашей бизнес-среде высок уровень «параноидальности» в отношении вопросов ИБ. Появляющиеся на рынке новые технологии и продукты оцениваются с точки зрения рисков специалистами по безопасности, и часто даже явные преимущества в экономической эффективности не могут перевесить предвзятое отношение и неготовность служб ИБ следовать технологическим веяниям. Снижение уровня «параноидальности» — вопрос времени. При этом позиция компаний в вопросах ИБ будет определяться требованиями защиты информации. Чтобы преодолеть фактор инерционность, компаниям, предлагающим облачные сервисы, необходимо решить огромный спектр технических, юридических и организационных вопросов, включая сертификацию продуктов и сервисов и т.п. Компаниям придется не только поднять уровень безопасности своих облачных решений, но и доказать безопасность своих сервисов клиентам.
Также крупный бизнес менее склонен к использованию публичных облаков, преимущества которых во многом обусловлены экономией за счет масштаба. В крупных организациях размер инфраструктуры и так велик, поэтому выигрыш будет не столь значительным. Кроме того, у таких компаний обычно большой парк собственного оборудования, и им приходится решать задачи по интеграции систем. Такие компании чаще оказываются заинтересованы в организации частного облака для своих филиалов на собственной аппаратной базе.
Глава 2. Анализ рынка и использования облачных сервисов
2.1 Анализ крупнейших облачных поставщиков России
Аналитическое агентство CNews Analytics опубликовало ежегодный рейтинг «Крупнейшие поставщики SaaS в России» по итогам 2014 г., который вышел в рамках обзора «Облачные сервисы 2015». Несмотря на кризис в экономике, рынок SaaS в России, как и в мире, активно растет. Суммарная выручка участников рейтинга CNews SaaS составила p12,3 млрд, что на 29% больше, чем годом ранее. По мнению аналитиков iKS-Consulting, в 2015–2018 гг. темпы роста этого рынка составят около 25%. Прогноз дан с оговоркой, что провайдеры SaaS получают выгоду только при умеренном кризисе, а в случае резкого обвала пострадают все участники рынка, включая сегмент SaaS.
Рис. 2.1 - Объем и динамика российского рынка SaaS в сравнении с общей динамикой поставок ИТ (в рублях)
Любопытно, что рынок SaaS растет несмотря на то, что российская ИТ-отрасль в целом стагнирует – совокупная выручка 100 крупнейших ИТ-компаний России, согласно данным рейтинга CNews100, в 2014 г. незначительно выросла (+1%) в рублях, но сократилась на 15% в долларовом эквиваленте. CNews Analytics:
Таблица 2.1 - Топ-10 крупнейших поставщиков SaaS в России 2015
Также в рамках обзора «Облачные сервисы 2015» опубликованы рейтинги «Крупнейшие поставщики услуг ЦОД 2015» и «Дата-центры, введенные в эксплуатацию в 2014–2015 гг. и планирующиеся к запуску в 2016–2017 гг.». Выручка операторов коммерческих дата-центров продолжает расти двузначными цифрами, несмотря на непростую экономическую ситуацию. Чтобы привлечь новых клиентов, операторы сохранили цены на докризисном уровне. Но такой подход перекрывает возможность выхода на рынок новым площадкам, себестоимость которых выросла на 30–50% из-за падения курса рубля.
Таблица 2.2 - Крупнейшие поставщики услуг ЦОД 2015
В целом можно сделать вывод, что заказчики перестали бояться ИТ-аутсорсинга. Поэтому повсеместное внедрение облачных технологий привело к тому, что этот сегмент в 6 раз опередил традиционные ИТ по показателям роста. Россия повторяет общемировые тенденции, чему способствуют законодательные ограничения, действующие в стране.
2.2 Облачные сервисы в образовании
С принятием и внедрением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) изменились и требования к качеству подготовки освоения основных образовательных программ студентами бакалаврами. Основной упор приходится на компетентностный подход, формирование определенного стандартами набора компетенций, формирование которых проходит посредством учебных предметов, практик, в ходе самостоятельной работы и других видах учебных работ.
Кроме того, в связи с оптимизацией работы высших учебных заведений, резко сокращается число часов, отводимых на аудиторную работу. Основная нагрузка ложится на самостоятельную подготовку студентов бакалавров. Следовательно, повышается нагрузка на преподавателя по осуществлению контроля выполнения данного вида работ. Можно констатировать, что на современном этапе проведение контроля на высоком уровне без привлечения средств автоматизации практически невозможно. Таким образом, применение средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), как средства повышения качества образования, выходит на первый план любого преподавателя-предметника. Кроме того, не вызывает сомнение, что применение средств ИКТ и на аудиторных занятиях позволяет повысить эффективность учебного процесса, в силу наглядности, информативности, повышения скорости подачи материала и многих других свойств информационных технологий.
Одним из средств ИКТ, способствующих повышению качества образования может служить применение облачных сервисов.
Хотя об облачных сервисах говорят достаточно давно (термин «cloud computing» - «облачные вычисления» стал употребляться с 2008 года), в системе образования они применяются крайне редко.
Облачные сервисы разделены на две составляющие: пользовательская часть и «облачная». Пользовательская часть включает в себя компьютер пользователя или небольшая сеть (частная, учреждения, организации и тому подобное), а «облачная» часть включают в себя удаленные компьютеры, сервера и системы хранения, которые вместе и создают облачный сервис. Одно из основных предназначений облачных сервисов является хранение данных. Разумеется, основной проблемой использования облачных сервисов является проблема безопасности хранимых данных. Однако если данные не представляют собой конфиденциальной информации, то использование облачных хранилищ дает неоспоримые преимущества: необходимая информация всегда доступна, отпадает необходимость в использовании электронных носителей информации, доступ к информации можно получить с любого компьютера, имеющего выход в Интернет, имеется возможность организовать совместную работу с документами и так далее.
Облачные сервисы, как правило, предоставляют следующие виды сервисов своим клиентам:
- почтовый (как правило является аккаунтом пользователя облака) - для обмена сообщениями по электронной почте, пересылке файлов и тому подобное;
- облачное хранилище - для хранения массива данных (как правило выделяется некоторый объем, предоставляемый бесплатно, а в случае необходимости дополнительный объем пространства для хранения данных можно купить;
- календарей - для эффективного планирования деятельности, кроме того, календари можно сделать общедоступными для организации совместной работы;
- документов - для индивидуальной и совместной работы с документами (текстовые документы, электронные таблицы, презентации и тому подобное);
- коммуникаций - для обмена короткими сообщениями, видеосвязи, проведения конференций и тому подобное;
- профессиональные - предназначены для работы в конкретной области деятельности.
Разумеется, это далеко не полный перечень возможностей, которые предоставляют современные облачные технологии.
Еще одной из возможностей облачных технологий в образовательном процессе, является совместное использование облачного программного обеспечения всеми компьютерами, имеющими доступ к данному облаку (одним из ярких примеров является использование учреждениями Microsoft Office 365, для организации совместной работы). Кроме того, облачные программные продукты могут быть написаны под конкретную организацию и их смогут использовать все сотрудники, имеющие доступ к облаку. Чаще всего для подобных продуктов даже не нужна инсталляция на локальный компьютер, вся работа происходит в окне браузера.
В настоящее время наиболее популярными облачными сервисами в нашей стране являются: Google Drive, Microsoft OneDrive, Облако Mail.Ru, Яндекс.Диск, Dropbox, iCloud и другие.
Среди этого многообразия облачных сервисов преподавателю-предметнику необходимо выбрать те облачные сервисы, которые наиболее отвечают требованиям осуществляемого им учебного процесса с целью повышения качества образования в конкретном образовательном учреждении.
На данный момент, по нашему мнению, наиболее отвечают требованиям учебного процесса, облачные сервисы, предоставляемые корпорацией Google Inc. Несомненным достоинством данного сервиса, является его бесплатность. Кроме того, он обладает наиболее широким потенциалом для организации различных видов деятельности, способствующих повышению качества образования. Кроме вышеперечисленных средств сервисы Google, включают в себя такое мощное средство как формы. Формы легко позволяют создавать анкеты, опросники, тесты и многое другое. Если же преподаватель знаком с электронными таблицами, то ему не составит труда провести автоматическую проверку теста, созданного в формах, так как все результаты заполнения форм сохраняются в электронные таблицы.