Файл: ИТ в профессиональной деятельности.doc

Добавлен: 28.11.2018

Просмотров: 819

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

(ННГУ)

Институт экономики и предпринимательства



Кафедра информационных технологий и инструментальных методов в экономике




Абрамов А.А. , Мирошниченко Н.И.







Информационные технологии в профессиональной деятельности






Методические указания по выполнению контрольных работ
для студентов заочной формы обучения























Н.Новгород
2016


1. Общие указания к выполнению контрольной работы

В процессе обучения по специальности 06.11.00 «Менеджмент организации» студенты не только усваивают большой объем зна­ний, но и учатся применять их на практике. Кроме этого, они должны разви­вать навыки и умения исследовательской деятельности, являющейся необхо­димой предпосылкой повышения уровня их профессиональной подготовки. Важной формой получения первичного реального опыта такой деятельности является проведение научных исследований в рамках выполнения контрольной работы по дисциплине "Информационные технологии в управлении".

Контрольная работа на заочном отделении выполняется в соответствии с программой обучения на экономическом факультете для студентов, обучающихся по специальности 06.11.00 «Менеджмент организации».

Выполнение контрольной работы и ее защита являются частью учебного про­цесса подготовки квалифицированных специалистов. Основная цель работы - углубление и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков в области информационных технологий и их реализации с применением ПЭВМ для принятия управленческих решений.

Контрольная работа представляет собой творческий процесс, позво­ляющий студентам проявить оригинальность, научную добросовестность и личную инициативу при изучении выбранной темы.

Используя общеметодические принципы исследования в процессе на­писания контрольной работы, студенты должны научиться применять на практике различные формы обобщений, теоретические и практические сравнения и аналогии, построение различных видов технологического обеспе­чения для решения поставленной задачи.

Всестороннее рассмотрение выбранной темы позволит студенту под­вести итоги исследования, сформулировать теоретические выводы и выбрать практические рекомендации. Подготовка и защита контрольной работы позволит студентам приобрести опыт и знания, необходимые при написании дипломных работ.

Степень научности, эффективности решения поставленных задач в рам­ках выполнения контрольной работы зависит от творческих, аналитических и личных способностей и активности студентов. Процесс подготовки, написания и защиты контрольной работы включает следующие этапы:


  • Выбор темы и предварительное ознакомление с литературой.

  • Составление плана контрольной работы.

  • Изучение литературных источников.

  • Анализ и систематизация материалов.

  • Написание контрольной работы.

  • Оформление контрольной работы и ее сдача.

  • Защита контрольной работы.

2. Выбор темы

Выбор темы является наиболее ответственным этапом исследователь­ской деятельности студентов. От того, насколько верно она будет опреде­лена и точно сформулирована, во многом зависит и результат всей последующей работы.

Тематика контрольной работы выбирается исходя из научного интереса и места работы студента. Возможны следующие направления исследования:

  1. информационные технологии в стратегическом менеджменте

  2. информационные технологии в логистике

  3. информационные технологии в финансовом менеджменте

  4. информационные технологии управления персоналом (офисом )

Студент может выбрать любую из предложенных тем, по согласованию с научным руководителем, скорректировать ее название либо предложить собственную, исходя из научных интересов. Выбор темы должен быть обоснован и производиться в тесном взаимодействии с науч­ным руководителем.. Тема контрольной работы должна быть актуальной, иметь профессиональную направленность и связь с практикой.

Выбирая тему, студент должен быть уверен в реальности и возможно­сти исследования этой проблемы с использованием литературы и других источников информации, необходимых для написания контрольной работы.

Возможно уточнение (редакция) названия темы в процессе выполнения работы по согласованию с руководителем, при этом не допускается, чтобы новая редакция названия выходила за рамки ранее утвержденной проблематики.

3. Указания по написанию контрольной работы

При выполнении контрольной работы студент должен показать знание вопросов организации автоматизированной обработки экономической информации в рамках конкретной предметной области. Контрольная работа носит практический характер и выполняется на основе фактических данных конкретного предприятия (организации).

1. В информационной системе необходимо сделать выбор задачи (комплекса задач) и ответить на вопросы в развернутом виде ниже представленного плана ее постановки. Задача рассматривается как совокупность операций преобразования некоторого набора входных данных для получения результатной информации, необходимой для выполнения функции управления либо принятия управленческого решения.

  1. Контрольную работу следует выполнять на отдельных листах в рукописном или печатном виде.

  2. При использовании прикладного программного обеспечения возможна распечатка экранного представления данных задач, входной, выходной, нормативно-справочной информации (НСИ) и т. д.

  3. При описании входных и выходных данных желательно приложить первичную документацию, журнал хозяйственных операций, формы отчетности и т.д..


При изложении контрольной работы, независимо от темы, необходимо придерживаться следующего плана постановки задачи:

  1. Экономическое содержание задачи

Экономическое содержание задачи раскрывается через описание методов и способов возникновения информации, ее сбора, передачи на обработку с целью формирования результатной информации и/или управленческих решений.

При этом необходимо рассмотреть все виды входных и выходных документов, а также подробно описать действия пользователей в процессе формирования выходной информации.

  1. Характеристика задачи:

  • наименование задачи и место ее решения;

  • цель решения;

- назначение (для каких объектов подразделений и пользователей
предназначена);

  • периодичность решения и требования к срокам решения;

  • потребители результатной информации и способы ее отправки;

3. Описание результатной выходной информации:

- перечень результатной информации;

- формы представления (печатная сводка, видеограмма, машинный носитель и его макет и т. д.);

  • периодичность и сроки представления;

  • количество документов (информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);

  • перечень пользователей результатной информацией (подразделение и персонал);

  • перечень регламентной и запросной информации;

- способы контроля результатной информации (раскрыть один из способов).

4. Описание входной информации:

4.1. Описание используемой условно-постоянной информации:

  • перечень условно-постоянной информации (классификаторов, справочников, таблиц, списков с указанием их полных наименований);

  • формы представления;

4.2. Описание оперативной информации

  • перечень исходной информации;

  • формы представления (документ) по каждой позиции перечня; примеры заполнения документов;

  • способы контроля исходных данных.

5. Описание алгоритма решения задачи (последовательности действий и логики решения задачи):

  • описание способов формирования результатной информации с указанием последовательности выполнения логических и арифметических действий;

  • алгоритм должен учитывать общий и все частные случаи решения задачи.

Примечание: при описании алгоритма следует использовать условные обозначения (идентификаторы) реквизитов; допускается текстовое описание алгоритма. Необходимо предусмотреть контроль вычислений на отдельных этапах, операциях выполнения алгоритма. При этом указываются контрольные соотношения, которые позволяют выявить ошибки.

  1. Технологический процесс обработки данных

По всем этапам технологического процесса решения подробно описать выполняемые операции над данными, а также отобразить их в графическом виде (ГОСТ 19.002-80).

4. Оформление контрольной работы

Контрольная работа должна быть оформлена с соблюдением ряда требований:

  • Она выполняется в одном экземпляре на одной стороне белой бумаги стандартного формата (А4) и представляется в отпечатанном на машинке (компьютере) через два интервала или в рукописном варианте.

  • По обеим сторонам листа следует оставлять свободные поля: с левой стороны шириной 30—40 мм, а с правой - 10 мм. Вверху и внизу страницы должны быть свободные поля в 25-30 мм.

  • Объем работы зависит от сложности темы, количества привлеченных источников, стиля изложения. Однако объем контрольной работы не должен превышать 20 печатных страниц. При этом приложения не входят в объем работы, что позволит автору уложиться в установленный объем. Нумерация страниц работы должна быть сквозной: первой является титульный лист, второй - оглавление и т. д. Библиография (литература) и приложения включаются в сквозную нумерацию. Номера страниц проставляются арабскими цифрами в правом верхнем углу страницы. На титульном листе, оглавлении и введении номера страниц, как правило, не ставятся.

  • Каждый раздел должен начинаться с новой страницы. Перенос слов в заголовках не допускается.

  • Цифровые данные оформляются в виде таблиц. Таблицы должны располагаться по ходу изложения и следовать после ссылки на них, например: « в табл. 1». Каждая таблица должна иметь заголовок, отражающий ее содержание, и порядковый номер, который проставляется над правым верхним углом таблицы, например: "Таблица 1". Нумерация таблиц должна быть сквозной.

  • Не рекомендуется разрывать заголовок с таблицей и переносить таблицы с одной страницы на другую.

  • Иллюстрированный материал должен иметь название, соответствующее его содержанию, и номер, расположенный под рисунком. Иллюстрация должна следовать после ссылки на нее, например: «см. рис. 1».

  • Все приложения должны быть пронумерованы. Ссылка на приложение должна содержать его номер, например: «см. прил. 1».

  • Все формулы должны быть пронумерованы

  • В список литературы, который следует сразу после заключения, включаются все источники, упомянутые в тексте, а также те, которые автор использовал в ходе написания контрольной работы. Список литературы представляется в алфавитном порядке. Описание источника должно содержать: фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, место и год издания, общее количество страниц. Нумерация источников в списке литературы сквозная. Описание каждого источника начинается с красной строки.


Контрольная работа должна быть сброшюрована в следующей последовательности:

  • титульный лист (приложение № 2);

  • оглавление;

  • введение;

  • разделы, раскрывающие основные вопросы;

  • заключение;

  • список литературы;

  • приложения.

После заключения студент должен поставить дату окончания работы и свою подпись.

При написании и оформлении контрольной работы следует избегать типичных ошибок. К таковым относятся следующие:

1.Низкий научно-теоретический уровень содержания контрольной работы:

- не раскрыто экономическое содержание задачи;

  • отсутствуют входные и выходные документы.

  1. Отклонения от темы.

  2. Низкая организация исследовательской деятельности студента:

  • нерегулярная работа над темой контрольной работы;

  • отсутствие должного контакта с научным руководителем;

  • игнорирование рекомендаций кафедры по подготовке контрольной работы.

4. Нарушение рекомендаций по написанию и оформлению контрольной работы:

  • неправильное оформление текста, нумерации страниц;

  • несоблюдение требований к структуре контрольной работы, отсутствие
    обязательных элементов - титульного листа, оглавления, введения и т. п.;

  • неправильное оформление ссылок, стилистические и грамматические ошибки;

  • несоблюдение правил написания по объему и размещению.

5. Недостаточное использование иллюстративного материала, особенно таблиц, графиков, рисунков, которые придают наглядность и большую убедительность содержанию работе.

Опечатки, неисправленные ошибки, низкий уровень исполнения и оформления контрольной работы создают неблагоприятное впечатление об авторе и влияют на общую оценку при защите.

Научный руководитель оценивает качество выполнения и оформления научного исследования, знание литературы по избранной теме, степень самостоятельности, обоснованности выводов и рекомендаций. Кроме того, отмечаются достоинства и недостатки контрольной работы. Студент знакомится с содержанием отзыва до защиты.


5. Защита контрольной работы

Защита контрольной работы является заключительным этапом исследовательской деятельности студента. Этот этап связан с проверкой его умения кратко и аргументированно излагать результаты своего исследования, четко отвечать на вопросы теоретического и практического характера по избранной теме.

На защите контрольной работы студент должен изложить в краткой форме основные положения своей работы. Особое внимание следует обращать на те разделы, которые содержат критические замечания действующей практики и предложения по ее дальнейшему совершенствованию. В конце сообщения студент отвечает на замечания и вопросы на­учного руководителя.

Отвечая на вопросы, студент должен показать глубину знаний по избранной теме, самостоятельность и оригинальность мышления, навыки ведения дискуссии, изложения и защиты своей точки зрения.


Оценка контрольной работы производится по пятибалльной системе. Работы, получившие оценку "неудовлетворительно" возвращаются на доработку.

Контрольная работа должна быть представлена к защите в установ­ленные сроки. Несвоевременно сданная работа к защите не принимается. Студенты, не защитившие или не сдавшие без уважительной причины в срок контрольные работы, не допускаются к сдаче экзаменов.