Файл: Дискрет-ная мат-ка_УМП.pdf

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

контрольных работ. Для этого в пособии представлены образцы 
выполнения контрольных задач и тестовых вопросов.  

Перед  каждой  темой  приведены  краткие  сведения  из [3], 

необходимые для выполнения контрольных заданий.  

Для самопроверки, а также для подготовки к устному экза-

мену  в  конце  пособия  дан  список  контрольных  (экзаменацион-
ных)  вопросов.  По  каждому  вопросу  в  этом  списке  указано,  на 
каких страницах книги [3] находятся ответы.  

 Пособие  можно  использовать  не  только  при  дистанцион-

ной  технологии,  но  и  в  очной  форме  обучения,  предлагая  сту-
дентам те же тестовые задания и контрольные работы. Очники 
при их выполнении могут обойтись без книги [3], если на лек-
ционных занятиях теоретический курс излагается в полном объ-
еме. Если же в очной системе предусматривается частичное ос-
воение  материала  самостоятельно,  то  следует  обратиться  к  по-
собию [3], особенно  в  тех  случаях,  когда  экзаменационные  би-
леты составляются из приведенных в нем вопросов. 

Данное  пособие  имеет  ту  же  структуру,  что  и [3]. В  нем 

принята нумерация рисунков, формул и таблиц в пределах каж-
дой из пяти вышеперечисленных тем. 

Список литературы содержит шесть названий. При необхо-

димости  ознакомиться  с  полным  списком  литературных  источ-
ников, составивших основу пособия, следует обратиться к пуб-
ликациям [1—3], где  приведена  большая  часть  источников,  ис-
пользованных автором во время работы над учебными пособия-
ми по дискретной математике. 

Автор 

 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

óÄëíú 1                                                                       

íÖéêàü åçéÜÖëíÇ 

 

1 Ç‚Ó‰Ì˚ Á‡Ï˜‡ÌËfl 

 

По теории множеств курса дискретной математики для кон-

троля  предусмотрено  две  задачи.  Одна  из  них — тест  с  одно-
значным ответом в виде последовательности десятичных цифр. 
Эти цифры необходимо упорядочить по возрастанию и набирать 
на  компьютерной  клавиатуре,  начиная  с  наименьшей  из  них. 
Другая — задача,  решение  которой  необходимо  представить  в 
письменном виде и передать преподавателю. 

Для успешного выполнения заданий рекомендуется изучить 

содержание нижеприведенных подразделов.  

 

2 íÂÒÚ˚ ÔÓ ÚÂÏ ‹ 1: «éÔÂð‡ˆËË Ì‡‰ 

ÏÌÓÊÂÒÚ‚‡ÏË» 

 

Выполнение  тестового  задания  проиллюстрируем  двумя 

примерами с решениями и тремя примерами без решений, но с 
ответами. 

Пример 1. Из каких элементов состоит множество 

P

A

B

A

B

D

A

B

D

C

D

= ∩

∩ ∩

∩ ∩

при условии, что 

 

 А = {0, 1, 2, 4, 5, 8};  В = {1, 2, 3, 4, 7, 9}; 

 

С = {2, 3, 4, 5, 6, 9};  D = {0, 1, 3, 4, 5, 6, 7}. 

 I 

= {0, 1, 2, …, 9}. 

Решение. Множества ABCD заданы. Однако кроме них 

в формуле P содержатся множества  , , ,

A B C D

, т.е. дополнения 

множеств ABCD. Найдем их: 

 

A

 = {3, 6, 7, 9}; 

B

 = {0, 5, 6, 8}; 

 

C

 = {0, 1, 7, 8}; 

D

 = {2, 8, 9}.

 

Выражение P записано в виде объединения четырех состав-

ляющих,  каждая  из  которых  представлена  пересечением  мно-
жеств. Находим элементы первой составляющей  A B

∩ : 


background image

 

A

B

∩  = {3, 6, 7, 9} ∩ {1, 2, 3, 4, 7, 9} = {3, 7, 9}. 

Вторая составляющая есть пересечение трех множеств: 

A

B

D

∩ ∩

 = {0, 1, 2, 4, 5, 8} ∩ {1, 2, 3, 4, 7, 9} ∩ {2, 8, 9} = {2}. 

Третья  составляющая  также  является  пересечением  трех 

множеств: 

A

B

D

∩ ∩

 = 

= {0, 1, 2, 4, 5, 8} ∩ {0, 5, 6, 8} ∩ {0, 1, 3, 4, 5, 6, 7} = {0, 5}. 

Наконец находим элементы множества 

:

C

D

 

C

D

= {0, 1, 7, 8} ∩ {0, 1, 3, 4, 5, 6, 7} = {0, 1, 7}. 

Объединим элементы всех четырех пересечений: 

P = {3, 7, 9} ∪ {2} ∪ {0, 5} ∪ {0, 1, 7} = {0, 1, 2, 3, 5, 7, 9}. 

Ответ: P = {0, 1, 2, 3, 5, 7, 9}. 
При компьютерном тестировании в качестве ответа набира-

ем  упорядоченную  по  возрастанию  последовательность  деся-
тичных цифр 0123579 без каких-либо разделительных знаков. 

Пример 2. Найдите элементы множества 

Q

A

B

C

A

D

B

D

= ∩ ∩

 

при условии, что  

 

А = {0, 1, 5}; 

В = {0, 1, 2, 3}; 

 

С = {2, 3, 4, 5}; 

D = {1, 3, 4, 5, 7, 8}. 

 I 

= {0, 1, 2, …, 9}. 

Решение.  В  заданном  выражении  необходимо  найти  до-

полнения только для двух множеств: 

A

 = {2, 3, 4, 6, 7, 8, 9};            = {4, 5, 6, 7, 8, 9}. 

Множество Q представляет собой объединение трех состав-

ляющих,  каждая  из  которых  есть  пересечение  заданных  мно-
жеств. 

Находим элементы множества  A B C

∩ ∩ : 

A

B

C

∩ ∩  = {0, 1, 5} ∩ {0, 1, 2, 3} ∩ {2, 3, 4, 5} = Ø. 

Аналогично находим элементы множеств  A D

 и  B

D

A

D

 = {2, 3, 4, 6, 7, 8, 9} ∩ {1, 3, 4, 5, 7, 8} = {3, 4, 7, 8}. 

B

D

 = {4, 5, 6, 7, 8, 9} ∩ {1, 3, 4, 5, 7, 8} = {4, 5, 7, 8}. 

Объединив эти результаты, получаем: 
Q = Ø  ∪  {3, 4, 7, 8} ∪ {4, 5, 7, 8} = {3, 4, 5, 7, 8}. 


background image

 

Пример 3. Найдите элементы множества 

Q

A

B

D

A

B

C

C

D

= ∩ ∩

∩ ∩

 

при условии, что  

 

А = {1, 2, 4}; 

В = {1, 2, 3, 5, 6}; 

 

С = {2, 3, 4, 5, 6, 9}; 

D = {1, 3, 4, 6, 9}. 

 I 

= {0, 1, 2, …, 9}. 

Действуя как и в двух предыдущих случаях, получаем: 

Q = {1, 3, 4, 5, 6, 9}. 

Пример 4. Найдите элементы множества 

Q

A

C

D

B

D

B

C

D

= ∩ ∩

∩ ∩

 

при условии, что  

 

А = {3, 5, 8}; 

В = {0, 3, 6, 8}; 

 

С = {0, 3, 7, 8, 9}; 

D = {0, 3, 5, 8, 9}. 

 I 

= {0, 1, 2, …, 9}. 

Ответ: Q = {0, 3, 5, 7, 8}. 

Пример 5. Найдите элементы множества 

Q

A

C

A

B

D

B

C

D

= ∩

∩ ∩

∩ ∩

 

при условии, что  

 

А = {1, 2, 3}; 

В = {1, 2, 4, 9}; 

 

С = {5, 7}; 

D = {2, 3, 4, 6, 7, 9}. 

 I 

= {0, 1, 2, …, 9}. 

Ответ: Q = {4, 9}. 

 

3 ᇉ‡˜Ë ËÁ ÔËÒ¸ÏÂÌÌÓÈ ÍÓÌÚðÓθÌÓÈ ð‡·ÓÚ˚.             

íÂχ 1: «íÂÓðËfl ÏÌÓÊÂÒÚ‚» 

 
Эта работа выполняется письменно, так как ответом к зада-

че  является  рисунок,  компьютерная  проверка  правильности ко-
торого  в  высшей  степени  проблематична  (хотя  в  принципе  и 
возможна).  Выполнение  работы  проиллюстрируем  на  несколь-
ких примерах. 

Пример 1.  Построить  диаграмму  Венна  для  следующих 

множеств: 

 

А = {1, 5, 7}; 

В = {1, 2, 3, 7, 9}; 

 

С = {0, 6, 7, 9}; 

= {0, 1, 2, …, 9}. 


background image

 

10

Решение. Задано три множест-

ва: AB и C. В соответствии с этим 
на  диаграмме  Венна  изображаем 
три  пересекающихся  круга.  Уни-
версальное  множество  состоит  из 
всех десятичных цифр. Для каждой 
из  них  найдем  место  на  диаграмме 
Венна. 

Начинаем  с  цифры 0. Ее  нет  в 

множестве  A  и  нет  в  множестве  B
Она содержится только в множестве 

C. Это значит, что место цифры 0 находится на пересечении об-
ластей  ,

A

   и C (рис. 1). 

Цифра 1 является элементом множеств A и B, но не входит 

в множество C. Следовательно, цифру 1 записываем в область, 
образованную пересечением кругов AB и областью  

Цифры 2 и 3 входят только в множество B. Записываем их в 

область B, но вне кругов A и C

Цифр 4 и 8 нет ни в одном из множеств AB и C. Это зна-

чит, что они находятся вне всех трех кругов. 

Цифра 5 является элементом только множества A. Записы-

ваем ее в круг A, но не в области пересечения кругов B и C

Цифра 6 (как и цифра 0) входит только в множество C. За-

писываем ее в круг C, но вне кругов A и B

Цифра 7 входит  в  каждое  из  множеств.  Следовательно,  ее 

место на пересечении всех трех кругов. 

Цифра 9 является элементом множеств B и C, но не являет-

ся  элементом  множества  A.  Записываем  ее  в  общую  область 
кругов B и C, но не в области A

Таким образом, ответом к данной задаче является диаграм-

ма Венна, изображенная на рис. 1. Заметим, что если при запол-
нении  диаграммы  не  было  допущено  ни  одной  ошибки,  то  за-
данные  множества  должны  совпадать  с  соответствующими 
множествами,  обозначенными  кругами  на  диаграмме  Венна. 
Например, внутри круга A записаны цифры 1, 5 и 7. Из этих же 
элементов состоит и заданное множество А = {1, 5, 7}. Внутри 
круга B записаны цифры 1, 2, 3, 7, 9. Они же образуют и задан-

 
 
 
 
 
 
 
 
 

9

Рис. 1