Файл: МетодУказания по практике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2018

Просмотров: 3622

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методами изучения бизнес-процесса могут являться беседа (опрос) специалиста, наблюдение за непосредственной деятельностью специалиста, непосредственное выполнение операций самостоятельно или под руководством специалиста.

Анализ производится посредством построения моделей текущего (AS-IS - «как есть») состояния бизнес-процесса. В результате анализа студент должен:

  1. Словесно описать бизнес-процесс, этапы (шаги) его выполнения с указанием входных и выходных документов (данных), руководящих документов, а также привлекаемых исполнителей и используемых программно-технических средств.

  2. Разработать функционально-структурную модель AS-IS («КАК ЕСТЬ») бизнес-процесса в нотации IDEF0. Глубина модели определяется выбранным для автоматизации процессом (выбранной тематикой дипломного проекта), и должна полностью раскрывать её до элементарных составляющих.

ВАЖНО!

  • Необходимо раскрывать процесс на глубину не менее трех уровней:


  • На диаграмме А0 должны быть отражены только те блоки подпроцессов, которые претерпевают изменения в модели TO-BE («КАК БУДЕТ»), то есть в них будет использоваться разрабатываемая ИС.

  • Обязательно декомпозировать все блоки на диаграмме А0.

  • На одной диаграмме должно быть от 3 до 6 блоков.

  • Необходимо описать входные и выходные параметры (документы, данные, информацию), управление и механизмы модели.

  1. Разработать модель AS-IS («КАК ЕСТЬ») потоков данных бизнес-процесса в нотации DFD. Необходимость данной модели определяется рассматриваемой задачей и согласуется с руководителем практики.

  2. Проанализировать недостатки бизнес процесса (по модели AS-IS) и предложить пути их устранения (минимизации).

Для создания моделей необходимо использовать программные средства, реализующие нотации семейства IDEF и DFD, например BPwin. Можно использовать и другие нотации для описания бизнес-процессов, например ARIS. В качестве результата создаваемых моделей может быть не только иерархия диаграмм, но и отчеты, формируемые средствами BPwin. Наиболее часто употребляемыми являются отчеты по модели, объектам диаграмм, по стрелкам и центрам затрат.




3. Преддипломная практика


Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и формирования профессиональных компетенций проектной и производственно-технологической деятельности. Она является важным этапом выполнения выпускной квалификационной работы.

В рамках преддипломной практики студент должен:

  1. Разработать функционально-структурную модель TO-BE («КАК БУДЕТ») бизнес-процесса в нотации IDEF0. Глубина модели определяется выбранным для автоматизации процессом, и должна полностью раскрывать её до элементарных составляющих. Рекомендуется раскрывать на глубину не менее трех уровней.


Необходимо описать входные и выходные параметры, управление и механизмы блоков модели (или изменения в них).

  1. Разработать модель TO-BE («КАК БУДЕТ») потоков данных бизнес-процесса в нотации DFD. Необходимость данной модели определяется рассматриваемой задачей и согласуется с руководителем практики. Она должна отражать потоки данных в целом (т.е. без декомпозиции), например, для сравнения и акцентирования внимания на существенное изменение потоков данных в моделях AS-IS и TO-BE.

  2. Разработать техническое задание на программную реализацию (программный продукт, информационную систему). Руководствоваться ГОСТ 34.602-89. Типовая структура ТЗ представлена в приложении Е.

  3. Необходимо на основе анализа информационной безопасности предприятия (п.2.1 г), выделить угрозы информационной безопасности на рабочем месте разрабатываемой ИС, предложить административные, организационные, программные и аппаратные методы защиты информации, разработать (или адаптировать) политику информационной безопасности предприятия, построить модели (модель угроз, модель нарушителя и т.п.).

  4. Осуществить анализ условий труда на рабочем месте сотрудника, который будет работать с разрабатываемой ИС. Необходимо предложить состав оборудования, его размещение (схема, эргономические характеристики, освещенность и т.п.), требования безопасности труда при выполнении определенных технологических операций, организацию работы по обеспечению безопасных условий труда, предупреждению производственного травматизма на рабочем месте по данной профессии (например, оператора ЭВМ). Содержание данного подраздела основывается на рекомендациях и методических разработках кафедры БЖД Академии, например, источник [2].

  5. Обосновать выбор средства программной реализации ИС. Производится анализ существующих ИС или программных средств для планируемой программной реализации ИС, внедрение (разработка) которой позволит устранить выявленные недостатки рассматриваемого бизнес-процесса. Необходимо рассмотреть минимум три программных средства (или ИС), указать их достоинства и недостатки. Обосновать выбор одного из них.



4. Научно-исследовательская работа


Научно-исследовательская работа на производственной практике имеет целью осуществить анализ литературы и иных источников информации по предметной области и выявленному бизнес-процессу, также формирование способности готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности.

Анализ предметной области. Рассматривается и описывается предметная область деятельности предприятия в общем виде. Ее основные характеристики, входные и выходные параметры, процессы и особенности. Например, торговля, банковское дело, производство и т.д. Указываются основные законы и правовые акты, регламентирующие деятельность в предметной области.

Анализ литературы. Необходимо подобрать и проанализировать руководящие документы предприятия, литературу и интернет ресурсы, регламентирующие рассматриваемый бизнес-процесс (6 – 10 источников). По каждому источнику в отчете необходимо представить краткую аннотацию объемом до от 0,5 до1 страницы.

Оформление списка источников для выпускной квалификационной работы в соответствии с ГОСТ 7.01-2003 (10-15 источников).


5. Требования к содержанию и оформлению отчетов по практикам


Результирующими документами по практикам являются отчеты. По каждой практике оформляется отдельный отчет. Отчеты брошюруются в единой обложке. Отчет по соответствующей практике является основным документом, характеризующим работу студента во время практики. Материалы отчетов служат основой будущей выпускной квалификационной работы.

ПРИМЕР:

Предположим что, выявленный для автоматизации процесс «Учитывать товарно-материальные ценности на складе» предприятия. Следовательно, будущая предполагаемая тема выпускной квалификационной работы: «Автоматизация учета товарно-материальных ценностей на складе ООО «Жить хорошо», г. Пермь.» В таком случае содержание отчетов (структура основной части) может быть следующей:


5.1. Структура отчета о практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности


Отчет должен последовательно содержать следующие документы и материалы:

Титульный лист (Приложение А).

Оглавление.

Введение.

1 Общая характеристика деятельности и анализ информационных систем и технологий предприятия

2 Модель AS – IS бизнес-процесса «Учет товарно-материальных ценностей на складе»

3 Анализ недостатков бизнес-процесса и предложения по их устранению

Заключение (выводы)

Список использованных источников.

Приложения.

Дневник практики (Приложения Б).


Пояснение. В раздел 1 входит материал подпунктов а), б) и в) пункта 2.1 данного пособия.


Список использованных источников составляется в порядке упоминания (ссылок) в тексте отчета. Ссылки на источники (литературу) в тексте отчета обязательны. Должно быть не менее 10-15 источников. Список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 или в соответствии с рекомендациями пособия [3].

Примерный список литературы, рекомендуемой для использования при написании отчета о производственной практике

  1. Акимова, Е.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. Проектирование информационных систем: учебное пособие / Е.В. Акимова [и др.]. –Саратов: Издательство «Вузовское образование», 2016. – 178 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.

  2. Влацкая, И.В. Проектирование и реализация прикладного программного обеспечения: учебное пособие / И.В. Влацкая, Н.А. Заельская, Н.С. Надточий; Оренбургский государственный университет. – Оренбург: ОГУ, 2015. – 118 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.

  3. Советов, Б.Я. Информационные технологии: учебник для прикладного бакалавриата / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. – 6-е изд.перераб.и доп. – М: Издательство Юрайт, 2016. – 263 с. Режим доступа: www.biblio-online.ru/.

  4. Белов, В.В., Чистякова В.И. Проектирование информационных систем: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 352с.

  5. Бугорский, В.Н., Соколов, Р.В. Сетевая экономика и проектирование информационных систем: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.

  6. Грекул, В.И. Проектирование информационных систем: курс лекций: учебное пособие. – М.: Интернет-Университет Информационных технологий, 2008. – 304 с.

  7. Емельянова, Н.З., Партыка, Т.Л., Попов, И.И. Проектирование информационных систем: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2013. – 432 с.

  8. Коваленко, В.В. Проектирование информационных систем: учебное пособие. – М.:ФОРУМ, 2012. – 320 с.

  9. Кулямин, В.В. Технологии программирования. Компонентный подход. – М.:Интернет-Университет Информационных технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. –463 с.

  10. Орлов, С.А., Цилькер Б.Я. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник для вузов. 4-е издание. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. – 608 с.

  11. Соловьев, И.В., Майоров, А.А. Проектирование информационных системы: фундаментальный курс. – М.: Академический проект, 2009. – 398 с.

  12. Шевчук, И.С. Проектирование информационных систем: Структурно-функциональный подход к проектированию информационных систем, часть 1. Лабораторный практикум. – Пермь, ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2012. – 165с.

  13. Шевчук, И.С. Проектирование информационных систем: конспект лекций – Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2013. – 59 с.


Приложения обязательно должны содержать документы (бланки или ксерокопии) являющиеся входными и выходными документами в рассматриваемом бизнес-процессе. Желательно приложить должностные обязанности (инструкцию), схемы, рисунки, скрин-шоты результатов работы программ, плановую, учетную, отчетную и другую документацию.


Дневник практики предназначен для:

  • оформления руководителями практики всех видов заданий с указанием сроков и последующей отметкой их выполнения;

  • ведения записей студента о проделанной работе по практике;

  • отражения тематики лекций, прослушанных на предприятии, проделанной общественной работе студента;

  • составления отчета по практике, предложений студента по улучшению работы в бригаде, отделении;

  • оформления отзывов руководителей предприятий, руководителя практики от ВУЗа;


ВАЖНО. В разделе дневника(ов) «ЗАПИСИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ О РАБОТЕ В ПЕРИОД ПРАКТИКИ» на каждый рабочий день практики (дату) должно быть 2-3 записи, отражающие характер работы. Порядок записей должен соответствовать индивидуальному заданию и раскрывать его пункты более подробно. В первый день обязательно включить пункты по организационным вопросам (оформление на практику, инструктажи по технике безопасности и т.п.). Обязательно записать название, рассматриваемого бизнес-процесса.


5.2. Структура отчета по преддипломная практике


Отчет должен последовательно содержать следующие документы и материалы:


Титульный лист (Приложение В).

Оглавление.

Введение.

1. Проектирование информационной системы для учёта товарно-материальных ценностей на складе

1.1 Разработка модели TO – BE бизнес-процесса «Учет товарно-материальных ценностей на складе»

1.2 Техническое задание на ИС

2. Организационные аспекты эксплуатации информационной системы.

2.1 Вопросы информационной безопасности эксплуатации информационной системы

2.2 Анализ условий труда на рабочем месте ИС

2.3. Обоснование выбора средства программной реализации ИС

Заключение (выводы).

Список использованных источников.

Дневник практики (Приложения Г).


Техническое задание на ИС разрабатывается в соответствии с ГОСТ_34_602-89_Техническое задание на создание автоматизированной системы. Структура технического задания представлена в Приложении Д.


5.3. Структура отчета о научно-исследовательской работе


Отчет должен последовательно содержать следующие документы и материалы:

Титульный лист (Приложение Е).

Оглавление.

Введение.

1. Анализ предметной области

2. Анализ литературы и иных источников информации по предметной области и рассматриваемому бизнес- процессу

Заключение (выводы).

Список использованных источников.

Дневник практики (Приложения Ж).



5.4. Требования к оформлению отчета.

Оформление текста отчета осуществляется в соответствии с "ГОСТ 7.32-2001. СИБИД. Отчет о научно - исследовательской работе. Структура и правила оформления" и "ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам" или пособию [3].