Файл: Торговая дипломатия Польши.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ДИПЛОМАТИИ ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

ЭССЕ № 1

По предмету: Экономическая дипломатия и безопасность

На тему:

«Торговая дипломатия Польши»

Выполнил:

магистрант 1-курс специальность ТИФ

Проверил и принял: ___________

Ташкент -2020.
Более одной трети (34% в 2019 году) экономической активности (ВВП) в Польше зависит от внешних рынков, примерно так же, как в Австрии и Бельгии. Фирмы, принадлежащие иностранным владельцам, играют важную роль в стимулировании экспорта, составляя 56% валового экспорта товаров Польши. Внутренние инвестиции Польши (эквивалентные 40% ВВП в 2020 году) в восемь раз превышали размер ее внешних инвестиций (5%). Под более широким понятием международной ориентации, которое отражает влияние на национальный доход экспорта и продаж через зарубежные филиалы, показывает, что международная ориентация Польши была эквивалентна 28% ВВП в 2019 году.

Рассмотрение торговли и инвестиций через эту более широкую перспективу также может пролить новый свет на наиболее важные страны-партнеры Польши. Например, в то время как большинство стран-партнеров снабжают польских потребителей в основном торговлей, французские фирмы делают это почти равномерно через торговлю и продажи зарубежных филиалов. Более того, учитывая, как торговлю, так и инвестиции, Франция опережает Великобританию и Италию по относительной значимости из-за ее более обширных инвестиционных связей с Польшей.

Ведущими отраслями обрабатывающей промышленности в Польше являются автомобили (MTR) и продукты питания и напитки (FOD). В первом случае иностранные инвестиции играют важную роль в интеграции ГЦСС: на долю иностранных компаний приходится 90% всего экспорта с точки зрения добавленной стоимости. Польша имеет сравнительно низкую долю услуг в ее экспорте - 53%, и это коррелирует с относительно низкой долей ее внутренних инвестиций, направляемых в сектор услуг.

Как и во многих странах ОЭСР, польская торговля значительно сократилась в разгар мирового кризиса и в меньшей степени во время кризиса евро. В предкризисные годы рост польской торговли был быстрее, чем в среднем по ОЭСР, и эта модель устойчивого роста сохранилась после кризиса. В 2016 году рост экспорта составил 8%, что значительно выше показателя ОЭСР.


Валовой экспорт в 2016 году составил 244 млрд долларов США (58% ВВП), а валовой импорт - 227 млрд долларов США (54% ВВП). Однако показатели валовой торговли завышают «реальный» вклад торговли в экономику. С точки зрения добавленной стоимости, экспорт составил 34% от общего ВВП в 2019 году, что является самым высоким зафиксированным показателем и превышает медианный показатель ОЭСР. Вклад прямого и косвенного импорта во внутренний конечный спрос в 2019 г. составил 32% ВВП.

Внутренние инвестиции в Польшу росли по отношению к ВВП с 2008 года и составили 40% ВВП в 2016 году, в то время как вывоз ПИИ намного меньше, что эквивалентно 5% ВВП. В 2015 году доля Польши в общем объеме входящих ПИИ в ОЭСР (1,1%) была немного выше доли ВВП (0,9%), но ее доля в общем объеме вывозимых ПИИ составляла 0,1% от общего объема ОЭСР, что намного ниже, чем ее доля в ВВП.

Отражая большой размер внутренних инвестиций по сравнению с другими странами ОЭСР, на предприятия с иностранным капиталом приходилось 26% рабочих мест в частном секторе в 2013 году и 35% добавленной стоимости частного сектора, произведенной в Польше, за исключением сельского хозяйства и финансового сектора.

В среднем иностранные фирмы в Польше в два раза более экспортноемкие (доля экспорта в обороте), чем отечественные фирмы, и их экспортная интенсивность выше медианного значения по ОЭСР. Интенсивность импорта фирм, принадлежащих иностранным владельцам (доля импорта в закупках), также значительно выше для фирм, принадлежащих иностранным владельцам, чем отечественных компаний, и выше медианного значения по ОЭСР.

В 2015 году Польша получила 719 миллионов долларов дохода от внешних инвестиций, что эквивалентно примерно 0,2% ВВП. Рентабельность вывозимых ПИИ Польши составляет 3,2%, что ниже медианного значения ОЭСР. С другой стороны, доходность для иностранных инвесторов в Польше составила 9,9% в 2015 году, что является одним из самых высоких показателей доходности в странах ОЭСР.

Отражая высокий уровень внутренних инвестиций, более половины экспорта польских товаров приходится на иностранные фирмы. В отличие от некоторых других европейских стран, материнские МНК в Польше играют лишь незначительную роль в экспорте и интеграции ГЦСС.

Экспорт (с точки зрения добавленной стоимости) составляет около 34% польского ВВП; это близко к медианному значению ОЭСР и сопоставимо с показателями Австрии и Бельгии. Это может частично отражать высокий уровень внутренних инвестиций и их относительно высокую интенсивность экспорта (по сравнению с иностранными филиалами, работающими в других странах), что способствует высокой интеграции ГЦСС, измеряемой по импортируемой составляющей экспорта. Ориентация на экспорт сильно возросла после кризиса.



Показатели валового экспорта завышают реальное экономическое воздействие торговли на экономику-экспортер, но оценки TiVA также могут завышать это влияние, поскольку прибыль, полученная иностранными фирмами от экспорта, репатриируется, если они не реинвестируются. Важность этих потоков между странами, показывая добавленную стоимость в экспорте отечественных фирм, заработная плата, выплачиваемая иностранными фирмами, и прибыль фирм, принадлежащих иностранцам, которые на практике могут быть репатриированы. Без учета этой прибыли польский экспорт содержит 28% добавленной стоимости, которая остается в экономике. Таким образом, 18% добавленной стоимости, экспортируемой Польшей, представляет собой полученную прибыль, а 17% - заработную плату, выплачиваемую иностранными фирмами, что отражает высокий уровень внутренних инвестиций. Доля добавленной стоимости, остающейся в экономике, с 2008 года увеличилась.

Фирмы обслуживают зарубежные рынки путем экспорта или продажи через свои зарубежные филиалы. Для Польши этот более широкий показатель (28%) ниже, чем показатель ориентации на экспорт от TiVA (34%), поскольку Польша является чистым получателем прямых иностранных инвестиций. Польша опускается ниже медианного значения ОЭСР, используя этот показатель, но с 2008 года он увеличился из-за увеличения как экспорта добавленной стоимости, так и затрат на рабочую силу иностранных филиалов.

Иностранные производители поставили продукты и услуги для конечного потребления в Польше, что эквивалентно 43% ВВП в 2019 г., большая часть приходится на торговлю (добавленная стоимость за рубежом в конечном спросе Польши составляет примерно 32% ВВП), но добавленная стоимость, созданная иностранными филиалами в Польше для внутренних (не экспортных) продаж, репатриируется родителям, доля в Польше аналогична другим Страны ОЭСР со значительными внутренними инвестициями.

Показатели валовой двусторонней торговли могут скрыть истинный характер торговых взаимозависимостей, особенно между конечными потребителями в одной стране и производителями на более высоких этапах цепочки создания стоимости. Это очевидно для двусторонних отношений с Соединенными Штатами, которые обошли Францию, Италию и Россию после использования данных о добавленной стоимости для экспорта. Что касается импорта, Россия опережает Китай, используя данные о добавленной стоимости.


Иностранные фирмы могут обслуживать экономику через торговлю или продажи через иностранные филиалы. Объединение торговых и инвестиционных перспектив может пролить свет на то, кто является наиболее важными партнерами страны. В разных странах существуют значительные различия в том, как они поставляют товары на польский рынок. Например, в то время как большинство стран-партнеров снабжают польских потребителей в основном торговлей, французские фирмы делают это почти равномерно через торговлю и продажи через зарубежные филиалы. Кроме того, учитывая, как торговлю, так и инвестиции, Франция опережает Великобританию и Италию по относительной значимости, что не очевидно, если смотреть только на торговые данные.

Ведущими отраслями обрабатывающей промышленности в Польше являются автомобили (MTR), продукты питания и напитки (FOD), а также химическая продукция (CHM). В этих отраслях доля импорта в экспорте относительно высока, что демонстрирует роль, которую импорт играет в поддержке экспорта, и указывает на степень интеграции ГЦСС в этих отраслях. Роль фирм, принадлежащих иностранным владельцам, несколько различается в промышленности Польши, что отражает важность иностранных инвестиций для определенных отраслей.

Во многих отраслях существует сильная корреляция между более высокой долей импорта в экспорте и более высокой долей их внутренней добавленной стоимости, которая экспортируется (ориентация на экспорт), что свидетельствует о сильной взаимодополняемости экспорта и импорта.

В то же время между внутренними инвестициями и ориентацией на экспорт может существовать сильная взаимодополняемость. Для Польши отрасли, в которых иностранные фирмы производят больше добавленной стоимости, часто имеют более высокую экспортную ориентацию. Автомобильная промышленность подчеркивает этот момент с высокой долей добавленной стоимости иностранных компаний и высокой ориентацией на экспорт. В отличие от этого, машиностроительная промышленность (MEQ) имеет сравнительно низкие внутренние инвестиции, но при этом имеет высокую экспортную ориентацию, что отражает сильные стороны отечественной промышленности. Фирмы, принадлежащие иностранным владельцам, являются основными торговцами для Польши, а отечественные не-МНП также играют значительную роль.

Как правило, на услуги приходится значительная доля добавленной стоимости в экономике
, но традиционная статистика валовой торговли занижает это, поскольку не может выявить вклад, который сектор услуг в сфере добычи и сбыта играет в производстве экспортных товаров. С учетом этого вклада доля услуг в общем экспорте товаров и услуг Польши составила 53% в 2019 году, что ниже медианного значения ОЭСР в 57%. Если рассматривать долю услуг только в промышленных товарах, 40% экспорта обрабатывающей промышленности отражает добавленную стоимость услуг, что выше среднего показателя по ОЭСР (36%).

Увеличение иностранных инвестиций в сектор услуг связано с увеличением доли услуг в экспорте. Что касается Польши, то доля инвестиций в услуги находится на нижнем уровне для стран ОЭСР, что может быть коррелировано с относительно низким содержанием услуг в экспорте.

Список литературы
1. Академические монографии и другие книги на русском языке

1.1 Авдокушин Е.Ф., Бойченко А.В., Железова В.Ф. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник для вузов. - М.: Флинта, МПСИ, 2007. 589 с.

1.2 Дякин Б. Г. Экономика зарубежных стран. – М., Изд-во, 2009 - 139с.

1.3 Ломакин В.К. Мировая экономика / ЮНИТИ, 2008. – с. 671

1.4 Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: Учебник. - СПб: Михайлов, 2008. - 490с

1.5 Смирнов Е.Н. Введение в курс мировой экономики: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. // Издательство: КноРус, 2009. – с. 201.
2. Ссылки на Интернет источники

2.1 Зарубежные инвестиции. URL: http://www.poland.su/business/international_inwest

2.2 Отдел Содействия Торговле и Инвестициям. Посольство Республики Польша. URL:http://tashkent.trade.gov.pl/ru/polska/article/detail,1739,Makroekonomichieskiie_pokazatieli_Polshi_za_piervoie_polughodiie_2011_gh

2.3 Польша. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Польша

2.4 Сельское хозяйство Польши. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Сельское_хозяйство_Польши

2.5 Экономика и бизнес в Польше. URL: http://biz.poland.su/

2.6 Экономика Польши URL: http://www.poland.su/business/