Файл: Реферат коррупция у молодежи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.02.2019

Просмотров: 655

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План

Введение

  1. Основное положение

  2. Критерии диагностики антикоррупционной культуры студентов

  3. Повышения качества образования студентов юридических специальностей

  4. Элемент саморазвития в контексте формирования антикоррупционной культуры студентов

Заключение

Литература






Введение

В настоящее время происходят существенные изменения в характере взаимоотношений между государством и личностью. Граждане получили демократические права и свободы, предоставляющие им реальную возможность реализовывать себя как личность в различных сферах жизнедеятельности общества.

Готовность и умение использовать свои права в личной и профессиональной деятельности, выполнять обязанности, а также степень осознания ответственности за последствия совершаемых поступков во многом зависят от правовой культуры личности, формируемой и развиваемой посредством правового воспитания и правового просвещения.

Перед государством и обществом возникла новая проблема - формирование умений граждан грамотно и компетентно ориентироваться в системе социальных, экономических и политических отношений, их правовом регулировании, а также навыков и готовности защищать свои права, действовать в соответствии со своими законными интересами, не нарушая юридических норм. Вследствие этого в современных условиях в рамках всей системы правового воспитания населения первостепенное значение приобретает правовое образование личности, являющееся одним из важнейших направлений системы высшего образования специалистов.






Основное положение

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанных на дополнительных общеобразовательных и профессиональных обучающих программах, разработанных в рамках национального регионального комитета государственных образовательных стандартов и реализуемых в учреждениях высшего профобразования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры.

Таким образом, формирование у студента правовой культуры является необходимым условием его компетентности и личностного развития, на уровень которой существенное влияние оказывает качество полученного в педвузе правового образования.

В связи с чем в настоящее время наряду с проблемой повышения эффективности овладения студентами правовыми знаниями и умениями возникает необходимость постановки и решения проблемы повышения качества правового образования будущих юристов, предоставляемого им в юридическом вузе как основным потребителям образовательных услуг.

Формирование антикоррупционной культуры студентов должно осуществляться в рамках образовательного процесса вуза, на основе его целостности и непрерывности с тем, чтобы обеспечивать единство содержательного и процессуального компонентов этого процесса.

Для реализации потенциала вуза в вопросах формирования антикоррупционной культуры следует опираться на определенные принципы, которые способствовали бы усилению антикоррупционного просвещения на образовательном поле вуза.

Принцип ориентации на саморазвитие антикоррупционной культуры и принцип педагогической поддержки, на наш взгляд, являются одними из основных принципов формирования антикоррупционной культуры студентов и представляют собой системообразующий характер.

Антикоррупционная культура - это состояние развития личности, которое характеризуется отношением к проблемам обеспечения снижения уровня коррупционной ситуации, как в личном окружении, так и в обществе. Также это социальный процесс, направленный на реализацию таких условий существования и деятельности в социуме, становления и развития таких стереотипов поведения, при которых коррупция становится недопустимым явлением.

С психолого-педагогической точки зрения - это интегральное качество личности, которое определяет готовность и направленность на развитие потребности в приобретении специальных научных правовых знаний, постоянного совершенствования умений, навыков реализации неприятия коррупции, формирования определенных компетенций.

Антикоррупционная культура является составной частью общей культуры и носит регулятивный характер, нацеленный на конкретный результат - обязательное выполнение личностью норм поведения в обществе, что, по сути, является нравственной позицией. Отсутствие антикоррупционной культуры приводит к снижению культуры социума, снижению уровня индивидуальных ценностей и деформирует процесс профессиональной карьеры.


Как показал анализ современных отечественных психолого-педагогических исследований, саморазвитие личности представлено в них в различных методологических подходах. Так, исследователь Л.Н. Куликова считает, что это «процесс целенаправленного творческого изменения личностью собственных духовно-ценностных, нравственно-этических, деятельностно-практических, интеллектуальных особенностей для более успешного выполнения своего социального предназначения». Другие исследователи под саморазвитием понимают «сознательную практическую деятельность, направленную на возможно более полную реализацию человеком себя как личности».

Известный ученый В.И. Андреев вносит в это свои два существенных дополнения: саморазвитие - это: а) изменения в личностной сфере, детерминированные не извне, а под целенаправленным воздействием личности на себя; б) данные изменения происходят не только в мотивах, а также в интеллектуальной и эмоциональной сферах и в процессах «самости» (самопознании, самоуправлении, самоопределении, самореализации, самосовершенствовании). И главным импульсом саморазвития является разрешение противоречия, направленного на решение личностью постоянно усложняющихся творческих задач».

Об этом писал в свое время и С.Л. Рубинштейн, который считал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, что позволяет ей сознательно управлять своим поведением и деятельностью.



Критерии диагностики антикоррупционной культуры студентов

С помощью данных критериев возможно определить уровень готовности субъектов педагогического процесса к предупреждению коррупционных ситуаций. В результате педагогической подготовки к предупреждению коррупционных ситуаций лицами молодежного возраста осуществляется становление антикоррупционной культуры у студентов, опираясь на повышение уровня развитости личности и социума. Важно, чтобы сформировалась устойчивая мотивация к неприятию коррупции, которая является важным аспектом профессиональной готовности.

В этих целях целесообразно введение специального элективного курса «Формирование антикоррупционной культуры у студентов», учитывая, что в широком понимании культура - это определенный уровень развития и состояния социума, формы организации общества и приемов коммуникации. В содержание курса должны входить вопросы о возникновении коррупции, её проявлениях, об отрицательных последствиях коррупционных правонарушений, состояния социума и создания атмосферы неприятия коррупции.



Повышения качества образования студентов юридических специальностей

Исследование вопросов повышения качества образования студентов юридических специальностей в контексте формирования антикоррупционного мировоззрения является актуальным. По мнению автора, не всеми педагогами осознается необходимость создания системы непрерывного правового образования педагогов.


Кроме того, актуальность изучения данной проблемы обусловливается целым рядом причин, из которых можно выделить наиболее значимые.

Во-первых, появление социального заказа на высокопрофессиональных специалистов с высоким качеством профессиональной и общекультурной подготовки повлияло и на формирование качественно нового содержания правового образования, опирающегося на принципы демократизации, гуманизации и индивидуализации обучения, его культуросообразность и аксиологичность, а также на поиск путей и средств совершенствования общеправовой подготовки студентов.

Во-вторых, выпускники большинства средних учебных заведений к моменту поступления в юридический вуз получили слабую общеправовую подготовку, большое количество абитуриентов обладают низким и средним уровнем качества правового образования, правовой культуры, не стремятся его повышать и не желают заниматься своим правовым самообразованием.

В-третьих, система общеправовой подготовки будущего юриста как составная часть системы общекультурной подготовки представляет собой единство правового обучения и правового воспитания, осуществляемых главным образом в рамках преподавания дисциплин. К сожалению, стабильна в последнее время и тенденция к сокращению объема общеправовой подготовки будущих специалистов.

Современные педагоги, методисты и правоведы в своих исследованиях доказывают, что эффективность правовоспитательной деятельности педагогов в образовательных учреждениях во многом зависит от уровня правовой культуры, правовой грамотности и компетентности педагога, от его готовности к гражданско-правовому воспитанию и умения организовать правовое обучение в вузе.

Собственный опыт работы преподавателем позволил сделать вывод о том, что, к сожалению, до сих пор не всеми педагогами осознается необходимость создания системы непрерывного правового образования педагогов, разработки и внедрения в процесс общеправовой подготовки методик и технологий обучения, направленных на личность обучаемых и развитие их творческих способностей, повышающих интерес к дисциплинам, на формирование готовности к правовому самообразованию и повышение качества правового образования будущих педагогов в целом.

Данное обстоятельство, а также существующее противоречие между необходимостью в современных условиях предоставления студентам юридического образования высокого качества и неразработанностью механизмов, способствующих его повышению, являются одним из доказательств актуальности исследования данной проблемы.



Кроме того, повышение качества правового образования будущих юристов - это сложный процесс, направленный на выполнение социального заказа совершенствования общеправовой (как части профессиональной) подготовки, основанный на развитии и повышении уровня правового сознания и правовой культуры личности студента юридического вуза, который в конечном итоге позволит разрешить ряд противоречий между: