Файл: Лекции Технология научных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.06.2021

Просмотров: 1214

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технология научных исследований

Тематика лекций, семинаров, вопросы к зачёту


Тема 1. Наука и ее роль в современном обществе

1.1. Понятие науки

1.2. Наука и философия

1.3. Современная наука. Основные концепции

1.4. Роль науки в современном обществе


Тема 2. Организация научно-исследовательской работы

2.1. Законодательная основа управления наукой и ее организационная структура

2.2. Научно-технический потенциал и его составляющие

2.3. Подготовка научных и научно-педагогических работников

2.4. Ученые степени и ученые звания

2.5. Научная работа студентов и повышение качества подготовки специалистов


Тема 3. Наука и научное исследование

3.1. Науки и их классификация

3.2. Научное исследование и его сущность

3.3. Этапы проведения научно-исследовательских работ


Тема 4. Методологические основы научных исследований

4.1. Методы и методология научного исследования

4.2. Всеобщие и общенаучные методы научного исследования

4.3. Специальные методы научного исследования


Тема 5. Выбор направления и обоснование темы научного исследования

5.1. Планирование научного исследования

5.2. Прогнозирование научного исследования

5.3. Выбор темы научного исследования

5.4. Технико-экономическое обоснование темы научного исследования


Тема 6. Поиск, накопление и обработка научной информации

6.1. Умение читать книгу

6.2. Поиск и сбор научной информации

6.3. Ведение рабочих записей

6.4. Изучение научной литературы


Тема 7. Студенческие научные работы

7.1. Особенности научной работы и этика научного труда

7.2. Курсовые работы

7.3. Дипломные работы

Структура дипломной работы и требования к ее структурным элементам


Тема 8. Написание научной работы

8.1. Композиция научной работы

8.2. Рубрикация научной работы

8.3. Язык и стиль научной работы

8.4. Редактирование и "вылеживание" научной работы


Тема 9. Литературное оформление и защита научных работ

9.1. Особенности подготовки структурных частей научных работ

9.2. Оформление структурных частей научных работ

9.3. Особенности подготовки к защите научных работ


Литература


1. Конституция Российской Федерации.- М., 2000.

2. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. // Сбор, законода­тельства Российской Федерации.- М., 1996.- № 35.

3. Федеральный закон "О высшем и послевузовском про­фессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. // Полный сборник законов Российской Федерации.- М., 2001.- Т. 2.

4. Федеральный закон "Об образовании" от 10 июля 1992 г. // Полный сборник законов Российской Федерации.- М., 2001.

5. Положение о порядке присуждения ученых степеней. Утв. Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. // Рос. газ.- 2002.- 6 февраля.

6. Положение о порядке присвоения ученых званий. Утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. // Рос. газ.- 2002.- 10 апреля.

7. Положение о подготовке научно-исследовательских и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. Утв. приказом Министер­ства образования РФ от 27 марта 1998 г.- М., 1998.


8. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат.- Ростов н/Д, 2001.

9. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы.- М., 1994.

10. Иванов Г.И., Иванов А.Г. От рукописи к книге: Автор и редактор.- Минск, 1997.

11. Кара-Мурза Г. Проблемы организации научных иссле­дований.- М., 1981.

12. Основные принципы формирования научной работы, этапы ее организации и выполнения: Методологические реко­мендации.- Новосибирск, 1983.

13. Основы научных исследований: Учебное пособие // В.И. Крутов, И.М. Грушко и др.- М., 1989.

14. Папковская П.Я. Методология научных исследований.- Минск, 2002.

15. Рогожкин Ю.М. Подготовка и защита письменных ра­бот: Учебно-практическое пособие.- М., 2001.

16. Сопко В.В. Основы научных исследований: Учебное по­собие для вузов.- Киев, 1990.

17. Уваров А.А. Дипломные и курсовые работы по экономи­ческим специальностям: Практические советы по подготовке и защите.- М., 2001.

18. Уваров А.А. Руководство подготовкой дипломных и кур­совых работ по экономическим специальностям: Методологичес­кие рекомендации.- М., 2001.

19. Усачева И.В., Ильясова И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности.- М., 1986.

20. Эхо Ю. Письменные работы в вузах: Практическое ру­ководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, конт­рольные, доклады, диссертации.- М., 2001.


В современных условиях бурного развития научно-техни­ческого прогресса, интенсивного увеличения объема научной и научно-технической информации, быстрой сменяемости и об­новления знаний особое значение приобретает подготовка в выс­шей школе высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, спо­собных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных резуль­татов.

С этой целью в учебные планы многих специальностей ву­зов включена дисциплина "Технология научных исследований", широко внедряются элементы научных исследований в учеб­ный процесс. Во внеучебное время студенты принимают учас­тие в научно-исследовательской работе, ведущейся на кафед­рах, в научных учреждениях вузов, в студенческих объедине­ниях.

В новых социально-экономических условиях наблюдается повышение интереса к научному исследованию. Между тем стремление к научной работе все чаще наталкивается на недо­статочное овладение студентами системы методических знаний. Это существенно снижает качество выполнения студентами научных работ, не позволяя им в полной мере реализовать свои возможности. В связи с этим в пособии особое внимание уделе­но: анализу методологических и теоретических аспектов науч­ного исследования; рассмотрению проблем сущности, особенно­стей и логики процесса научного исследования; раскрытию ме­тодического замысла исследования и его основных этапов.

Приобщение студентов к научным знаниям, готовность и спо­собность их к проведению научно-исследовательских работ - объективная предпосылка успешного решения учебных и науч­ных задач. В свою очередь, важным направлением совершенствования теоретической и практической подготовки студентов яв­ляется выполнение ими различных научных работ, дающих сле­дующие результаты:


- способствует углублению и закреплению студентами имеющихся теоретических знаний изучаемых дисциплин и от­раслей науки;

- развивает практические умения студентов в проведении научных исследований, анализе полученных результатов и вы­работке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;

- совершенствует методические навыки студентов в са­мостоятельной работе с источниками информации и соответ­ствующими программно-техническими средствами;

- открывает студентам широкие возможности для освое­ния дополнительного теоретического материала и накопленно­го практического опыта по интересующему их направлению деятельности;

- способствует профессиональной подготовке студентов к выполнению в дальнейшем своих обязанностей и помогает им овладеть методологией исследований.

В курсе «Технология научных исследований» обобщена и систематизирована вся необходи­мая информация, связанная с организацией научных исследо­ваний - от выбора темы научной работы до ее защиты.

В нем изложены основные положения, связан­ные с организацией, постановкой и проведением научных ис­следований в форме, пригодной для любой специальности.


Тема 1. НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ


1.1. Понятие науки.

1.2. Наука и философия.

1.3. Современная наука. Основные концепции.

1.4. Роль науки в современном обществе.


1.1. Понятие науки

Основной формой человеческого познания является наука. Наука в наши дни становится все более значимой и существен­ной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает доста­точно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, а что ей недоступно. У философов прошло­го мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, по­лезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки. Им, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневное существование чело­века, который приходится осмысливать сегодня.

На сегодня нет однозначного определения науки. В различ­ных литературных источниках их насчитывается более 150. Одно из этих определений трактуется так: "Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непос­редственной целью постижение истины и открытие объектив­ных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаи­мосвязи".

Также широко распространено и другое определение: "Наука - это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат такой деятельности, знания приведенные в целостную систему на основе определенных принципов и про­цесс их производства".


В.А. Канке в своей книге "Философия. Исторический и систематический курс" дал следующее опре­деление: "Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не вся­кое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное".

Но, кроме множества определений науки, есть и множество восприятий ее. Многие люди понимали науку по-своему, счи­тая, что именно их восприятие является единственным и вер­ным определением. Следовательно, занятие наукой стало акту­ально не только в наше время, - ее истоки начинаются с до­вольно древних времен. Рассматривая науку в ее историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа культуры и при переходе от одной общественно-экономической фор­мации к другой, меняются стандарты изложения научного зна­ния, способы видения реальности, стиль мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социокультурных факторов.

Предпосылки для возникновения науки появились в стра­нах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Дос­тижения восточной цивилизации были восприняты и перерабо­таны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой. Среди них можно отдельно выделить такого выдающегося уче­ного, как Аристотель. С точки зрения великих ученых наука рассматривалась как система знаний, особая форма обществен­ного сознания.

Аристотель (384-322 до н. э.) - древнегреческий ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире (восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия. Аристотель видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоя­тельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение.

Усвоение греками научных и философских понятий, выра­ботанных в странах Востока - в Вавилоне, Иране, Египте, Фи­никии, оказало большое влияние на развитие науки. Особенно велико, было влияние вавилонской науки - математики, аст­рономии, географии, системы мер. Космология, календарь, эле­менты геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на Востоке.

В Древней Греции много уделялось времени и сил науке, научным исследованиям, и неудивительно, что именно здесь появлялись все новые и новые научные достижения. Астроно­мические, математические, физические и биологические поня­тия и догадки, позволили сконструировать первые простейшие научные приборы (гномон, солнечные часы, модель небесной сферы и многое другое), впервые предсказать астрономические и метеорологические явления. Собранные и самостоятельно до­бытые знания стали не только основой практического действия и применения, но и элементами цельного мировоззрения.


В Средние века основными науковедами принято было счи­тать схоластов. Их интересовали не столько сами предметы, сколько сопоставление мнений, рассуждения об этих предме­тах. Тем не менее не следует уменьшать достижения схоласти­ческой учености - на таких диспутах оттачивались теорети­ческий фундамент науки, умение превращать факты в понятия, логически строго рассуждать исходя из немногих общих поло­жений.

Все же одних логических доводов было недостаточно, и в качестве основания для предпочтения был провозглашен опыт. "На средние века, - писал Ф. Энгельс, - смотрели как на про­стой перерыв в ходе истории вызванный тысячелетним всеоб­щим варварством. Никто не обращал внимания на большие ус­пехи, сделанные в течение средних веков: расширение культур­ной области Европы, образование великих жизнеспособных на­ций, огромные технические успехи XIV и XV вв.

Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Уиль­ям Оккам в качестве источника познания объявили вещи, пред­меты, объекты. Несмотря на существенное различие философ­ских концепций этих мыслителей, все они намечают сходную схему получения истинных знаний.

Линия познания, получившая у Роджера Бэкона название опытной, экспериментальной, идет от вещей, которые воздей­ствуют на органы чувств.


1.2. Наука и философия

Наука всегда была связана с философией, хотя эта связь не всегда осознавалась, а иногда принимала уродливые формы - как, например, в нашей стране на протяжении 1920-1950-х гг. Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в творчестве многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда создавалось прин­ципиально новое научное видение. Можно вспомнить, скажем, "Правила умозаключений в физике", разработанные великим И. Ньютоном, которые заложили методологический фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном науч­ного метода в физико-математическом естествознании. Значи­тельное внимание философским проблемам уделяли и создате­ли неклассической науки, - А. Эйнштейн и Н. Бор, а в России - В.И. Вернадский, предвосхитивший в своих философских размышлениях ряд особенностей научного метода и научной карти­ны мира наших дней.

Высоко оценивая роль философской мысли в науке, В.И. Вернадский, однако, проводил между ними границу, хоро­шо понимая, что каждая из этих сфер человеческой культуры имеет свою специфику. Игнорирование этой автономии науч­ной деятельности, грубое вмешательство в научные исследова­ния факторов вненаучных, да еще в догматизированном виде, приводили к тяжелым последствиям. Примеры общеизвестны. Трагической оказалась судьба многих выдающихся ученых, - всем памятны имена Н.И. Вавилова, Н.К. Кольцова и др. Были репрессированы целые направления научного поиска (генети­ка, кибернетика, космология и др.). Некомпетентное вмешатель­ство в науку не раз создавало препятствия для свободного на­учного исследования. Нельзя забыть и попытки тех или иных естествоиспытателей отстаивать свои несостоятельные концеп­ции с помощью псевдофилософской риторики. Но и они не бро­сают тень на самую идею связи науки и естествознания, сотруд­ничества специалистов разных областей науки с философами. Догматические искажения роли философии в познании, совер­шенные в эпоху так называемой идеологизированной науки, были решительно осуждены на Первом совещании по философ­ским вопросам современного естествознания, состоявшемся в 1958 г. Совещание нанесло ощутимый удар по невежественным толкованиям достижений современной науки, которые конст­руировались только на цитатах из авторитетных в то время фи­лософских текстов, и серьезно подорвало дутые репутации ав­торов таких толкований. Но потребовалась еще многолетняя ин­тенсивная и непростая работа, которую приходилось вести в ус­ловиях весьма жесткого идеологического давления, чтобы закончилась, так сказать, "холодная война" между философами и специалистами в области естественных, общественных, тех­нических наук и стало налаживаться сотрудничество между ними.