Блок 2. 19- нач 20века.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлена: 09.06.2021

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дисциплина: История и современная система защиты информации в России.

Блок 1. Организация защиты информации в Российской Империи (в период со второй половины 16 и до конца 18 веков).

Блок 2. Организация защиты информации в Российской Империи (в период с первой половины 19 века и до 1917 года 20 века).

Блок 3.Организация защиты информации в России с 1917 года и до начала Великой Отечественной войны (1941 года).

Блок 4. Организация защиты информации в СССР (в период Великой Отечественной войны и до конца 50-х годов).

Блок 5. Организация защиты информации в СССР (в период с 60-х годов и до августа 1991 г.).

Блок 6. Органы защиты информации в современных условиях.

Блок 7. Организация защиты информации в современных условиях.




Блок 2

Рассматривается система защиты информации в Российской Империи в период с первой половины 19 века и до 1917 года 20 века; изучаются Состав, классификация и правовые основы защищаемой информации. Органы защиты информации, деятельность Государственного Совета, Кабинета министров, Сената, Первого и Третьего отделений собственной безопасности его императорского величества канцелярии, Постоянного секретного комитета, Министерства полиции, Министерства иностранных дел, Военного министерства по защите информации; даются основные направления и методы защиты конфиденциальной информации. Ответственность за разглашение защищаемых сведений. Раскрываются достоинства и недостатки системы защиты информации в Российской империи.




Содержание блока

Организация защиты информации в Российской Империи

(в период с первой половины 19 века до 1917 года 20 века).

1. Организация защиты информации в Российской Империи в первой половине 19 в.

2. Формирование системы защиты информации в Российской Империи во второй половине 19 века.

3. Особенности защиты информации в Росси в начале 20 века (1900-1908 гг.).

4. Организации защиты информации в России в период промышленного подъема (1909-1913 гг.).

5. Организация защиты информации в период первой мировой войны.

6. Разгром царских спецслужб.


Литература

  1. Галвазин С. Н. Охранные структуры Российской империи: Формирование аппарата, анализ оперативной практики. – М., 2001. – С. 71 – 74.

  2. Белая книга российских спецслужб. Изд.2-е. перераб. М., 1996.

  3. Веретенников В.И. История тайной канцелярии петровского вре­мени. Харьков, 1910.

  4. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Рос­сийской Федерации: Учебное пособие. Ростов н/Д, 1999.

  5. Голикова Н.Б. Органы политического сыска и их развитие в XVIXVII вв. //Абсолютизм в России: Сб. ст. М., 1964.

  6. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволю­ционной России. М., 1968.

  7. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политичес­кие институты. М., 1981.

  8. Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870— 1880 годов. М., 1964.

  9. Котошихин Г.О. О Московском государстве в середине XVII сто­летия. М., 1984.

  10. Кошель А.П. История сыска в России. Минск., 1996.

  11. Краткий очерк деятельности Министерства внутренних дел. 1855-1880 гг. СПб., 1880.

  12. Оржеховский И.В. Третье отделение // Вопросы истории. 1972. №2.

  13. Семевскш М.И. Тайная служба Петра I. M., 1996.

  14. Шинджикашвили Д. И. Сыскная полиция царской России в пе­риод империализма. Омск, 1973.



Курсовое задание

Задание к практическому занятию:

1. Составить логическую схему базы знаний по содержанию блока.

2. Составить терминологический словарь и перечень персоналий.

3. Выполнить все пункты, перечисленные в разделе подготовительного этапа практического занятия.

Практическое занятие (деловая игра)

Тема: Организация защиты информации в Российской Империи (в период с первой половины 19 века до 1917 года 20 века).

Цели: 1. Закрепить и углубить изучаемый материал студентами.

2. Выявить особенности защиты конфиденциальной информации в период с первой половины 19 века до 1917 года 20 века и определить мероприятия по защите информации, которые получили развитие в современных условиях.

Участники: Студенты распределены на 3 подгруппы:

1-я подгруппа – историки.

2-я подгруппа–представители служб защиты информации современной России.

3-я подгруппа – эксперты.

Время: 160 минут.

1. Подготовительный этап (домашняя работа):

  1. Проанализировать деятельность органов защиты информации с первой половины 19 века до 1917 года 20 века, связанные с защитой конфиденциальной информации:

1.1. Организации защиты информации в 19 веке.

1.1.1. Состав, классификация и правовые основы защищаемой информации. Органы защиты информации.

1.1.2. Деятельность Государственного Совета, Кабинета министров, Сената, Первого и Третьего отделений собственной безопасности его императорского величества канцелярии, Постоянного секретного комитета, Министерства полиции, Министерства иностранных дел, Военного министерства по защите информации.

1.1.4. Основные направления и методы защиты конфиденциальной информации. Ответственность за разглашение защищаемых сведений.

1.2. Особенности защиты информации в начале 20 века.

1.2.1. Функции в области защиты информации Государственной думы, Государственного Совета, Кабинета министров, МВД, Главного управления Генерального штаба, МИД.

1.2.2. Основные направления и методы защиты конфиденциальной информации.

Ответственность за разглашение защищаемых сведений.

1.3. Достоинства и недостатки системы защиты информации в Российской империи.

1.3.1. Уровень обеспеченности защиты государственной, коммерческой, служебной и профессиональной тайны.

1.3.2. Достоинства системы в области распределения компетенции, регламентации прав и ответственности по защите информации, определения направлений и методов защиты информации.

1.3.3. Недостатки системы в отношении регламентации состава защищаемой информации, определения ее угроз, создания специальных органов защиты информации.

  1. Определить проблемные вопросы, связанные с организацией защиты информации с первой половины 19 века до 1917 года 20 века, и как они решались в тот исторический период.

  2. Выявить мероприятия по защите информации, которые получили дальнейшее развитие в истории России, а также успешно применяются в современных условиях.

  3. Студентам письменно выполнить задание (объем 5-7 листов) и быть в готовности к его защите на практическом занятии.



2. Порядок проведения практического занятия.

  1. Организация занятия (проверка присутствующих и готовности к занятиям, объявле­ние темы и цели занятия).

  2. Распределение на подгруппы и доведение порядка проведения занятия.

3. Присвоение подгруппам первоначальных ролей (историки, представители служб защиты информации современной России, эксперты).

  1. Обсуждение студентами первой подгруппы вопросов, вынесенных на практическое занятие с целью выработки общих позиций:

4.1. Вопросы со стороны подгруппы выступающих в роли представителей служб защиты информации современной России.

4.2. Вопросы со стороны подгруппы экспертов.

4.3. Ответы и дискуссии.

4.4. Выработка общей позиции и общего подхода к вопросам защиты информации в 16-18 веках , определение задач, приемов и способов их выполнения в современных условиях .

  1. Обсуждение следующими подгруппами домашнего задания.

  2. Выполнение подпунктов 4.1 - 4.4 по обсуждению домашнего задания.

  3. Обсуждение преподавателем и старшими групп оценок участников занятия.

  4. Подведение итогов занятия с объявлением окончательных оценок участников практического занятия.


Вопросы к семинарскому занятию

  1. Организация защиты информации в Российской Империи в первой половине 19 в.

  2. Формирование системы защиты информации в Российской Империи во второй половине 19 века.

  3. Особенности защиты информации в Росси в начале 20 века.

Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Организация защиты информации в Российской Империи в первой половине 19 в.

  2. Формирование системы защиты информации в Российской Империи во второй половине 19 века.

  3. Особенности защиты информации в Росси в начале 20 века (1900-1908 гг.).

  4. Организации защиты информации в России в период промышленного подъема (1909-1913 гг.).

  5. Организация защиты информации в период первой мировой войны.

  6. Разгром царских спецслужб.










1. Организация защиты информации в Российской империи в первой половине 19 века

1.1. Центральные учреждения, осуществляющие функции по защите информации

Первая половина 19 века. В основном сформировалась нормативная база ЗИ («Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», 1845 г.). В дальнейшем нормативная база дополнялась и совершенствовалась. Формируется система СДП (секретного делопроизводства). Создаются первые секретные инструкции по СДП (в военном министерстве). Основная спецслужба: 3-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии – С.Е.И.В.К.


1.1.1. Комитет общей безопасности

Пришедший к власти после убийства Павла I Александр I повелел навсегда уничтожить Тайную экспедицию. В своем манифесте от 2 апреля 1801 г. монарх резко осудил сложив­шуюся при его отце практику тайного политического сыска.

Наряду с упразднением политического розыска была тор­жественно подтверждена отмена пыток.


Однако либеральные настроения сохранялись у Алексан­дра I недолго. Он самостоятельно пришел к выводу, что аб­солютизм не может существовать без тайной полиции. При­чем основная угроза, побудившая государя воссоздать орган государственной безопасности, носила на этот раз не внут­ренний, а внешний характер — угроза войны с Францией. Согласно докумен­там, за 1810—1812 гг. в «российском розыске» находилось бо­лее 60 французских шпионов, которые смогли обеспечить военное командование необходимыми разведывательными данными.

Первоначально Александр I возложил обеспечение госу­дарственной безопасности на учрежденное 8 сентября 1802 г. Министерство внутренних дел. Полномочия ведомства были законодательно определены весьма широко: «Должность ми­нистра внутренних дел обязывает его печись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустрой­стве империи». Политический сыск как бы растворился в многочисленных функциях МВД.

К ведению ведомства были добавлены вопросы контрраз­ведки и политического сыска, реализация которых была воз­ложена на вторую экспедицию министерства, которая веда­ла «делами благочиния». На местах вопросами политического сыска и цензуры занимались органы земской и городской по­лиции.

Параллельно при петербургском военном губернаторе, в условиях строжайшей конспирации, стала действовать Тай­ная полицейская экспедиция. В компетенцию данного ве­домства входили: «...все предметы, деяния и речи, клонящиеся к разрушению самодержавной власти и безопасности правления, как-то: словесные и письменные возмущения, заговоры, дерзкие или возжигателъные речи, измены, тайные скопища толкова­телей законов, учреждениев, как мер, принимаемых правитель­ством, разглашателей новостей важных, как предосудительных правительству и управляющим, осмеяний, пасквилесочинителей, вообще все то, что относиться может до государя лично, как правление его». В обязанности Тайной полицейской экс­педиции также входило получение информации «о всех при­езжих иностранных людях, где они жительствуют, их связи, дела, сообщества, образ жизни, и бдение иметь о поведении оных».

Созданные Александром I структуры государственной бе­зопасности работали неэффективно.

5 сентября 1805 г. был создан «Комитет для совещания по делам, относящимся к высшей полиции».

Функции этого межведомственного учреждения были прописаны в инструкции, составленной графом Н.Н. Ново­сильцевым:

а) сохранение общественного спокойствия и тишины;

б) отвращение недостатков продовольствия и жизненных припасов в столице.

Из царского указа об учреждении данного Комитета сле­довало, что непосредственная причина его образования — это угроза войны с Францией. Цель деятельности Комитета — обеспечение «мер предосторожности в рассуждении прожи­вающих в России французских подданных», пресечение «удобности к совершению замыслов внешних врагов государ­ства через зловредные переписки, подсматривания (шпион­ство) и разглашения». В соответствии с Указом «при самом открытии злого намерения и измены сохранить строжайший порядок и благоразумную осторожность в производстве след­ствия по сему роду дел, где малейшая погрешность обратить­ся может или к притеснению невинности, или к закрытию преступления...».


Императорский указ от 13 января 1807 г. определял следу­ющую схему работы Комитета. При заведении дел по госу­дарственным преступлениям местные органы власти должны были незамедлительно через петербургскую полицию и военного губернатора передавать материалы в Комитет общей безопасности, который «согласно с обстоятельствами пред­пишет им порядок следствия и будет наблюдать за его ходом вплоть до завершения». Результаты расследования губернское руководство обязано было направлять на ревизию в Комитет. Министрам следовало информировать этот орган о том, кого они намерены выслать за пределы страны, а кого задержать. Все государственные учреждения и должностные лица обя­заны были предоставлять комитету необходимые сведения и выполнять его предписания.

Новая спецслужба Российской империи создавалась не только для противодействия французскому шпионажу, но и для борьбы с идеологическими противниками государствен­ного строя: масонскими тайными обществами — иллюмина­тами и мартинистами. Инициатор создания Комитета общей безопасности Н. Новосильцев в разработанной им для дан­ной структуры секретной инструкции отметил следующих врагов Российской империи: «Коварное правительство Фран­ции, достигая всеми средствами пагубной цели своей — повсе­местных разрушений и дезорганизации, между прочим, как из­вестно, покровительствует рассеянным во всех землях остаткам тайных обществ под названием иллюминатов, мар­тинистов и других тому подобных, и через то имеет во всех европейских государствах, исключая тех зловредных людей, ко­торые прямо на сей конец им посылаются и содержатся, и та­ких еще тайных сообщников, которые, так сказать, побочным образом содействуют французскому правительству и посред­ством коих преуспевает оно в своих злонамерениях».

Секретная инструкция, разработанная Новосильцевым, была направлена на упреждение государственных преступле­ний, о чем наглядно свидетельствует следующий ее раздел: «предусматривать все то, что могут произвести враги государ­ства, принимать сообразные меры к открытию лиц, посред­ством коих могут они завести внутри государства вредные свя­зи, и отвращать или искоренять благовременно такое зло».

В составе Комитета общей безопасности согласно указу от 13 января 1807 г. предусматривалась Особенная канцелярия. С образованием данной канцелярии Комитет окончательно оформился как центральный следственно-судебный орган по политическим делам Российской империи. Администрации и полиции на ме­стах должны были осуществлять предварительное дознание или краткое следствие, после чего материалы следовало на­правлять для более глубокого расследования в Комитет общей безопасности, решения которого утверждались лично царем.

В Комитет общей безопасности за первые четыре года по­ступило 94 дела, из которых было рассмотрено 57, в по­следующие 19 лет поступило 57 дел, из которых было рассмот­рено 36. В 1829 г. Комитет прекратил свое существование.