Файл: Блок 5. -60 годы -август 1991 г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 456

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значительное внимание КГБ уделял борьбе с зарубежны­ми антисоветскими и националистическими организациями. Чекистам удалось существенно снизить активность «Верхов­ного комитета освобождения Литвы», «Представительства эс­тонцев в Швеции», организации латышских националистов «Даугавас ванаги», НТС («Народно-трудовой союз»), ОУН («Организация украинских националистов») и др. В отличие от более раннего периода, когда КГБ в основном внедрял в подобные организации агентов из числа родственников их членов, после 1967 г. эти мероприятия осуществлялись за счет перехвата каналов связи и перевербовки их агентов.


2.3.Совершенствование нормативной базы защиты информации

В данный период было принято два совместных постановления ЦК КПСС и СМ СССР, имеющих важное значение для совершенствование всей системы защиты государственных секретов в стране.

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР “Об усилении режима секретности” (1963г.), в котором отмечены недостатки в области обеспечения режима секретности в учреждениях; указано на необходимость зашифровки наиболее важных объектов и продукции; требовалось ограничение количества лиц, допускаемых к государственным секретам, а также количества командировок гражданских лиц на военные объекты; обращалось внимание на усиление режима в ходе проведения совещаний по секретным вопросам.

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР “О мерах по повышению эффективности международных научно-технических связей СССР с зарубежными странами” (1965г.), в котором указывалось, что целью научно-технического сотрудничества, в основном, должно быть ознакомление с производством, опытом и технологией выпуска продукции зарубежных стран, а также содействие развитию производства изделий по отечественным лицензиям. Во всех оборонных министерствах в соответствии с этим постановлением создавались комиссии по выезду, осуществляющие контроль в вопросах предупреждения утечки защищаемых сведений в процессе международного сотрудничества.

8 сентября 1964г. СМ СССР принял постановление № 758-316 “О мерах по дальнейшей зашифровке действующих и строящихся объектов оборонных отраслей промышленности”, в котором впервые предусматривалась комплексная система мер по зашифровке объектов оборонных отраслей промышленности.

Вопросы регламентации порядка приема иностранных делегаций рассматривались в постановлении СМ СССР “Об упорядочении системы ознакомления иностранных делегаций, отдельных ученых и туристов с научно-техническим достоянием СССР” (23.02.67г.).

Постановлением определялось несколько групп мероприятий: разработка планов приема; определение объектов и предметов показа; подготовка лиц, выделенных для приема иностранцев. Руководители предприятий должны были согласовывать возможность приема иностранных делегаций с органами государственной безопасности не позднее, чем за 5 дней до организации приема. Составление планов приема возлагалось на руководителей объектов, их заместителей по режиму, начальников секретных отделов. План утверждался соответствующим министерством. При систематическом приеме иностранцев выделялись специальные помещения вне охраняемой территории учреждения. Результаты бесед и встреч оформлялись записями, которые в тот же день докладывались руководителю учреждения.


В 1965 году была принята «Инструкция по обеспечению сохранения государственной тайны». В 1966 году – перечень главнейших сведений, содержащих государственную тайну. Инструкция ввела современный состав грифов. В соответствии с этой инструкцией впервые регламентировался порядок присвоения грифа ДСП. Этот гриф присваивался несекретным сведениям, которые запрещалось опубликовывать в открытой печати, и делам с несекретными документами.

Инструкция 1965 года впервые регламентировала вопросы защиты информации в автоматизированных системах обработки данных

В этот период продолжает совершенствоваться нормативная база защиты государственных секретов.


2.4. Ответственность за разглашение государственной тайны

В январе 1960г. Президиум ВС СССР внес дополнения в уголовное законодательство:

  • освобождались от ответственности граждане СССР, завербованные иностранными разведками, если они не совершили никаких противоправных действий и сделали добровольное признание;

  • устанавливалось наказание сроком до 7 лет тюремного заключения с последующей ссылкой до 5 лет за агитацию или пропаганду, направленную на подрыв или ослабление законной власти.

В инструкции 1965г. предусматривались следующие положения об ответственности за разглашение защищаемой информации:

  • за разглашение и утрату сведений и документов, составляющих государственную тайну (ОВ и СС), предусматривалась ответственность в соответствии с действующим уголовным законодательством;

  • за разглашение секретных сведений и утрату секретных документов, а также за нарушение требований инструкции предусматривалась строгая дисциплинарная ответственность вплоть до отстранения от секретных работ (это уже было и в инструкции 1959г.);

  • дополнительно предусматривался (по инструкции 1965г.) пункт о возможности отстранения от секретных работ лиц, в отношении которых поступали проверенные данные о недостойном поведении на службе или в быту, о чем сообщалось органу государственной безопасности, с которым согласовывался допуск.

23 июля 1966г. ВС СССР принял указ “Об уголовной ответственности иностранцев и лиц без гражданства за злостные нарушения правил движения по территории СССР”. Указом предусматривались лишение свободы или исправительные работы на срок до 1 года или штраф в 50 рублей за временный выезд с места постоянного жительства без разрешения. Указ преследовал цель пресечения сбора секретной информации иностранцами и лицами без гражданства.

Общая характеристика периода: совершенствование структуры органов защиты информации, расширение состава межведомственных органов защиты информации в связи с развитием международного научно-технического сотрудничества, усилением режима секретности на важных промышленных объектах, усилением мер противодействия иностранным техническим разведкам. Развитие научных работ в сфере обеспечения защиты информации в учреждениях (в деятельности ПДТК). Более четкое разграничение функций режима и секретного делопроизводства в деятельности секретных отделов учреждений.



3. Отличительные особенности 70-х – 80-х годов, оказавшие влияние на организацию защиты информации

Принятая 7 октября 1977 г. Кон­ституция стала четвертым за 60 лет советской власти основным законом. В Конституции говорилось, что в СССР построено развитое социалистическое общество, характеризовались его основные черты. Таким образом, наблюдался разрыв с реаль­ностью, с теми чертами общественного развития, которые име­лись в действительности. Главный акцент делался на идее дости­жения социальной и национальной однородности общества (впер­вые в качестве социальной базы советской власти наряду с ра­бочим классом и колхозным крестьянством была названа также народная интеллигенция; говорилось о «новой социальной и ин­тернациональной общности» — советском народе, о едином на­роднохозяйственном комплексе СССР и др.).

Было официально закреплено особое руководящее положение КПСС в советском обществе. Конституция утвержда­ла усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра в ущерб правам республик.

Наконец, как и прежде, видное место в Основном законе за­нял блок социально-экономических прав граждан, к числу кото­рых (в сравнении с Конституцией 1936 г.) добавились и новые: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. Вслед за принятием Конститу­ции были разработаны и приняты законы, регламентирующие реализацию этих прав.

В Конституции были закреплены и положения, предусматри­вавшие расширение прав общественных организаций (на законо­дательную инициативу, выдвижение кандидатов в депутаты и т. д.).

Какой бы формально-декларативный налет ни имела Консти­туция 1977 г., в целом она носила демократический характер. Он подчеркивался еще и тем, что впервые в Основной закон были внесены международные обязательства СССР (десять положе­ний Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отно­шений).

Однако имевший место в обществе разрыв между словом и делом, безусловно, наложил отпечаток, и на то, что многие за­фиксированные в Конституции права и свободы либо так и оста­лись на бумаге (например, право на свободу демонстраций), ли­бо нарушались.

В 1979 г. правительство предприняло еще одну попытку ожи­вить экономику страны за счет «совершенствования» безнадеж­но устаревшего, отжившего свой век хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако реанимиро­вать экономику эти усилия уже не могли. Лишь в 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый ли­дер страны Ю. В. Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление цент­рализованного планирования и распределения, некоторые изме­нения ценообразования на уровне отдельных предприятий и ре­гионов. Эти меры дали кратковременный успех, но прошли почти незамеченными на фоне набиравших силу политических перемен.


Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важ­ной проблемой.

Решение экономических задач на экс­тенсивной основе предопределило слабость социальных про­грамм. Социальная сфера финансировалась исключительно по остаточному принципу. Значительно были урезаны государственные расходы на здравоохранение. Результат не замедлил сказаться. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного про­изводства вновь привели к обострению продовольственной проб­лемы. Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться кар­точная система распределения продуктов. По уровню потребления на душу населения СССР занимал к этому времени лишь 77-е место.

Все это показывало, что удержать статус великой державы в условиях нарастающих предкризисных тенденций становилось возможно лишь за счет относительного усиления эксплуатации трудящихся, сокращения социальных программ, беспощадной эксплуатации природной среды.

В августе 1970 г. был подписан советско-западногер­манский договор, по которому признавались окончательными по­слевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от при­менения силы. В декабре того же года аналогичный договор был заключен между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г.— между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое так­же исходило из неприменения силы или угрозы силой в урегули­ровании вопросов, связанных со статусом этого города. В мае 1972 г., в ходе первого в истории визита президента США (Р. Никсона) в Москву, были подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противора­кетной обороны и стратегических наступательных вооружений. Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны они яви­лись той основой, на которой наметился поворот от конфронта­ции к разрядке в отношениях Восток — Запад.

Крупнейшей военной авантюрой брежневского руководства стала война в Афганистане. По официальным данным, в этой необъявленной войне погиб­ло около 14 тыс. советских солдат, ранено — 35 тыс., пропало без вести или попало в плен — более 300. Общие потери афганского народа составили около 1 млн. человек.

«Братская помощь» афганскому народу обошлась советским людям потерями десятков миллиардов рублей. Она значитель­но подорвала авторитет СССР в мире. А начавшийся новый виток гонки вооружений поставил экономику страны в крайне тяжелые условия, объективно ускорив нарастание структурного кризиса.


4. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.)

К началу 80-х гг. становилось очевидным растущее отстава­ние СССР от ведущих мировых держав как по темпам развития экономики, так и по качественным ее характеристикам. Перебои в снабжении населения элементарными продуктами питания ни­как не совпадали с лозунгами официальной пропаганды о по­строении в СССР «развитого социализма» и успешном продви­жении общества к коммунизму.


Разрыв между словом и делом больно бил не только по руко­водству, которое не сумело привести народ в обещанный срок к коммунизму, но и по самой марксистско-ленинской идеологии, сомнения по отношению к которой в обществе неуклонно нара­стали.

Застой и загнивание охватили к этому времени все стороны общественной жизни. Потребность в реформировании общества, ощущавшаяся на протяжении почти двадцати лет, но так и не реализованная, превращалась в неизбежность. Это начинали по­нимать не только «внизу», но и на самом «верху» общественной пирамиды.

После смерти Брежнева во главе партии и государства встал Ю. В. Андропов. В одном из первых выступлений Андропов признал наличие многих нерешенных проблем. Из состава ЦК КПСС были выведены наиболее одиоз­ные фигуры. Однако, предпринимая меры по наведению элемен­тарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал с позиций сохранения и обновления системы, ратуя не более чем за очищение ее от видных всем злоупотреблений и издержек. Та­кой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру, которой он давал шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в народе с симпатией, зародила в людях надежды на перемены к лучшему. Лейтмотивом измене­ний и умеренных реформации стал девиз: «Так жить нельзя!» Это было, пожалуй, главное, чего удалось добиться преемнику Брежнева за 15 месяцев руководства страной. феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К. У- Черненко. Человек старый и больной, он большинство времени проводил на лечении или отдыхе. Не­смотря на то, что в целом продолжался курс Андропова на очи­щение и спасение системы, краткое правление Черненко не за­медлило, а, наоборот, ускорило ее агонию и крах.

Именно при Черненко окончательно сформировалось и усили­ло свои позиции то крыло в руководстве, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его признанным лиде­ром стал все более быстро набиравший политические очки М. С. Горбачев. 10 марта 1984 г. Черненко умер. Менее чем через сутки Пленум ЦК, КПСС избрал новым (и последним) Генеральным секретарем ЦК Горбачева.

Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. В 1985—1986 гг. произошли массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне.

В январе 1987 г. ЦК КПСС впервые принял меры, способствовавшие развитию элементов демократии в пар­тии и на производстве: вводились альтернативные выборы пар­тийных секретарей; в ряде случаев открытое голосование заме­нялось тайным; вводилась система выборов руководителей пред­приятий и учреждений. Однако широкого использования эти нововведения так и не получили.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главны­ми его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «чело­веческого фактора».