Файл: Блок 4. 1941- г и до конца 50х годов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 457

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инициативы Берии и рост его авторитета представляли угрозу для партийных лидеров того периода, прежде всего для Хрущева и Маленкова, которые вовлекли в заговор против Берии Булганина, Жукова, Микояна, Кагановича, Вороши­лова, Первухина, Сабурова. 26 июня 1953 г. Л.П. Берия был арестован, снят с должности первого заместителя председа­теля Совета Министров СССР и министра МВД СССР, лишен всех званий и наград, а дело о его «преступных действи­ях» было передано на рассмотрение Верховного Суда СССР. Берия был помещен в бункер штаба Московского военного округа, где содержался под усиленной охраной до суда.

После ареста Берии были арестованы его «выдвиженцы»: Кобулов был арестован в здании ЦК КПСС, Гоглидзе — в ГДР, такая же судьба постигла Влодзимирского, Райхмана, Судоплатова, Людвигова и других, считавшихся близкими к Берии чекистами.

В день ареста Берии Указом ПВС СССР министром внут­ренних дел был назначен генерал-полковник С.Н.Круглов. Его первыми заместителями стали И.А. Серов и секретарь ЦК КПСС Н.Н. Шаталин.

29 июня 1953 г. пленум ЦК КПСС принял постановление «Об организации следствия по делу о преступных антипар­тийных и антигосударственных действиях Берии». Суд над Берией и его приближенными начался 18 декабря 1953 г. Специальное судебное присутствие Верховного Суда СССР под председательством маршала Советского Союза И. Конева 23 декабря 1953 г. при­говорило Берию и его «соратников» к расстрелу с конфиска­цией лично им принадлежащего имущества, с лишением во­инских званий и наград. В 19 часов 50 минут этого же дня приговор был приведен в исполнение.

14 декабря 1954 г. в ленинградском Доме офицеров, в при­сутствии партхозактива, открылся судебный процесс над Аба­кумовым и его подчиненными Я. Броверманом, В. Комаровым, А. Леоновым, М. Лихачевым. Суд не принял во внимание за­явления подсудимых о своей невиновности. 19 декабря Во­енная коллегия Верховного Суда СССР приговорила Абаку­мова к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение в этот же день.

Структура, законодательное обеспечение и др. были приведены в соот­ветствие с реально существующей ситуацией в стране и за рубежом. Активно критиковались отдельные формы и мето­ды деятельности прежней спецслужбы, вызывавшие наиболь­шее недовольство в обществе. Данная реорганизация прошла под лозунгами «укрепления социалистической законности и расширения связи с трудящимися».

В конце 40-х — начале 50-х гг. XX в. была осуществлена реорганизация спецслужб США, Англии, Франции, ФРГ, усиливших свою работу против Советского Союза, подняв­ших на качественно новый уровень координацию разведыва­тельно-подрывных мероприятий под эгидой ЦРУ США. Прежде всего иностранными спецслужбами были внесены коррективы в агентурную разведку на территории СССР. Многочисленные провалы забрасываемых на нашу террито­рию шпионов, диверсантов, террористов, разоблачение в печати неприглядной деятельности иностранных государств вынудили разведки США и Англии снизить свою активность на канале нелегального проникновения в Советский Союз и перейти к более широкому использованию открывшихся с расширением международных связей легальных возможнос­тей по сбору информации, восстановлению и поддержанию связи с ранее заброшенными агентами. Главным объектом интереса иностранных спецслужб стали предприятия, науч­но-исследовательские институты и конструкторские бюро, занимающиеся проблемами использования атомной энергии. В методах сбора информации начали в большей степени ис­пользоваться новейшие достижения науки и техники.


СССР к этому времени заключил перемирие в Корее, со­глашение о прекращении военных действий в Индокитае. Заметно расширились экономические, научно-технические и культурные связи СССР с Западом. Подавление свободомыс­лия осуществлялось не столь радикально, как до 1953 г.

Указанные изменения требовали внесения соответствую­щих корректив в деятельность советских органов государ­ственной безопасности.

8 февраля 1954 г. Президиумом ЦК КПСС было принято принципиальное решение о выделении органов госбезопасности из структуры МВД в самостоятель­ное ведомство. Это решение мотивировалось тем, что струк­тура МВД слишком громоздка и потому малоэффективна. Предполагалось также сократить штаты как ново образуемого ведомства государственной безопасности, так и МВД на 20%.

Основные направления деятельности органов безопасно­сти в новых условиях были сформулированы ЦК КПСС в постановлении от 12 марта 1954 г.:

  • ведение разведывательной работы в капиталистических странах, прежде всего в США и Англии;

  • борьба со шпионской, диверсионной, террористичес­кой и иной подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР;

  • борьба с вражеской деятельностью всякого рода анти­советских элементов внутри СССР, в первую очередь ликвидация остатков буржуазно-националистического подполья в западных областях Украины, Белоруссии и в республиках Прибалтики;

  • контрразведывательная работа в Советской Армии и Военно-Морском Флоте;

  • организация шифровального и дешифровального дела в стране;

  • охрана руководителей партии и правительства. Кроме того, была поставлена задача «в кратчайший срок ликвидировать последствия вражеской деятельности Берии в органах государственной безопасности».

Руководствуясь этим постановлением, Президиум Верхов­ного Совета СССР Указом от 13 марта 1954 г. образовал Коми­тет государственной безопасности при Совете Министров СССР.

КГБ при СМ СССР являлся союзно-республиканским го­сударственным комитетом и действовал на правах министер­ства (председатель КГБ входил в состав Совета Министров СССР). В республиках образовывались комитеты госбезопас­ности при Советах Министров союзных и автономных респуб­лик, в краях и областях — управления или отделы КГБ, в го­родах и районах вместо бывших городских отделов или отделений МВД СССР создавались аппараты уполномочен­ных КГБ.

Система органов государственной безопасности СССР включала в себя органы военной контрразведки в лице осо­бых отделов КГБ округов, флотов и групп войск, особые от­делы армий и флотилий, особые отделы-отделения дивизий и бригад; особые отделы КГБ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, аппараты уполномоченных КГБ на железнодорожных станциях и в морских портах.

В структуру центрального аппарата КГБ при СМ СССР в 1954 г. входили:


1-е Главное управление (разведка за границей, начальник А.С. Панюшкин (до 23 июня 1955 г.), затем А.М. Саха-ровский);

2-е Главное управление (контрразведка, начальник П.В. Федотов, с 1956 г. — О.М. Грибанов);

3-е Главное управление (военная контрразведка, на­чальник Д.С. Леонов);

4-е управление (борьба с антисоветским подпольем, националистическими формированиями и враждебны­ми элементами, начальник Ф.П. Харитонов);

5-е управление (контрразведывательная работа на особо важных государственных объектах, начальник П.И. Ива-шутин, с 8 сентября 1954 г. — И.И.Бетин);

6-е управление (контрразведывательная работа на транспорте, начальник М.И.Егоров);

7-е управление (служба наружного наблюдения, началь­ник Г.П. Добрынин);

8-е главное управление (криптография, начальник В. А. Лукшин);

9-е управление (охрана руководителей партии и прави­тельства, начальник В.И. Устинов);

10-е управление (Управление коменданта Московско­го Кремля, начальник А.Я. Веденин);

Управление кадров (начальник П.И. Григорьев);

Следственное управление;

1-й спецотдел (контрразведывательная работа на объек­тах атомной промышленности, начальник А.М. Иванов);

2-й спецотдел (применение опертехники, начальник Г.И. Заболотный);

3-й спецотдел (изготовление средств тайнописи, доку­ментов для оперативных целей, экспертиза документов и почерков, начальник К.В. Булгаков); 4-й спецотдел (радиоконтрразведка, начальник П.Ф. Куз­нецов);

5-й спецотдел (изготовление средств опертехники, на­чальник В.К. Белинский);

отдел «С» (правительственная связь, начальник П.Н. Во­ронин);

Учетно-архивный отдел (начальник Я.А. Плетнев);

Управление учебных заведений (начальник Е.И. Бори­соглебский);

Бухгалтерия (начальник B.C. Кузьмичев);

Инспекция при председателе КГБ (начальник П.В. Ев-сюков);

Секретариат КГБ (начальник В.П. Доброхотов).

25 сентября 1954 г. в распоряжение КГБ были переданы подразделения правительственной ВЧ-связи и был организо­ван Отдел войск правительственной ВЧ-связи во главе с ге­нерал-лейтенантом П.Ф. Угловским.


4. Организация защиты информации во второй половине 50-х годов

4.1. Реорганизации КГБ СССР на начальном этапе деятельности (1955-1959 гг.)

26 апреля 1955 г. был организован 6-й спецотдел КГБ СССР (перлю­страция телеграфной и почтовой корреспонденции) и Воен­но-строительный отдел, позже преобразованный в Военно-строительное управление.

В соответствии с Конституцией СССР обеспечение государственной безопасности относилось к ведению Союза ССР, в связи с чем его высший законодательный орган издавал законы в области государственной безопасности, а Совет министров был уполномочен объединять и направлять работу министерств и ведомств союзных республик, призванных участвовать в этом процессе в соответствии со своей компетенцией.


Непосредственно определенная компетенция в области обеспечения госбезопасности была определена также для министерств иностранных дел, обороны, здравоохранения, транспорта, связи, МВД и ряда других министерств и ведомств.

КГБ при СМ СССР являлся, на правах союзно-республиканского министерства, центральным органом государственного управления в сфере обеспечения государственной безопасности Советского Союза.

Следует также подчеркнуть, что де-факто получив статус союзно-республиканского ведомства, КГБ им не являлся, как не имел он и более высокого статуса государственного комитета, который он приобрел только 5 июля 1978 г., лишившись в своем официальном наименовании приставки "при СМ СССР". С учетом этого обстоятельства мы и будем в дальнейшем использовать обобщающий акроним КГБ СССР.

Столь существенное понижение государственно-правового статуса госбезопасности по сравнению с существовавшим с 1946 г. министерством госбезопасности, связано с определенным недоверием и подозрительностью Хрущева и других тогдашних руководителей страны в отношении руководителей и органов госбезопасности в целом.

Последние обстоятельства не в последнюю очередь сказались как на обстановке в самом КГБ СССР, так и на судьбе страны в целом, о чем речь пойдет далее.

Данный урок истории показывает, что вопрос о состоянии и системе мер по обеспечению безопасности страны требует к себе беспристрастного, всестороннего и взвешенного отношения. Что допускаемые при его решении перекосы способны принести существенный и непоправимый ущерб интересам граждан, общества и государства.

Согласно решению ЦК КПСС перед Комитетом госбезопасности при СМ СССР были поставлены следующие основные задачи:

а) ведение разведывательной работы в капиталистических странах;

б) борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР;

в) борьба с вражеской деятельностью разного рода антисоветских элементов внутри СССР;

г) контрразведывательная работа в Советской Армии и Военно-Морском флоте;

д) организация шифровального и дешифровального дела в стране;

е) охрана руководителей партии и правительства.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему укреплению социалистической законности и усилению прокурорского надзора " от 19 января 1955 г. было разработано Положение о прокурорском надзоре в СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета(ПВС) СССР от 24 мая 1955 г. Для осуществления надзора за следствием в органах КГБ при СМ СССР в Прокуратуре СССР был создан специальный отдел.

В соответствии с Указом ПВС СССР от 17 сентября 1955 г. "Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны" были освобождены из заключения бывшие военнослужащие РККА и ВМФ, осужденные за сдачу в плен врагу.


Также были приняты указы об освобождении и возвращении на родину немецких и японских военнопленных, находившихся в лагерях военнопленных, или отбывавшие наказание по суду как военные преступники.

После ХХ съезда КПСС наряду с развернувшейся массовой работой по пересмотру уголовных и следственных дел, проводившейся при участии сотрудников КГБ под руководством работников прокуратуры, Верховным Советом СССР был принят ряд законодательных актов, отменявших ранее принятые указы, создававшие основу для массовых нарушений прав граждан.

Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1956 г. были отменены постановления Президиума ЦИК от 1 декабря 1934г. "О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов" и от 14 сентября 1937 г. "О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик", устанавливающие особый, "упрощенный" порядок судебного рассмотрения дел по данным обвинениям.

В период 1956-1957 годов приходится отмена ранее принятых законодательных актов в отношении некоторых народов, проживавших ранее на временно оккупированной в годы войны советской территории, в связи с чем были отменены неконституционные меры в отношении многих "спецпереселенцев" и "спецпоселенцев".

В январе 1957 г. была восстановлена национальная государственность балкарского, калмыцкого, карачаевского, ингушского и чеченского народов.

Следует также подчеркнуть, что с момента образования КГБ при СМ СССР контроль за его деятельностью осуществлялся ЦК КПСС, в частности, Отделом административных органов, в который поступали все жалобы и заявления граждан в отношении действий сотрудников КГБ, адресованные в партийные инстанции, и который организовывал их проверку и рассмотрение, Советом министров и Генеральной прокуратурой СССР, а также некоторыми другими государственными органами, например, министерством финансов.

В этой связи однозначно нельзя отождествлять КГБ СССР с его историческими предшественниками НКВД и МГБ, не смотря на недостатки, а подчас и серьезные упущения, имевшие место в его работе.

Известно, что Н.С.Хрущев неоднократно официально заявлял, что органы госбезопасности "вышли из под контроля партии и поставили себя над партией", что далеко не в полной мере соответствует исторической правде, означало очередную мифологизацию истории органов госбезопасности. Ныне этот миф убедительно развеивается недавно изданными сборниками документов "Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Январь 1922 - декабрь 1936 (М.,2003) и "Сталин и ГУГБ НКВД. Декабрь 1936 - 1937г.(М.,2004).

Под лозунгом "исключить возможность возврата к 1937 году", в нарушение конституционного принципа равенства всех граждан перед законом, ЦК КПСС органам КГБ при СМ СССР было запрещено собирать компрометирующие материалы на представителей партийно-советской номенклатуры. Правда, подобное решение принималось еще и ранее, в декабре 1938 г., но тогда номенклатура не могла чувствовать себя в безопасности перед грозными очами генсека ЦК ВКП(б).