Блок 4. 1941- г и до конца 50х годов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлена: 09.06.2021

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению многих исследователей, это ошибочное и противоправное политическое решение 1956 г. положило начало росту коррупции и зарождению организованной преступности в нашей стране, ибо вывело значительные контингенты лиц, наделенных административными властно-распорядительными, контрольными и хозяйственными полномочиями, из-под контроля правоохранительных органов, в том числе КГБ СССР.

С одной стороны, создавая некое подобие касты "неприкасаемых", оно в то же время, способствовало зарождению "телефонного права", получившего особое распространение в середине 80-х годов прошлого века.

В то же время, это обстоятельство облегчало зарубежным спецслужбам попытки вербовочных подходов и оперативной разработки партийно-государственных функционеров различного ранга, в результате чего руководящая элита страны оказалась без должного контрразведывательного прикрытия от разведывательно-подрывного воздействия и устремлений спецслужб иностранных государств.

А в совокупности это решение имело самые негативные последствия для судьбы страны и советского государства.

2 апреля 1957 г. в ведение КГБ перешли погранвойска, для чего было образовано Главное управление пограничных войск, а также Военно-строительное управление бывшего Главного управления пограничных и внутренних войск МВД. 8 апреля 1957 г. в составе комитета появилось Управление военного снабжения.

Первоочередное внимание руководством КГБ при СМ СССР было уделено «чистке» кадрового состава ведомства. К 1957 г. было уволено 18 тысяч сотрудников, охарактеризован­ных Серовым как «не внушающие политического доверия, злостные нарушители социалистической законности, карь­еристы, морально неустойчивые, малограмотные и отсталые работники». В частности, за нарушение советской законно­сти, злоупотребление служебным положением и аморальные поступки было уволено 2300 человек, сорок бывших сотруд­ников КГБ лишены генеральских званий, из центрального аппарата уволено около двух тысяч сотрудников. Фактически были заменены почти все руководящие работники глав­ных управлений, управлений и отделов.

За этот же период в особые отделы было зачислено более 1,5 тысячи офицеров. В 1955 г. в высшей школе КГБ был установлен четырехгодич­ный срок обучения. В том же 1955 г. при ней начали работу двухгодичные курсы подготовки руководящего оперативно­го состава, а в 1957 г. — курсы подготовки оперативного со­става.

Основанием для изменений принципов подбора кадров стал приказ КГБ от 1 декабря 1954 г. «О замене оперативных работников, не имеющих необходимой подготовки и не обес­печивающих порученное им дело», с подписанием которого на оперативную работу стали приниматься в основном работ­ники с высшим образованием.

На 1 января 1959 г. 95 % следо­вателей имели высшее и незаконченное высшее юридическое образование. В 1954—1958 гг. около 3,5 тысячи сотрудников органов КГБ без отрыва от работы окончили высшие учеб­ные заведения, более 12 тысяч — средние.


Агентурный аппарат также был подвергнут «чистке». Вве­денная в 1952 г. категория специальных агентов была упраз­днена. Органы госбезопасности стали шире привлекать граж­дан к сотрудничеству на доверительной основе.

Возросла техническая оснащенность оперативных подраз­делений. Так, на вооружение службы наружного наблюдения поступили новые средства радиосвязи, фотоаппараты с длин­нофокусной оптикой и телеобъективами, замаскированные в чемоданах, портфелях и т. п. В практику наблюдения стала шире внедряться секретная фотосъемка.

С образованием КГБ были предприняты определенные меры по укреплению законности в деятельности спецслуж­бы. Так, были ликвидированы органы внесудебного рассмот­рения дел, т. е. восстановлен демократический принцип: «никто не может быть признан виновным в совершении пре­ступления и подвергнут уголовному наказанию, иначе как по приговору суда». Были упразднены трибуналы войск МВД, транспортные суды и т. д. Их функции переданы гражданс­ким учреждениям.

Был отменен ряд законодательных актов, прежде всего — «О порядке ведения дел о подготовке к совершению терро­ристического акта».

В прокуратуре СССР был образован специальный отдел для осуществления надзора за следствием в органах государ­ственной безопасности.

Существенно повлиял на укрепление законности и нор­мализацию общественной жизни Указ Президиума Верхов­ного Совета СССР от 17 сентября 1955 г. «Об амнистии со­ветских граждан, сотрудничавших с оккупантами в годы Великой Отечественной войны», который распространял свое действие и на военнослужащих, сдавшихся в плен. Бла­годаря Указу около 12 000 бывших военнопленных и переме­щенных лиц вернулись на Родину. Это помогло не только консолидировать нацию, лишить спецслужбы противника широкой базы для подбора кандидатов в шпионы, но и пе­ренести упор в деятельности советских органов безопаснос­ти с преследования малозначительного пособничества гитле­ровскому режиму на борьбу с подрывной деятельностью разведок иностранных государств.

Важное значение в деле укрепления законности, а также для оперативной и следственной деятельности органов КГБ имели принятые в декабре 1958 г. второй сессией Верховно­го Совета СССР пятого созыва законы об основах уголовно­го законодательства Союза ССР и союзных республик, осно­вах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, об уголовной ответственности за государственные преступления. Данные законы расширили права граждан и гарантии этих прав, регламентировали деятельность суда, прокуратуры, органов дознания и предварительного след­ствия, ликвидировали институт аналогии в уголовном праве, ясно определили составы особо опасных и иных государ­ственных преступлений. Следователи органов государствен­ной безопасности в вопросах осуществления ими процессу­альных функций были отнесены к органам предварительного следствия с конкретным определением категорий дел, по которым они правомочны вести следствие.


Задачи КГБ при СМ СССР, система и принципы деятель­ности спецслужбы, роль и место органов госбезопасности в механизме советского государства, правовое положение со­трудников и др. были определены Положением о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах, утвержденном Президиумом ЦК КПСС 9 января 1959 г. и в тот же день введенном в действие постановлением Совета Министров СССР. Данное Положе­ние действовало вплоть до 1991 г.

К числу задач органов госбезопасности, согласно Поло­жению, были отнесены:

  • разведывательная работа в капиталистических странах;

  • борьба со шпионской, диверсионной, террористичес­кой и иной подрывной деятельностью иностранных разведывательных органов, зарубежных антисоветских центров и с их агентами внутри страны;

  • борьба с враждебной деятельностью антисоветских и националистических элементов внутри СССР;

  • контрразведывательная работа в Советской Армии, Во­енно-Морском Флоте, Гражданском воздушном флоте, в пограничных войсках и войсках Министерства внут­ренних дел СССР с целью предупреждения проникно­вения в них агентов иностранных разведок и иных враждебных элементов;

  • контрразведывательная работа на специальных объек­тах, особо важных объектах промышленности и на транспорте;

  • охрана государственных границ СССР;

  • охрана руководителей партии и правительства; — организация и обеспечение правительственной связи;

  • организация радиоконтрразведывательной работы и учет необходимых данных ведомственных радиостан­ций, действующих на территории страны;

  • разработка мобилизационных планов по развертыванию органов и войсковых частей КГБ и выполнение других поручений ЦК КПСС и советского правительства.

В данный период значительное внимание уделялось вопросам обеспечения защиты систем связи.

6 сентября 1958г. в соответствии с постановлением СМ СССР № 1019-486 в Министерстве связи была создана Центральная межведомственная комиссия по электросвязи. Ее задачи:

  1. Осуществление контроля за выполнением требований по защите средств связи от подслушивания ведущихся по ним телефонно-телеграфных передач в зоне А (государственная граница).

  2. Разработка мероприятий по совершенствованию способов защиты линий связи.

  3. Организация и осуществление перевозок С, СС и СС ОВ документации и техники через спецсвязь и фельдсвязь.

  4. ЗГС при осуществлении почтово-телеграфной и телефонной связи.

Как видно из данного перечня, острие деятельности КГБ при СМ СССР было направлено за пределы страны, обеспе­чивая выявление, предупреждение и пресечение подрывной деятельности иностранных разведывательных служб и зару­бежных антисоветских центров и их агентуры, действующей на территории СССР.

Положением предусматривалось право органов государ­ственной безопасности вести агентурно-оперативную работу: вербовать агентов, содержателей явочных и конспиративных квартир, осуществлять наружное наблюдение, перлюстрацию корреспонденции и др.


23 июня был упразднен тюремный отдел, Отдел «С» был объединен с Отделом войск правитель­ственной связи в единый Отдел правительственной связи (ОПС).

25 июня были утверждены новые штаты и структура 9-го управления, в состав которого вошло 10-е управление. 2 июля на базе 2, 3, 4, 5 и 6-го спецотделов было создано Оперативно-техническое управление (ОТУ).

Было сокращено число тюрем КГБ, ликвидированы Во­енно-строительное управление и Управление военного снаб­жения (вошли в ХОЗУ). Было произведено сокращение штата оперативных работ­ников в центре и на местах на 3200 человек, а также штата рабочих и служащих в хозрасчетных и хозяйственных струк­турах КГБ на 8500 человек. Была ликвидирована Особая инспекция Управления кадров, расследовавшая дела о про­ступках и преступлениях сотрудников КГБ.

16 сентября 1959 г. постановлением Совмина была создана Коллегия КГБ.

Очередная масштабная «чистка» агентурного аппарата, имеющая цель «сделать его небольшим по численности, но высокого качества», была проведена в июле 1959 г. В этот же период более широкое распространение получил институт доверенных лиц. В 1960 г. в приказе КГБ впервые давалось определение этому понятию. «Доверенные лица — это те со­ветские патриоты, которые сигнализируют органам КГБ о лицах и фактах, заслуживающих изучения с точки зрения обес­печения государственной безопасности, а также выполняют их отдельные оперативные поручения». В отличие от агентов псев­донимов доверенным лицам не присваивали, подписку у них не брали, на конспиративных и явочных квартирах не при­нимали.




4.2. Совершенствование нормативной базы защиты информации

В 50е годы были приняты две инструкции по обеспечению сохранения государственной тайны (в 1956 году и 1959 году).

По инструкции 1956 года еще разрешалось всем ведомствам разрабатывать ведомственные инструкции по вопросам сохранения государственной тайны с учетом специфики деятельности отрасли. С 1959 года такое право осталось только у министерства обороны, министерства внутренних дел и министерства среднего машиностроения. Инструкции согласовывались с КГБ при совете министров СССР. По инструкции 1956 года были установлены три формы допуска к государственным секретам. Первая форма допуска к документам с грифом ССОВ, вторая – к СС. К секретным документам была произвольная форма. С 1959 года вводится третья форма – к секретным документам и сведениям. Состав грифов не изменился, однако в документах для краткости проставлялся гриф ОВ.

В данный период применялись 2 перечня сведений, составляющих государственную тайну (также 1956 и 1959 годов). В отличие от перечня 1948 года, сведения приводились с разбивкой по грифам. Гриф секретно присваивался по соответствующим ведомственным перечням сведений, подлежащих засекречиванию. Состав групп в перечнях, в целом, тот же, однако раздел «транспорт и связь» был преобразован в самостоятельный классификационный раздел перечня.


С начала 50-х г.г. начала складываться общегосударственная система противодействия иностранным техническим разведкам.

Это было связано с тем, что усилился интерес и устремленность иностранных разведок к военным и научно-техническим достижениям нашей страны. Это период становления и развития атомной промышленности, освоения новых видов вооружения, успехов в области ракетостроения и освоения космоса.

Постановление ЦК КПСС 1958г. “О мерах по сохранению государственной тайны”.

Отмечались недостатки в обеспечении ЗГТ. Указывалось, что в учреждениях, организациях и на предприятиях снизились требования к обеспечению государственной тайны, нарушается порядок обращения с секретными документами, ослаблены охрана и пропускной режим.

Учреждения обязывались усилить режим секретности с учетом конкретных устремлений иностранных спецслужб и способов добывания ими информации.

В 1953 г. постановление СМ СССР утверждена “Инструкция о порядке производства фотографических и кинематографических съемок и зарисовок на территории СССР иностранными туристами и иностранцами”, которая ограничивала и регламентировала эту деятельность.


4.3. Ответственность за разглашение государственной тайны

25 декабря 1958г. утвержден новый закон об уголовной ответственности – “Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик”.

Во втором разделе “Уголовная ответственность за государственные преступления” предусматривались следующие статьи:

  1. Выдача государственной или военной тайны иностранному государству квалифицируется как измена родине и наказывается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от 2 до 5 лет или без ссылки, или конфискацией имущества и смертной казнью.

  2. Передача, а равно похищение или собирание с целью передачи иностранному государству, организации или их агентуре сведений, составляющих государственную или военную тайну и иных сведений для использования их в ущерб интересам СССР, если совершено иностранцем или лицом без гражданства, шпионом – от 7 до 15 лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от 2 до 5 лет или без ссылки, или конфискация имущества и смертная казнь.

  3. Разглашение сведений, составляющих ГТ, лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе или по работе, при отсутствии признаков измены родине или шпионажа отнесено к иным государственным преступлениям и наказывалось лишением свободы на срок от 2 до 5 лет, а, если повлекло тяжкие последствия, - от 5 до 8 лет.

Ответственность частных лиц за разглашение ГТ этим законом не предусматривалась. Частные лица, осужденные за разглашение ГТ по ст. 3 Указа Президиума ВС СССР от 9 июня 1947г., указом Президиума ВС СССР от 14 февраля 1959г. освобождены от наказания.