Файл: СБ Предприятия (на печать).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2021

Просмотров: 699

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы добыть тот или иной документ для снятия с него копии, необходимо предварительно составить документограмму (графическое изображение движения, динамики документационных процессов, протекающих на предприятии от создания документа до момента сдачи его в архив). Это позволит выявить те узловые точки, в которых возможно в принципе «снятие» необходимой информации.

Процесс разработки, создания и внедрения новой техники в промышленное производство условно можно разделить на шесть этапов: проблемные научно-исследовательские работы (1 этап); прикладные научно-исследовательские работы (2 этап); опытно-конструкторские работы; изготовление, испытание опытного образца, корректировка чертежей (3 этап); изготовление, испытание промышленного образца и отработка технической документации (4 этап); освоение промышленного изготовления новой техники (5 этап); освоение промышленного использования новой техники (6 этап).

Знание особенностей всего процесса позволяет сотрудникам разведки своевременно выявлять открытие (1 этап), изобретения (2-3 этапы) и ноу-хау (4-6 этапы), и сконцентрировать весь свой разведывательный потенциал на необходимых направлениях. Особенно важным для его сотрудников является приобретение промышленного образца (его макета).

Конечный продукт разведывательной деятельности - информация и доказательства.

Информационная работа - это процесс, в результате которого сырые факты превращаются в законченную продукцию разведывательной деятельности. Вся собранная разведывательная информация на основании ее конечного использования классифицируется по следующим категориям:

  1. сигнальная (или предупреждающая);

  2. тактическая (т.е. информация, которая требует немедленных действий);

  3. стратегическая (т.е. информация, которая собирается на протяжении относительно длинного времени и анализируется);

  4. доказательная (т.е. данные в форме документов и предметов, представляемые в правоохранительные, судебные и контрольно-надзорные органы).

Вся собранная и обработанная информация представляется руководству предприятия в форме разведывательного обзора, справки-меморандума, сообщения и т.д. Несмотря на разнообразие этих документов, их информация должна содержать: а) изложение фактических данных; б) источники информации (в отношении информаторов без их расшифровки); в) выводы; г) предложения.

Надежность источника и достоверность информации оценивается руководством разведки с помощью цифровых и буквенных шифров оценивается по следующим параметрам:

Надежность источника:

Достоверность сведений:

А – абсолютно надежный источник
Б - обычно надежный источник
В - довольно надежный источник
Г - не всегда надежный источник
Д - ненадежный источник
Е - надежность источника нельзя определить

1. Достоверность сведений подтверждается данными из других источников.
2. Сведения, вероятно, правильны.
3. Сведения, возможно, правильны.
4. Сомнительные сведения.
5. Сведения неправдоподобны.
6. Достоверность сведений нельзя установить.


Например, A3 означает, что у абсолютно надежного источника сведения, возможно, правильны.

Собирание доказательств включает в себя следующие элементы:
1) поиск и обнаружение доказательств; 2) фиксацию обнаруженного в Документах; 3) изъятие доказательств

Документирование разведывательной информации осуществляется по трем основным направлениям: установление лиц, могущих быть свидетелями по уголовному или гражданскому делу; выявление предметов, могущих быть источниками доказательств; объяснения, заключения экспертов, письменные и вещественные доказательства; фиксация действий правонарушителей.

Объективную комплексную оценку результатов работы разведки могут дать только руководители предприятия-учредителя.

Критериями работы разведывательного подразделения могут быть:

  1. точность и объективность сведений об изучаемых лицах;

  2. качественное документирование противоправных действий юридических и физических лиц, направленных против интересов предприятия-учредителя;

  3. своевременное и объективное информирование о внешних реальных потенциальных угрозах и их носителях.

Показателями, раскрывающими эти критерии, можно назвать следующие:

  1. количество сводок, обзоров, справок-меморандумов общего характера;

  2. количество гражданских дел, выигранных с помощью детективов;

  3. количество успешно проведенных с помощью разведки деловых переговоров;

  4. количество выявленных ненадежных деловых партнеров;

  5. количество выявленных недобросовестных конкурентов;

  6. количество выявленных некредитоспособных деловых партнеров;

  7. количество проверок лиц, заключивших с предприятием контракты и т.д.


ГЛАВА VII. КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ



Значение и роль контрразведки службы безопасности предприятия в современных условиях жизни обусловлено по крайней мере двумя обстоятельствами: во-первых, стремлением некоторых предпринимателей устранить или нейтрализовать своих конкурентов с помощью средств экономического шпионажа, во-вторых, расширением масштаба криминализации населения, создающей питательную почву для его определенных слоев решать свои потребности преступным путем. Исходя из этого, цель контрразведывательного подразделения можно определить как противодействие разведывательным мероприятиям конкурентов и пресечение правонарушений со стороны противоправных групп или отдельных лиц, посягавших на интересы обслуживаемого предприятия или его отдельных сотрудников.

О предназначении контрразведки точно и кратко высказался А. Даллес: «Контрразведка занимается в основном защитой и оборонительной деятельностью». В отличие от разведки, объектом контрразведывательной деятельности является не внешняя, а внутренняя среда функционирования предприятия. Эта среда включает в себя, по крайней мере, следующие элементы:

  1. Руководящий состав предприятия (директор, его заместители, главбух и т.д.) как потенциальные объекты разведывательных мероприятий и/или преступлений со стороны конкурентов.

  2. Лица из вспомогательного персонала, имеющие доступ к коммерческой тайне (машинистки, работники канцелярии и т.д.).

  3. Сотрудники, со стороны которых потенциально существует опасность предоставления преступным элементам таких сведений, которые помогут им совершить преступления (сторожа, охранники, водители персональных машин руководителей и т.д.).

  4. Сотрудники самой службы безопасности.

  5. Ранее судимые лица из числа работников предприятия.

  6. Сотрудники предприятия, родственники которых работают у конкурентов.

  7. Ранее уволившиеся из предприятия его работники.

  8. Лица, которые в силу своих должностных обязанностей регулярно принимают посетителей предприятия.

Определение цели и объекта контрразведывательной деятельности позволяет определить круг возможных задач подразделения контрразведки:

  • борьба с экономическим шпионажем;

  • пресечение преступлений против отдельных групп сотрудников (или всех сотрудников на их рабочих местах);

  • оказание содействия правоохранительным, судебным и контрольно-надзорным органам в документировании противоправных действий лиц, совершающих уголовные преступления и административные проступки.

Выполнение вышеуказанных задач возможно при реализации следующей совокупности функций контрразведки:

  • сбор сведений и документов по гражданским и уголовным делам;

  • регулярное информирование руководства предприятия о причинах, порождающих и условиях, способствующих совершению правонарушений со стороны персонала;

  • документирование действий лиц, задержанных за административные проступки;

  • выявление лиц из числа персонала, оказывающих содействие преступным элементам (не работающим на предприятии) в совершении ими преступлений;

  • изобличение экономических (промышленных) шпионов из числа персонала;

  • информирование руководителей предприятия и телохранителей (если они имеются) о планируемых в отношении их преступлениях;

  • поиск без вести пропавших сотрудников предприятия;

  • создание условий, исключающих подслушивание разговоров в служебных кабинетах;

  • установление обстоятельств разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

  • выяснение биографических и других, характеризующих личность данных о сотрудниках предприятия ( с их письменного согласия) при заключении ими трудовых контрактов;

  • поиск утраченного сотрудниками имущества, принадлежащего предприятию;

  • консультирование персонала по вопросам обеспечения безопасности предприятия.


Дадим краткую характеристику каждой из вышеперечисленных функций.

Сбор сведений и документов по гражданским и уголовным делам.

Необходимость в сборе информации по гражданским делам возникает, обычно, в случаях:

  • выявления свидетелей и документов;

  • проверки достоверности информации участников процесса и подлинности до-казательств, представленных на суде;

  • возникновения необходимости проверки наличия основания для отвода участников процесса;

  • оказания помощи суду в установлении фактического местонахождения участников процесса;

  • выявления лиц, оскорбивших или оклеветавших руководителей предприятия-учредителя;

  • поиска утаиваемого от суда имущества процессуального противника, необходимого для погашения материального ущерба;

  • необходимости выявления среди свидетелей лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать факты или давать о них правильные показания и т.д.

Сотрудник контрразведки может заниматься сбором сведений как до возбуждения, так и в процессе судебного рассмотрения гражданского дела. То же самое относится и к сбору сведений по уголовным делам. Однако в отличие от гражданского дела руководитель контрразведки обязан одновременно с этим направить в правоохранительный орган, производящий расследование, письменное уведомление. Следует также отметить, что подразделение контрразведки может участвовать в сборе сведений по всем гражданским делам предприятия-учредителя, в то время как по уголовным делам, возбужденным против сотрудников предприятия только с санкции его руководства.

Регулярное информирование руководства предприятия о причинах. порождающих и условиях, способствующих совершению правонарушений со стороны персонала.

Систематический анализ контрразведывательной информации позволяет своевременно и качественно выявлять причины, порождающие и условия, способствующие совершению правонарушений со стороны персонала предприятия. Обобщенные сведения о такого рода причинах и условиях необходимо регулярно представлять руководству предприятия-учредителя. При этом важно не только своевременно информировать об этом, необходимо также одновременно вносить предложения по их устранению. Следует также помнить, что перечень причин и условий должен быть разработан на уровне предприятия, а не города, края, области, страны. Для уточнения такого рода сведений возможно и проведение анонимного анкетирования, однако следует помнить, что его результаты наверняка будут искажены (сотрудники предприятия, обычно, дают правдивые ответы на многие поставленные вопросы, кроме тех, которые задевают их производственные интересы).

Документирование действий лиц. задержанных за административные проступки.


Имеются в виду прежде всего такие административные правонарушения, которые подрывают экономическую безопасность предприятия (например, мелкие хищения) и в силу определенных обстоятельств не могут быть обнаружены охранниками. Противоправные действия административных правонарушителей тщательно документируются (справки, объяснения, акты и т.д.) и передаются в тот орган, в компетенцию которого входит их рассмотрение. Особое внимание при этом следует обратить на то, чтобы при задержании правонарушителя присутствовали очевидцы, чья объективность не подвергается сомнению (например, не рекомендуется приглашать в качестве очевидца сотрудника СБ).

Выявление лиц из числа персонала, оказывающих содействие преступным элементам (не работающим на предприятии) в совершении ими преступлений.

Поскольку преступники при реализации своих замыслов стараются привлечь к негласному сотрудничеству работников предприятия, то этой категории персонала со стороны контрразведки должно быть уделено самое пристальное внимание. С этой целью составляется список потенциальных помощников преступникам, и с ними проводится работа с применением законных методов. Результатом такой работы должно быть либо документирование преступных действий сотрудника предприятия, либо склонение его к отказу от совершения преступления.

Изобличение экономических (промышленных) шпионов из числа персонала.

Установление и изобличение экономических шпионов, т.е. лиц, использующих незаконные методы, которые приводят к материальному ущербу предприятия, является важнейшей функцией контрразведки. При этом контрразведчики обязаны использовать только законные методы и средства. Особое внимание следует уделять документированию деятельности шпионов, что позволит впоследствии привлечь их к гражданско-правовой, а в некоторых случаях и к уголовной ответственности.

Информирование руководителей предприятия и телохранителей (если они имеются) о планируемых в отношении их преступлениях.

В процессе контрразведывательной деятельности следует особое внимание уделять информации, свидетельствующей о подготовке покушения на руководителя предприятия. Контрразведывательное обеспечение в этом случае должно быть сконцентрировано в следующих зонах:

  • а) квартиры соседей охраняемого лица;

  • б) подъезд дома, где проживает охраняемый;

  • в) маршрут передвижения;

  • г) наиболее посещаемые места работы и отдыха.

Полученная информация о подготовке покушения на руководителя предприятия должна быть незамедлительно передана начальнику подразделения телохранителей и охраняемому лицу без указания источника информации.

Поиск без вести пропавших сотрудников предприятия.

Без вести пропавшим считается сотрудник предприятия, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными. Поиск предполагает широкий перечень правил (процедур) по установлению местонахождения личности и не связан юридически обязательными приемами и средствами розыска. Деятельность сотрудника контрразведки по розыску без вести пропавшего лица представляет комплекс самостоятельных действий, осуществляемых при тесном взаимодействии с органами внутренних дел для установления фактических обстоятельств его исчезновения и фактического местонахождения.