Файл: методичка_ACCESS__КОНОНОВА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.06.2021

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Замечание:

Создание базы данных – это особенный процесс.

При создании новой базы данных необходимо сразу же указать место, куда будут сохраняться вносимые данные, такие как структура и записи базы данных.


  1. Microsoft Access позволяет управлять всеми сведениями из одного файла базы данных, т.е. файла, который Вы только что создали (сохранили). В рамках этого файла используются следующие объекты (рис. 1):

  • таблицы для сохранения данных;

  • запросы для поиска и извлечения только требуемых данных;

  • формы для просмотра, добавления и изменения данных в таблицах;

  • отчеты для анализа и печати данных в определенном формате;

  • страницы доступа к данным для просмотра, обновления и анализа данных из базы данных через Интернет или интрасеть.

  1. Создайте таблицу данных, используя «Мастера». Для этого в закладке «Объекты» выбрать пункт «Таблицы», а справа выбрать «Создание таблицы с помощью Мастера». Появится диалоговое окно с запросом на указание необходимых полей (рис. 2).



Рис. 1. Содержимое файла базы данных


  1. Например, постройте таблицу по Контактам. Для этого укажите левой кнопкой мыши на «Контакты / Personal» (рис. 2).





Рис. 2. - Диалоговое окно мастера создания таблиц


  1. В пункте «Образцы полей / Sample Tables» (ниже этой записи) выбрать левой кнопкой мыши «Адреса».

  2. Затем в пункте «Образцы полей / Sample Fields» (ниже этой записи) указателем мыши выберите необходимые имена полей при этом нажимайте на кнопку , которая поможет осуществить выбор имен полей для Вашей таблицы.

  3. В пункте «Поля новой таблицы / Fields in my new table» (ниже этой записи) видно содержание таблицы, которую Вы создали с помощью мастера.

  4. Например, выберите следующие пункты:

  • Код_Адреса

  • Имя

  • Фамилия

  • Город

  • Адрес

  1. Затем нажмите на кнопку «Далее / Next». На следующем этапе необходимо ввести имя таблицы, по умолчанию имя таблицы может быть «Таблица1». Здесь же необходимо указать мышью на «Майкрософт автоматически определяет ключ». Или возле ответа: «Yes, …..». После нажмите кнопку «Далее / Next».

  2. Затем укажите мышью на выражение: «Ввести данные непосредственно в таблицу / Enter data directly into the table» и нажмите кнопку «Готово / Finish».

  3. В результате получилось (рис. 3):


Рис. 3. - Окно таблицы «Таблица1», созданной с помощью Мастера.


  1. Введите с клавиатуры пять записей, причем начинайте набор текстовых символов с поля «Фамилия». По умолчанию в поле «Код» выставляется номер записи.

  2. Ввод текстовых символов осуществляется по умолчанию построчно. Для перехода в следующую ячейку используйте клавиши управления курсором. После внесения последней записи (в поле «Должность») нужно нажать клавишу Enter или перейти курсором (или указателем мыши) на нижнюю строчку и вводить следующие записи. По умолчанию строки добавляются в количестве необходимом пользователю.

  3. После набора пяти фамилий попробуйте кнопки перехода по записям внизу окна таблицы «Таблица1». Рассказать преподавателю о том, что можно сделать, используя эти кнопки.

  4. Создайте запрос по «Коду, Фамилии, Имени, Должности». Для этого на главном окне файла базы данных в закладке «Объекты» выберете пункт «Запрос», справа выберите «Создание запроса в режиме Мастера».




Рис. 4. - Диалоговое окно создания запроса с помощью Мастера


  1. В появившемся диалоговом окне выбрать таблицу, которую Вы хотите выбрать для создания Запроса. По умолчанию будет предлагаться Таблица «Таблица1», выбрать имена полей, например, Имя, Фамилия, нажав кнопку , затем на кнопку «ГОТОВО».



Рис. 5. - Диалоговое окно создания запроса с помощью Мастера


  1. Появится Окно «Таблица1 Запрос: Запрос на выборку». Посмотрите, какие данные отсутствуют.


ВЫПОЛНИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО:


Добавьте еще 5 записей в таблицу, откройте запрос, посмотрите, что получилось.

Переименуйте запрос на «Мой первый запрос».

Создайте с помощью Мастера Форму. Для этого в режиме Объекты – выбрать ФОРМЫ, затем справа выбрать «Создание формы с помощью мастера».

По аналогии с построением ЗАПРОСА, создайте ФОРМУ, при этом выберите ВСЕ предлагаемые поля.

После нажатия кнопки «Далее» Мастер предлагает выбрать внешний вид формы, выберете простым указанием мыши. Затем выберите СТИЛЬ. Укажите, что хотите открыть ФОРМУ для просмотра данных.

Посмотрите, что получилось. О результате доложить преподавателю.

Введите 5 записей.

Посмотрите, что можно сделать, нажимая на кнопки внизу ФОРМЫ.

Создайте с помощью Мастера Отчет. Для этого в режиме Объекты – выбрать ОТЧЕТ, затем справа выбрать «Создание отчета с помощью мастера».

Появится диалоговое окно по аналогии с окном Мастера ЗАПРОСА и ФОРМЫ. Выберете ВСЕ поля. Нажмите на кнопку ДАЛЕЕ.

Откроется следующий шаг построения ОТЧЕТА с помощью Мастера. Здесь можно указать уровень группировки, например, вам необходимо вывести Фамилии, начинающиеся на одинаковую букву. Для этого слева выберите пункт Фамилия, нажмите на кнопку , выберете в «Интервале группировки» по 1-й букве.

На следующем шаге создания ОТЧЕТА с помощью Мастера, можно указать, сортировку, например, расположить фамилии в алфавитном порядке. Для этого в пункте «1» выбрать ФАМИЛИЯ, указав, например, по возрастанию.

Следующий шаг Мастера позволит Вам выбрать Макет ОТЧЕТА. Выберете по своему усмотрению. Затем выберете Стиль ОТЧЕТА, например, полужирный.

Далее укажите, что Вы хотите просмотреть ОТЧЕТ, и нажмите «ГОТОВО». Посмотрите, что получилось. Результат показать преподавателю.

Скопируйте файл «Моя первая база данных» на диск F (H, G).

Результат показать преподавателю.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:


  1. Что такое база данных?

  2. Что такое СУБД?

  3. Что обозначают термины «Поле, Имя поля, Записи»?

  4. Как построить таблицу с помощью Мастера?

  5. Как задается первичный ключ?

  6. Как переименовать таблицу, запрос?

  7. Как удалить таблицу, запрос?


2.2 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2


«СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ, ФОРМ, ПРОСТЫХ ЗАПРОСОВ В БАЗЕ ДАННЫХ В РЕЖИМЕ КОНСТРУКТОРА В Ms.ACCESS»


ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться создавать таблицы, формы, простые запросы в режиме конструктора с помощью Microsoft Office Access 2007.

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Pentium II и выше, Microsoft Office Access 2003,2007.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Шафрин Ю. А. 1500 основных понятий, терминов и практических советов для пользователей персональным компьютером / Ю.А. Шафрин – М.: Дрофа, 2001.-640с.

  2. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс / С.В. Симонович и др. ил. – Спб.: Издательство «Питер».- 2000.-640с.

  3. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности : учебное пособие / Е.В. Михеева. – М.: «Проспект», 2009. – 780с.


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:


1. Создание таблиц и схемы данных.

1.1. Таблица МЕХАНИЗМ в режиме конструктора


1.2. Таблица РАБОТА в режиме конструктора

1.3. Таблица РАБОТА_МЕХ в режиме конструктора


1.4. Окно схемы данных


Таблица МЕХАНИЗМ в режиме таблицы



Таблица РАБОТА в режиме таблицы

Таблица РАБОТА МЕХ в режиме таблицы



2. Создание запросов.

2.1. Параметрический запрос в режиме конструктора



    1. Параметрический запрос в режиме таблицы



    1. Запрос на удаление в режиме конструктора



2.4. Запрос на обновление в режиме конструктора


    1. Запрос на создание таблицы в режиме конструктора



    1. Итоговый запрос в режиме конструктора



    1. Итоговый запрос в режиме таблицы



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:


  1. Что такое база данных?

  2. Что такое СУБД?

  3. Что обозначают термины «Поле, Имя поля, Записи»?

  4. Пояснить термин «главный файл базы данных».

  5. Как построить таблицу с помощью Мастера?

  6. Как задается первичный ключ?

  7. Как переименовать таблицу, запрос?

  8. Как удалить таблицу, запрос?

  9. Как построить Запрос с помощью Мастера?

2.3 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3


«ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЗДАНИЯ БАЗЫ ДАННЫХ В СУБД Ms.ACCESS»


ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться создавать Базу Данных с помощью СУБД Microsoft Office Access 2003,2007.

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Pentium II и выше, Microsoft Office Access 2003,2007.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Шафрин Ю. А. 1500 основных понятий, терминов и практических советов для пользователей персональным компьютером / Ю.А. Шафрин – М.: Дрофа, 2001.-640с.

  2. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс / С.В. Симонович и др. ил. – Спб.: Издательство «Питер».- 2000.-640с.

  3. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности : учебное пособие / Е.В. Михеева. – М.: «Проспект», 2009. – 780с.


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:


  1. Запустить программу Ms.Access.

  2. Создать Новую БД.

  3. Сохранить БД в папке Мои документы/ папка № группы/Папка ФИО/ Практическая_3.mdb.

  4. Создать базу данных Записная книжка, в которой будет находиться информация о ваших друзьях, родственниках, в виде таблицы с помощью мастера, для этого:

    1. В

      П. 4.2

      ыбрать объект таблица, и либо щелкнуть по кнопке и выбрать в диалоговом окне Новая таблица Мастер таблиц





    1. Либо двойным щелчком открыть пункт Создание таблицы с помощью мастера.

    2. В

      Образцы полей

      ыберите категорию Личные для создания БД вашей записной книжки. А затем наиболее подходящей по тематике образец таблицы Адреса. Из Образцов полей выберите наиболее подходящих 15 полей в новую таблицу. Обратите внимание, что поля можно переименовать.

    3. З

      Личные

      Образцы таблиц

      адайте имя для новой таблицы.


    1. О пределение ключа оставьте для программы Access.

    2. После нажатия кнопки ГОТОВО. Введите 5 записей в созданную базу данных.

  1. Создайте базу данных Страны, в которой будет содержаться информация о странах (площадь, население, столица, экономика, политический строй и т.п. (6-7 полей)) с помощью КОНСТРУКТОРА.

    1. Для этого выберите кнопку Конструктор либо двойным щелчком откройте режим Создание базы данных в режиме конструктора. В появившемся окне введите Свойство Имя поля, которое определяет имя поля в таблице. Например, в поле «Фамилия» таблицы «Сотрудники» записываются фамилии сотрудников.

    2. В следующем столбце выберите типы данных для каждого из заданных полей. Тип данных определяет значения, которые можно сохранять в этом поле. (Для справки не забывайте о F1).

    3. Последующие столбцы и вкладки для заполнения необязательны.

    4. Далее необходимо сохранить таблицу под именем Страны, и задать ключевое поле (лучше выбирать поле с типом данных Счетчик).

    5. Перейти в режим ВИД /Режим таблицы

    6. В полученную таблице ввести не менее 5 записей. Для того чтобы исправить Имя поля, тип данных, вводимых в данное поле, нужно перейти в режим Конструктора (Вид/Режим конструктора) произвести нужные изменения, сохранить их и вернуться для заполнения в режим таблицы.













  1. Создайте Базу данных Библиотека о, имеющихся в вашей домашней библиотеке, книгах. Полей должно быть не менее 7, а записей в базе данных не менее 10.

  2. Созданный файл Практическая работа_3, содержащий три базы данных (Записная книжка, Страны, Библиотека) предоставьте на проверку преподавателю.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:


  1. Что такое база данных?

  2. Расскажите про сохранение базы данных, как это происходит, как можно это реализовать на практике?

  3. Как построить таблицу с помощью Мастера?

  4. Как задается первичный ключ?

  5. Как построить Запрос с помощью Мастера?

  6. Что такое ФОРМА?

  7. Как создать Форму с помощью Мастера?

  8. Что такое ОТЧЕТ?

  9. Как создать Отчет с помощью Мастера?

  10. Чем отличаются ФОРМА от ОТЧЕТА и от ЗАПРОСА?

2.4 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4


«ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ТАБЛИЦ, РЕДАКТИРОВАНИЮ И ПРОСМОТРУ ДАННЫХ С ПОМОЩЬЮ ФОРМ, ЗАПРОСОВ И ОТЧЕТОВ В БАЗЕ ДАННЫХ Ms.ACCESS»


ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться заполнять таблицы базы данных, редактировать данные с помощью форм, просматривать данные, изменять, оформлять при помощи запросов и отчетов в СУБД Microsoft Office Access 2003,2007.

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Pentium II и выше, Microsoft Office Access 2003,2007.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Макарова Н.В. Информатика / Н.В. Макарова / Практикум по технологии работы на компьютере. – М.: Финансы и статистика, 2008.-580с.

  2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности : учебное пособие / Е.В. Михеева. – М.: «Проспект», 2009. – 780с.

  3. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс / С.В. Симонович и др. ил. – Спб.: Издательство «Питер», 2000.-640с.

  4. Шафрин Ю. А. 1500 основных понятий, терминов и практических советов для пользователей персональным компьютером / Ю.А. Шафрин – М.: Дрофа, 2001.-640с.


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:


ЗАДАНИЕ 1: СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ.

1. Создайте новую базу данных.

Для создания базы данных загрузите Access и в появившемся окне выберите пункт Новая база данных нажмите «Ок».

В окне «Файл новой базы данных» задайте имя вашей базы (наберите вашу фамилию), в пункте Папка выберите папку С, в ней каталог Мои Документы, в ней будет находится ваша база данных.

Щелкните по кнопке «Создать».

2. Создайте таблицу базы данных.

Для создания таблицы базы данных в окне базы данных выберите Таблицы, а затем щелкните по кнопке «Создать».

В окне «Новая таблица» выберите пункт Конструктор и щелкните по кнопке «Ок».

В результате проделанных операций открывается окно таблицы в режиме конструктора (см. Таблицу данных 1), в котором следует определить поля таблицы.

3. Определите поля таблицы в соответствии с таблицей.

Для определения полей таблицы:

Введите в строку столбца «Имя поля» имя первого поля Код.

В строке столбца «Тип данных» щелкните по кнопке списка ▼ и выберите тип данных Счетчик.

Заполнять строку «Описание» необязательно.

Заполните остальные поля таблицы в соответствии с Таблицей данных 1. Обратите внимание на вкладку Общие в нижней части поля и измените данные в пункте Размер поля, остальные оставьте без изменения.


Таблица данных 1 - Преподаватели


Имя поля

Тип данных


Размер поля

Код

Счетчик



Фамилия

Текстовый


15

Имя

Текстовый


15

Отчество

Текстовый


15

Дата рождения

Дата/время


Краткий формат даты

Должность

Текстовый


9

Дисциплина

Текстовый


11

Телефон

Текстовый


9

Зарплата

Денежный




4. Сохраните созданную структуру таблицы.

Для сохранения структуры таблицы: выберите пункт меню Файл, Сохранить. В диалоговом окне «Сохранение» введите имя Преподаватели. Щелкните по кнопке «Ок» (появится предложение задать вам ключевое поле, выберите «Нет»).


ЗАДАНИЕ 2: ЗАПОЛНЕНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ.


  1. Введите ограничения на данные, вводимые в поле «Должность»; должны вводиться только слова Профессор, Доцент или Ассистент.

  2. Задайте текст сообщения об ошибке, который будет появляться на экране при вводе неправильных данных в поле «Должность».

  3. Задайте значение по умолчанию для поля «Должность» в виде поля Доцент.

  4. Введите ограничения на данные в поле <Код>; эти данные не должны повторяться.

  5. Заполните таблицу данными в соответствии с табл. 2 и проверьте реакцию системы на ввод неправильных данных в поле «Должность».

  6. Измените ширину каждого поля таблицы в соответствии с шириной данных.

  7. Произведите поиск в таблице преподавателя Миронова.

  8. Произведите замену данных: измените заработную плату ассистенту Сергеевой с 450р. на 470р.

  9. Произведите сортировку данных в поле «Год рождения» по убыванию.

  10. Произведите фильтрацию данных по полям «Должность» и «Дисциплина».

  11. Просмотрите созданную таблицу, как она будет выглядеть на листе бумаги при печати:


Таблица Преподаватели


Код

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Должность

Дисциплина

Телефон

Зарплата

Истомин

Ремир

Евгеньевич

23.10.54

Доцент

Информатика

110-44-68

890р.

Миронов

Павел

Юрьевич

25.07.40

Профессор

Экономика

312-21-40

1200р.

Гришин

Евгений

Сергеевич

05.12.67

Доцент

Математика

260-23-65

760р.

Сергеева

Ольга

Ивановна

12.02.72

Ассистент

Математика

234-85-69

450р.

Емец

Татьяна

Ивановна

16.02.51

Доцент

Экономика

166-75-33

890р.

Игнатьева

Татьяна

Павловна

30.05.66

Доцент

Информатика

210-36-98

790р.

Миронов

Алексей

Николаевич

30.07.48

Доцент

Физика

166-75-33

890р.


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:


1. Для задания Условия на значение для вводимых данных:

войдите в режим Конструктор для проектируемой таблицы. Если вы находитесь в окне базы данных, то выберите вкладку Таблицы и щелкните по кнопке <Конструктор>. Если вы находитесь в режиме таблицы, то выполните команду Вид, Конструктор;

в верхней части окна щелкните по полю «Должность»;

в нижней части окна щелкните по строке параметра Условие на значение;

щелкните по кнопке для определения условий на значение при помощи построителя выражений (см. рис. 1);


в появившемся окне напишите слово Профессор, затем щелкните по кнопке «OR», (эта кнопка выполняет функцию ИЛИ), напишите Доцент, снова щелкните по этой же кнопке, напишите Ассистент и щелкните по кнопке <ОК>. Таким образом, вы ввели условие, при котором в поле «Должность» могут вводиться только указанные значения.

2. В строке Сообщение об ошибке введите предложение « такой должности нет, правильно введите данные».

3. В строке Значение по умолчанию введите слово «Доцент».

4. Введите ограничения на данные в поле «Код». Здесь ограничения надо вводить не совсем обычным способом. Дело в том, что коды преподавателей не должны повторяться, а также должна быть обеспечена возможность их изменения (из-за последнего условия в этом поле нельзя использовать тип данных Счетчик, в котором данные не повторяются). Для выполнения второго условия пришлось задать в поле «Код» тип данных Числовой, а для выполнения первого условия сделайте следующее:

щелкните по строке параметра Индексированное поле;

Примечание. Индекс — это средство Access, ускоряющее поиск и сортировку данных в таблице. Ключевое поле (поле первичного ключа) таблицы индексируется автоматически. Не допускается создание индексов для полей типа MEMO и Гиперссылка или полей объектов OLE. Свойство Индексированное поле определяет индекс, создаваемый по одному полю. Индексированное поле может содержать как уникальные, так и повторяющиеся значения. Допускается создание произвольного количества индексов.

выберите в списке пункт Да (совпадения не допускаются);

перейдите в режим Таблица, щелкнув по кнопке «Таблица» на панели инструментов или выполнив команду Вид, Режим таблицы. На вопрос о сохранении таблицы щелкните по кнопке <Да>.

5. Введите данные в таблицу в соответствии с Таблицей. Попробуйте в поле <Должность> любой записи ввести слово Лаборант. Посмотрите, что получилось. На экране должно появиться сообщение: «Такой должности нет, правильно введите данные. Введите правильное слово».

6. Дня изменения ширины каждого поля таблицы в соответствии с шириной данных:

щелкните в любой строке поля «Код»;

выполните команду Формат, Ширина столбца;

в появившемся окне щелкните по кнопке <По ширине данных>. Ширина поля изменится;

проделайте эту операцию с остальными полями.

7. Для поиска в таблице преподавателя Миронова:

переведите курсор в первую строку поля «Фамилия»;

выполните команду Правка, Найти;

в появившейся строке параметра Образец введите Миронов;

в строке параметра Просмотр должно быть слово ВСЕ (имеется в виду искать по всем записям);

в строке параметра Совпадение выберите из списка С любой частью поля;

в строке параметра Только в текущем поле установите флажок (должна стоять «галочка»);

щелкните по кнопке <Найти>. Курсор перейдет на вторую запись и выделит слово Миронов;

щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет на седьмую запись и так­же выделит слово Миронов;

щелкните по кнопке <3акрыть> для выхода из режима поиска.

8. Для замены заработной платы ассистенту Сергеевой с 450р. на 470р.:

переведите курсор в первую строку поля «Зарплата»;

выполните команду Правка, Заменить;

в появившемся окне в строке Образец введите 450р.;

в строке Заменить на введите 470. Обратите внимание на остальные опции — вам надо вести поиск по всем записям данного поля;

щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет на четвертую запись

щелкните по кнопке <3аменить>. Данные будут изменены;

Примечание. Чтобы заменить сразу все данные, надо воспользоваться кнопкой <3аменить все>.

щелкните по кнопке <3акрыть>.

9. Для сортировки данных в поле «Год рождения» по убыванию:

щелкните по любой записи поля «Год рождения»;

щелкните по кнопке «Сортировка» на панели управления или выполните команду Записи, Сортировка, Сортировка по убыванию. Все данные в таблице будут отсортированы в соответствии с убыванием значений в поле «Год рождения».

10. Для фильтрации данных по полям «Должность» и «Дисциплина»;

щелкните по записи Доцент поля «Должность»;

щелкните по кнопке или выполните команду Записи, Фильтр, Фильтр по выделенному. В таблице останутся только записи о преподавателях — доцентах;

щелкните по записи Информатика поля «Дисциплина»;

выполните команду Записи, Фильтр, Фильтр по выделенному. В таблице останутся только записи о преподавателях — доцентах кафедры информатики;

выполните команду Записи, Удалить фильтр. В таблице появятся все данные.

11. Для просмотра созданной таблицы:

выполните команду Файл, Предварительный просмотр. Вы увидите таблицу как бы на листе бумаги;

закройте окно просмотра.

ПРИМЕЧАНИЕ. Если вы захотите изменить поля или ориентацию таблицы на листе бумаги, выполните команду Файл, Параметры страницы. В открывшемся окне можете изменять указанные параметры.

Если вы находитесь в режиме таблицы, то для перехода в режим Конструктор выполните команду Вид, Конструктор. Для перехода в режим таблицы, выполните команду Вид, Режим таблицы. На вопрос о сохранении таблицы ответьте «Да».

4. Введите данные в соответствии с таблицей 1, попробуйте в поле «Должность» ввести Лаборант.


Таблица 1. – Преподаватели


Код

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Должность

Дисциплина

Телефон

Зарплата

1

Истомин

Тимур

Евгеньевич

23.10.54

Доцент

Информатика

110-44-68

890р.

2

Миронов

Павел

Юрьевич

25.07.40

Профессор

Экономика

312-21-40

1200р.

3

Гришин

Евгений

Сергеевич

05.12.67

Доцент

Математика

260-23-65

760р.

4

Сергеева

Ольга

Ивановна

12.02.72

Ассистент

Математика

234-85-69

450р.

5

Емец

Татьяна

Ивановна

16.02.51

Доцент

Экономика

166-75-33

890р.

6

Игнатьева

Татьяна

Павловна

30.05.66

Доцент

Информатика

210-36-98

790р.

7

Миронов

Алексей

Николаевич

30.07.48

Доцент

Физика

166-75-33

890р.


5. Измените ширину каждого поля таблицы в соответствии с шириной данных.

Для изменения ширины каждого поля таблицы в соответствии с шириной данных: щелкните в любой строке поля «Код». Выполните команду Формат, Ширина столбца. В появившемся окне щелкните по кнопке «По ширине данных». Проделайте эту операцию с остальными полями.

6. Произведите поиск в таблице преподавателя Миронова.

Для поиска в таблице преподавателя Миронова. Переведите курсор в первую строку поля «Фамилия». Выполните команду Правка, Найти. В появившемся строке параметра Образец введите Миронов. В строке параметра Просмотр должно быть слово ВСЕ (то есть Искать по всем записям). В строке параметра Совпадение выберите из списка С любой частью поля. В строке параметра Только в текущем поле должна стоять галочка. Щелкните по кнопке «Найти». Курсор перейдет на вторую запись и выделит слово Миронов. Щелкните по кнопке «Найти далее», курсор перейдет на 7 запись. Щелкните по кнопке «Закрыть» для выхода из режима поиска.

7. Произведите замену данных: измените заработную плату ассистенту Сергеевой с 450р. на 470р.

Для изменения заработной платы переведите строку в первую строку поля «Зарплата». Выполните команду Правка, Заменить. В появившемся окне в строке Образец введите 450. В строке Заменить на введите 470, поиск вести по всем записям данного поля. Щелкните по кнопке «Найти далее». Щелкните по кнопке «Заменить» (если хотим изменить все данные нужно воспользоваться кнопкой «Заменить все»). Щелкните по кнопке «Закрыть».

8. Произведите сортировку данных в поле «Год рождения» по убыванию.

Для сортировки данных в поле «Дата рождения» по убыванию. Щелкните по любой записи поля «Дата рождения». Выполните команду Записи, Сортировка, Сортировка по убыванию.

9. Произведите фильтрацию данных по полям «Должность» и «Дисциплина».

Для фильтрации данных по полям «Должность» и «Дисциплина». Щелкните по записи Доцент поля «Должность». Выполните команду Записи, Фильтр, Фильтр по выделенному. В таблице останутся только записи о преподавателях доцентах. Щелкните по записи Информатика поля «Дисциплина». Выполните команду Записи, Фильтр, Фильтр по выделенному. Для отмены фильтрации выполните команду Записи, Удалить фильтр.

10. Просмотрите созданную таблицу, как она будет выглядеть на листе бумаги при печати.

Для просмотра созданной таблицы: Выполните команду Файл, Предварительный просмотр. Чтобы закончить просмотр нажмите кнопку «Закрыть».

ЗАДАНИЕ 3. ВВОД И ПРОСМОТР ДАННЫХ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМЫ.

1. С помощью Мастера форм создайте форму Состав преподавателей (тип — форма в один столбец).

2. Найдите запись о доценте Гришине, находясь в режиме формы.

3. Измените зарплату ассистенту Сергеевой с 470р. на 490р.

4. Произведите сортировку данных в поле «Фамилия» по убыванию.

5. Произведите фильтрацию данных по полю «Должность».

6. Измените название поля «Дисциплина» на «Преподаваемая дисциплина».

7. Просмотрите форму с точки зрения того, как она будет выглядеть на листе бумаги.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:


1. Для создания формы Состав преподавателей:

откройте вкладку Формы в окне базы данных;

щелкните по кнопке <Создать>;

в появившемся окне выберите (подведите курсор мыши и щелкните левой кнопкой) пункт Мастер форм;

щелкните по значку списка в нижней части окна;

выберите из появившегося списка таблицу Преподаватели;

щелкните по кнопке <ОК>;

в появившемся окне выберите поля, которые будут присутствовать в форме. В данном примере присутствовать будут все поля, поэтому щелкните по кнопке >>.

щелкните по кнопке <Далее>;

в появившемся окне уже выбран вид Форма в один столбец, поэтому щелкните по кнопке <Далее>;

в появившемся окне выберите стиль оформления. Для этого щелкните, по словам, обозначающим стили, либо перемещайте выделение стрелками вверх или вниз на клавиатуре. После выбора стиля щелкните по кнопке <Далее>;

в появившемся окне задайте имя формы, набрав на клавиатуре параметр, Состав преподавателей. Остальные параметры в окне оставьте без изменений;

щелкните по кнопке <Готово>. Перед вами откроется форма в один столбец. Столбец слева — это названия полей, столбец справа — данные первой записи (в нижней части окна в строке параметра Запись стоит цифра «1»). Для перемещения по записям надо щелкнуть по кнопке > (в сторону записей с большими номерами) или < (в сторону записей с меньшими номерами). Кнопка |< — это переход на первую запись, кнопка >| — переход на последнюю запись.

2. Для поиска преподавателя Миронова:

переведите курсор в первую строку поля «Фамилия»;

выполните команду Правка, Найти;

в появившемся окне в строке Образец введите фамилию Миронов,

в строке параметра Просмотр должно быть слово ВСЕ (имеется в виду искать по всем записям);

в строке параметра Совпадение выберите из списка параметр С любой частью поля;

в строке параметра Только в текущем поле установите флажок (должна стоять «галочка»);

щелкните по кнопке <Найти>. Курсор перейдет на вторую запись и выделит слово Миронов;

щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет на седьмую запись и также выделит слово Миронов;

щелкните по кнопке <3акрыть> для выхода из режима поиска.

3. Для замены зарплаты ассистенту Сергеевой с 470р. на 490р.

переведите курсор в первую строку поля «Зарплата»;

выполните команду Правка, Заменить;

в появившемся окне в строке параметра Образец введите 470р.;

в строке параметра Заменить на введите 490р. Обратите внимание на остальные опции — вам надо вести поиск по всем записям данного поля;

в щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет на четвертую запись, но здесь не нужно менять данные, поэтому снова щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет на девятую запись — это то, что нам надо;

щелкните по кнопке <3аменить>. Данные будут изменены;

щелкните по кнопке <3акрыть>.

4. Для сортировки данных в поле «Год рождения» по убыванию:

щелкните по любой записи поля «Год рождения»;

выполните команду Записи, Сортировка, Сортировка по убыванию. Все данные в таблице будут отсортированы в соответствии с убыванием значений в поле «Год рождения».

5. Для фильтрации данных по полю «Должность»:

щелкните по записи Доцент поля «Должность»;

выполните команду Записи, Фильтр, Фильтр по выделенному. В форме останутся только записи о преподавателях — доцентах;

щелкните по записи Информатика поля «Дисциплина»;

щелкните по кнопке или выполните команду Записи, Фильтр, Фильтр по выделенному. В форме останутся только записи о преподавателях — доцентах кафедры информатики;

выполните команду Записи, Удалить фильтр. В таблице появятся все данные.

6. Измените название поля «Дисциплина» на «Преподаваемая дисциплина». Для этого:

перейдите в режим конструктора, выполнив команду Вид, Конструктор;

щелкните правой кнопкой мыши в поле «Дисциплина» (на названии поля — оно слева, а строка справа с именем Дисциплина — это ячейка для данных, свойства которых мы не будем менять). В появившемся меню выберите пункт Свойства. На экране откроется окно свойств для названия поля «Дисциплина»;

щелкните по строке с именем Подпись, то есть там, где находится слово Дисциплина;

сотрите слово «Дисциплина» и введите «Преподаваемая дисциплина»;

для просмотра результата перейдите в режим формы, выполнив команду Вид, Режим формы.

7. Для просмотра созданной формы:

щелкните по кнопке или выполните команду Файл, Предварительный просмотр. Вы увидите форму как бы на листе бумаги;

закройте окно просмотра.

ПРИМЕЧАНИЕ! Не удивляйтесь полученному результату, так как на листе поместилось несколько страниц формы. Распечатывать форму не будем, потому что основное назначение подобной формы — удобный построчный ввод и просмотр данных, а не сохранение данных в виде бумажного документа.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:


  1. Что такое база данных?

  2. Что такое СУБД?

  3. Что обозначают термины «Поле, Имя поля, Записи»?

  4. Пояснить термин «главный файл базы данных».

  5. Расскажите про сохранение базы данных, как это происходит, как можно это реализовать на практике?

  6. Как построить таблицу с помощью Мастера?

  7. Как задается первичный ключ?

  8. Как переименовать таблицу, запрос?

  9. Как удалить таблицу, запрос?

  10. Как построить Запрос с помощью Мастера?

  11. Что такое ФОРМА?

  12. Как создать Форму с помощью Мастера?

  13. Что такое ОТЧЕТ?

  14. Как создать Отчет с помощью Мастера?

  15. Чем отличаются ФОРМА от ОТЧЕТА и от ЗАПРОСА?


2.5 ВЫПОЛНИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО (по вариантам):


Вариант 1

  1. Создать с помощью Мастера построения новую таблицу: Таблица: «Альбомы»; Поля: «Код Альбома, Название альбома, Студия, Год выпуска, Число записей»

  2. Ввести 5 записей.

  3. Составить ЗАПРОС, содержащий «Название альбома, Студию, Год выпуска».

  4. Создайте ФОРМУ и ОТЧЕТ для новой таблицы.

  5. Скопировать файл на диск 3,5 А.

  6. Подготовьте ответы на контрольные вопросы.

  7. Показать преподавателю внесенные изменения в файл «Моя первая база данных».

Вариант 2

  1. Создать с помощью Мастера построения новую таблицу: Таблица: «Книги»; Поля: «Код Книги, , Год издания, Число страниц»

  2. Ввести 5 записей.

  3. Составить ЗАПРОС, содержащий «Издательство, Место публикации Год выпуска»

  4. Создайте ФОРМУ и ОТЧЕТ для новой таблицы.

  5. Скопировать файл на диск 3,5 А.

  6. Подготовьте ответы на контрольные вопросы.

  7. Показать преподавателю внесенные изменения в файл «Моя первая база данных».

Вариант 3

  1. Создать с помощью Мастера построения новую таблицу: Таблица: «Гости»; Поля: «Код Гостя, Имя, Фамилия, Адрес, Город, Регион, Область»

  2. Ввести 5 записей.

  3. Составить ЗАПРОС, содержащий «Имя, Фамилию, Город».

  4. Создайте ФОРМУ и ОТЧЕТ для новой таблицы.

  5. Скопировать файл на диск 3,5 А.

  6. Подготовьте ответы на контрольные вопросы.

  7. Показать преподавателю внесенные изменения в файл «Моя первая база данных».

Вариант 4

  1. Создать с помощью Мастера построения новую таблицу: Таблица: «Личное имущество»; Поля: «Код Имущества, Название элемента, Описание, Изготовитель, Модель, Серийный номер»

  2. Ввести 5 записей.

  3. Составить ЗАПРОС, содержащий «Название элемента, Изготовитель, Серийный номер».

  4. Создайте ФОРМУ и ОТЧЕТ для новой таблицы.

  5. Скопировать файл на диск 3,5 А.

  6. Подготовьте ответы на контрольные вопросы.

  7. Показать преподавателю внесенные изменения в файл «Моя первая база данных».

Вариант 5

  1. Создать с помощью Мастера построения новую таблицу: Таблица: «Рецепты»; Поля: «Код Рецепта, Название Рецепта, Описание рецепта, Источник, Число порций»

  2. Ввести 5 записей.

  3. Составить ЗАПРОС, содержащий «Название Рецепта, Источник, Число порций».

  4. Создайте ФОРМУ и ОТЧЕТ для новой таблицы.

  5. Скопировать файл на диск 3,5 А.

  6. Подготовьте ответы на контрольные вопросы.

  7. Показать преподавателю внесенные изменения в файл «Моя первая база данных».

Вариант 6

  1. Создать с помощью Мастера построения новую таблицу: Таблица: «Растения»; Поля: «Код Растения, Обычное название, Класс, Род, Время года, частота удобрения, дата покупки»

  2. Ввести 5 записей.

  3. Составить ЗАПРОС, содержащий «Обычное название, Род, Время года».

  4. Создайте ФОРМУ и ОТЧЕТ для новой таблицы.

  5. Скопировать файл на диск 3,5 А.

  6. Подготовьте ответы на контрольные вопросы.

  7. Показать преподавателю внесенные изменения в файл «Моя первая база данных».

Вариант 7

  1. Создать с помощью Мастера построения новую таблицу: Таблица: «Журнал упражнений»; Поля: «Код ЗаписиУпражнения, Личный код, Дата тренировки, Время упражнений, Обычный пульс, Максимальный пульс»

  2. Ввести 5 записей.

  3. Составить ЗАПРОС, содержащий «Личный код, Дата тренировки, Обычный пульс, Максимальный пульс».

  4. Создайте ФОРМУ и ОТЧЕТ для новой таблицы.

  5. Скопировать файл на диск 3,5 А.

  6. Подготовьте ответы на контрольные вопросы.

  7. Показать преподавателю внесенные изменения в файл «Моя первая база данных».

Вариант 8

  1. Создать с помощью Мастера построения новую таблицу: Таблица: «Сведения о пленках»; Поля: «Код Пленки, Название пленки, Чувствительность, Цветная, Срок хранения»

  2. Ввести 5 записей.

  3. Составить ЗАПРОС, содержащий «Название пленки, Цветная, Срок хранения».

  4. Создайте ФОРМУ и ОТЧЕТ для новой таблицы.

  5. Скопировать файл на диск 3,5 А.

  6. Подготовьте ответы на контрольные вопросы.

  7. Показать преподавателю внесенные изменения в файл «Моя первая база данных».

Вариант 9

  1. Создать с помощью Мастера построения новую таблицу: Таблица: «Фотографии»; Поля: «Код Фотографии, Дата Съемки, Время съемки, Тема, Размер»

  2. Ввести 5 записей.

  3. Составить ЗАПРОС, содержащий «Дата Съемки, Тема, Размер».

  4. Создайте ФОРМУ и ОТЧЕТ для новой таблицы.

  5. Скопировать файл на диск 3,5 А.

  6. Подготовьте ответы на контрольные вопросы.

  7. Показать преподавателю внесенные изменения в файл «Моя первая база данных».

Вариант 10

  1. Создать с помощью Мастера построения новую таблицу: Таблица: «Исполнители»; Поля: «Код исполнителя, Имя исполнителя, Дата Рождения, Место рождения»

  2. Ввести 5 записей.

  3. Составить ЗАПРОС, содержащий «Имя исполнителя, Дата Рождения».

  4. Создайте ФОРМУ и ОТЧЕТ для новой таблицы.

  5. Скопировать файл на внешнее запоминающее устройство.

  6. Подготовьте ответы на контрольные вопросы.

  7. Показать преподавателю внесенные изменения в файл «Моя первая база данных».

Библиографический список


Основная литература:


  1. Макарова Н. В. Информатика : учебник / под ред . Н.В. Макаровой. – М. : Финансы и статистика, 2008. – 768с.

  2. Макарова Н.В. Информатика: основы компьютерной грамоты : начальный курс / под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2007. – 450с.

  3. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям : учебное пособие / Е.В. Михеева. – М.: Проспект, 2009 – 432с.

  4. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс : учебник для вузов / С.В. Симонович. – СПб.: Питер,2008. – 600с.

  5. Степанова Е.Е. Информационное обеспечение управленческой деятельности : учеб. пособие / Е.Е. Степанова, Н.В. Хмелевская. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М., 2002. – 154с.

  6. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии : учебник для вузов. - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2007 – 430с.

  7. Шафрин Ю.А. Информатика и информационные технологии : уч. пособие / Ю.А. Шафрин. – М.: Проспект, 2009 – 432с.


Дополнительная литература:


  1. Берлинер Э.М. Microsoft Office : под ред. Э.М. Берлинер, Б.Э. Глазырин, И.Б. Глазырина [и др.]. / 3-е изд., доп. – М.: АБФ, 2007. –752 с.

  2. Горячев А.М. Практикум по информационным технологиям / А.М. Горячев, Ю.А. Шафрин. – М.: Лаборатория Базовых Знаний , 2005.- 560с.

  3. Информатика. Задачник-практикум: В 2 т. / под ред. И.Семакина, Е.Хеннера - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007. – 380с.

  4. Левин А. Самоучитель работы на компьютере : А. Левин / 6-е изд. – М.: Нолидж, 2006, - 624с.

  5. Куртер Дж. Microsoft Office 2007 : учебный курс / Дж. Куртер, А. Маркви. – СПб: Питер, 2000.-640с.

  6. Мануйлов В.Г. Excel 2007 в практике. Microsoft Office 2007 : Серия «Информатика» / В.Г. Мануйлов. – М.: Информатика и образование, 2009.-68с.

  7. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности : учебное пособие / Е.В. Михеева. – М.: «Проспект», 2009. – 780с.

  8. Практикум по информатике : уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Могилев [и др.].; под ред. Е.К. Хеннера. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 608с.

  9. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс / С.В. Симонович [и др.]. – Спб.: Издательство «Питер».- 2000.-640с.

  10. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» в компьютерном классе. Методическое пособие для учителей / Н. Д. Угринович [и др.]. – М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2007. . – 630с.

  11. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. Программная и методическая поддержка курса ИИТ / Н. Д. Угринович [и др.]. – М.: БИНОМ Лаборатория Знаний, 2005. – 166с.

  12. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович [и др.]. – М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2007. – 366с.

  13. Шафрин Ю. А. 1500 основных понятий, терминов и практических советов для пользователей персональным компьютером / Ю.А. Шафрин – М.: Дрофа, 2001.-640с.

  14. Шафрин, Ю.А. Информационные технологии / Ю.А. Шафрин: М.: Лаборатория Базовых Знаний , 2005. – 262с.

  15. Додж М. The Cobb Group / Эффективная работа с Excel 7.0 для Windows / М. Додж, К. Кината, К. Стинсон. - СПб: Питер, 2007.-1040с.

  16. Гончаров А. Excel 7.0 в примерах / А. Гончаров. - СПб: Питер, 2006.-256с.

  17. Горев А. Эффективная работа с СУБД / А.Горев, Р. Ахаян, С. Макашарипов.- СПб: Питер, 2007.-704с.

  18. Кэмпбелл М. Excel / М. Кэмпбелл. - М.: БИНОМ, 2006.-384с.

  19. Наумов А.Н. Системы управления базами данных и знаний / под ред. А.Н. Наумова. - М.: Финансы и статистика, 2001.-80с.

  20. Николь Н. Электронные таблицы Excel 7.0 для квалифицированных пользователей / Н. Николь, А. Ральф - М.: ЭКОМ, 2006.-304с.

  21. Шмидт М. Quattro Pro for Windows ... для пользователя / М. Шмидт. - К.: Торгово-издательское бюро BHV, 2004.-368с.

  22. Эйткен П. Lotus 1-2-3 for Windows - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2006.-294с.