Файл: Лекция 10-11. Системы управления данными. Примеры ФС.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.06.2021

Просмотров: 573

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекции 10-11. Системы управления данными (файловые системы)


Лекция 10. Организация файловых систем



10.1 Файлы

Требования к хранению информации:

  • возможность хранения больших объемов данных

  • информация должна сохраняться после прекращения работы процесса

  • несколько процессов должны иметь одновременный доступ к информации



10.1.1 Именование файлов

Длина имени файла зависит от ОС, может быть от 8 (MS-DOS) до 255 (Windows, LINUX) символов.

ОС могут различать прописные и строчные символы. Например, WINDOWS и windows для MS-DOS одно и тоже, но для UNIX это разные файлы.

Во многих ОС имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой, например windows.exe. Часть после точки называют расширением файла. По нему система различает тип файла.

У MS-DOS расширение составляет 3 символа. По нему система различает тип файла, а также можно его исполнять или нет.

У UNIX расширение ограничено размером имени файла в 255 символов, также у UNIX может быть несколько расширений, но расширениями пользуются больше прикладные программы, а не ОС. По расширению UNIX не может определить исполняемый это файл или нет.


10.1.2 Структура файла

Три основные структуры файлов:

  1. Последовательность байтов - ОС не интересуется содержимым файла, она видит только байты. Основное преимущество такой системы, это гибкость использования. Используются в Windows и UNIX.

  2. Последовательность записей - записей фиксированной длины (например, перфокарта), считываются последовательно. Сейчас не используются.

  3. Дерево записей - каждая запись имеет ключ, записи считываются по ключу. Основное преимущество такой системы, это скорость поиска. Пока еще используется на мэйнфреймах.



Три типа структур файла.

10.1.3 Типы файлов

Основные типы файлов:

  • Регулярные - содержат информацию пользователя. Используются в Windows и UNIX.

  • Каталоги - системные файлы, обеспечивающие поддержку структуры файловой системы. Используются в Windows и UNIX.

  • Символьные - для моделирования ввода-вывода. Используются только в UNIX.

  • Блочные - для моделирования дисков. Используются только в UNIX.

Основные типы регулярных файлов:

  • ASCII файлы - состоят из текстовых строк. Каждая строка завершается возвратом каретки (Windows), символом перевода строки (UNIX) и используются оба варианта (MS-DOS). Поэтому если открыть текстовый файл, написанный в UNIX, в Windows, то все строки сольются в одну большую строку, но под MS-DOS они не сольются (это достаточно частая ситуация). Основные преимущества ASCII файлов:

- могут отображаться на экране, и выводится на принтер без преобразований
- могут редактироваться почти любым редактором

  • Двоичные файлы - остальные файлы (не ASCII). Как правило, имеют внутреннею структуру.

Основные типы двоичных файлов:

  • Исполняемые - программы, их может обрабатывать сама операционная система, хотя они записаны в виде последовательности байт.

  • Неисполняемые - все остальные.





Примеры исполняемого и не исполняемого файла



«Магическое число» - идентифицирующее файл как исполняющий.


10.1.4 Доступ к файлам

Основные виды доступа к файлам:

  • Последовательный - байты читаются по порядку. Использовались, когда были магнитные ленты.

  • Произвольный - файл можно читать с произвольной точки. Основное преимущество возникает, когда используются большие файлы (например, баз данных) и надо считать только часть данных из файла. Все современные ОС используют этот доступ.


10.1.5 Атрибуты файла

Основные атрибуты файла:

  • Защита - кто, и каким образом может получить доступ к файлу (пользователи, группы, чтение/запись). Используются в Windows и UNIX.

  • Пароль - пароль к файлу

  • Создатель - кто создал файл

  • Владелец - текущий владелец файла

  • Флаг "только чтение" - 0 - для чтения/записи, 1 - только для чтения. Используются в Windows.

  • Флаг "скрытый" - 0 - виден, 1 - невиден в перечне файлов каталога (по умолчанию). Используются в Windows.

  • Флаг "системный" - 0 - нормальный, 1 - системный. Используются в Windows.

  • Флаг "архивный" - готов или нет для архивации (не путать сжатием). Используются в Windows.

  • Флаг "сжатый" - файл сжимается (подобие zip архивов). Используются в Windows.

  • Флаг "шифрованный" - используется алгоритм шифрования. Если кто-то попытается прочесть файл, не имеющий на это прав, он не сможет его прочесть. Используются в Windows.

  • Флаг ASCII/двоичный - 0 - ASCII, 1 - двоичный

  • Флаг произвольного доступа - 0 - только последовательный, 1 - произвольный доступ

  • Флаг "временный" - 0 - нормальный, 1 - для удаления файла по окончании работы процесса

  • Флаг блокировки - блокировка доступа к файлу. Если он занят для редактирования.

  • Время создания - дата и время создания. Используются UNIX.

  • Время последнего доступа - дата и время последнего доступа

  • Время последнего изменения - дата и время последнего изменения. Используются в Windows и UNIX.

  • Текущий размер - размер файла. Используются в Windows и UNIX.


10.1.6 Операции с файлами

Основные системные вызовы для работы с файлами:

  • Create - создание файла без данных.

  • Delete - удаление файла.

  • Open - открытие файла.

  • Close - закрытие файла.

  • Read - чтение из файла, с текущей позиции файла.

  • Write - запись в файл, в текущею позицию файла.

  • Append - добавление в конец файла.

  • Seek - устанавливает файловый указатель в определенную позицию в файле.

  • Get attributes - получение атрибутов файла.

  • Set attributes - установить атрибутов файла.

  • Rename - переименование файла.


10.1.7 Файлы, отображаемые на адресное пространство памяти

Иногда удобно файл отобразить в памяти (не надо использовать системные вызовы ввода-вывода для работы с файлом), и работать с памятью, а потом записать измененный файл на диск.

При использовании страничной организации памяти, файл целиком не загружается, а загружаются только необходимые страницы.

При использовании сегментной организации памяти, файл загружают в отдельный сегмент.




Пример копирования файла через отображение в памяти.

Алгоритм:

  1. Создается сегмент для файла 1

  2. Файл отображается в памяти

  3. Создается сегмент для файла 2

  4. Сегмент 1 копируется в сегмент 2

  5. Сегмент 2 сохраняется на диске

Недостатки этого метода:

  • Тяжело определить длину выходного файла

  • Если один процесс отобразил файл в памяти и изменил его, но файл еще не сохранен, второй процесс откроет это же файл, и будет работать с устаревшим файлом.

  • Файл может оказаться большим, больше сегмента или виртуального пространства.


10.2 Каталоги


10.2.1 Одноуровневые каталоговые системы

В этой системе все файлы содержатся в одном каталоге.



Однокаталоговая система, содержащая четыре файла, файлов А два, но разных владельцев

Преимущества системы:

  • Простота

  • Возможность быстро найти файл, не надо лазить по каталогам

Недостатки системы:

  • Различные пользователи могут создать файлы с одинаковыми именами.


10.2.2 Двухуровневые каталоговые системы

Для каждого пользователя создается свой собственный каталог.



Двухуровневая каталоговая система

Пользователь, при входе в систему, попадает в свой каталог и работает только с ним. Это делает проблематичным использование системных файлов.

Эту проблему можно решить созданием системного каталога, с общим доступом.

Если у одного пользователя много файлов, то у него тоже может возникнуть необходимость в файлах с одинаковыми именами.


10.2.3 Иерархические каталоговые системы

Каждый пользователь может создавать столько каталогов, сколько ему нужно.



Иерархическая каталоговая система


Почти все современные универсальные ОС, организованы таким образом. Специализированным ОС это может быть не нужным.


10.2.4 Имя пути

Для организации дерева каталогов нужен некоторый способ указания файла.

Два основных метода указания файла:

  • абсолютное имя пути - указывает путь от корневого каталога, например:

- для Windows \usr\ast\mailbox

- для UNIX /usr/ast/mailbox

- для MULTICS >usr>ast>mailbox

  • относительное имя пути - путь указывается от текущего каталога (рабочего каталога), например:

- если текущий каталог /usr/, то абсолютный путь /usr/ast/mailbox перепишется в ast/mailbox

- если текущий каталог /usr/ast/, то абсолютный путь /usr/ast/mailbox перепишется в mailbox

- если текущий каталог /var/log/, то абсолютный путь /usr/ast/mailbox перепишется в ../../usr/ast/mailbox

./ - означает текущий каталог

../ - означает родительский каталог


10.2.5 Операции с каталогами

Основные системные вызовы для работы с каталогами:

  • Create - создать каталог

  • Delete - удалить каталог

  • OpenDir - закрыть каталог

  • CloseDir - закрыть каталог

  • ReadDir - прочитать следующий элемент открытого каталога

  • Rename - переименование каталога

  • Link - создание жесткой ссылки, позволяет файлу присутствовать сразу в нескольких каталогах.

  • Unlink - удаление ссылки из каталога


10.3 Структура файловой системы




Возможная структура файловой системы


Все что до "Загрузочного блока" и включая его одинаково у всех ОС. Дальше начинаются различия.

Суперблок - содержит ключевые параметры файловой системы.


10.4 Реализация файлов

Основная проблема - сколько, и какие блоки диска принадлежат тому или иному файлу.


10.4.1 Непрерывные файлы

Выделяется каждому файлу последовательность соседних блоков.



5 непрерывных файлов на диске и состояние после удаления двух файлов


Преимущества такой системы:

  • Простота - нужно знать всего два числа, это номер первого блока и число блоков.

  • Высокая производительность - требуется только одна операция поиска, и файл может быть прочитан за одну операцию

Недостатки:

  • Диск сильно фрагментируется

Сейчас такая запись почти не используется, только на CD-дисках и магнитных лентах.

10.4.2 Связные списки

Файлы хранятся в разных не последовательных блоках, и с помощью связных списков можно собрать последовательно файл.



Размещение файла в виде связного списка блоков диска


Номер следующего блока хранится в текущем блоке.

Преимущества:

  • Нет потерь дискового пространства на фрагментацию

  • Нужно хранить информацию только о первом блоке

Недостатки:

  • Уменьшение быстродействия - для того чтобы получить информацию о всех блоках надо перебрать все блоки.

  • Уменьшается размер блока из-за хранения служебной информации


10.4.3 Связные списки при помощи таблиц в памяти

Чтобы избежать два предыдущих недостатка, стали хранить всю информацию о блоках в специальной таблице загружаемой в память.

FAT (File Allocation Table) - таблица размещения файлов загружаемая в память.

Рассмотри предыдущий пример, но в виде таблицы.



Таблица размещения файлов

Здесь тоже надо собирать блоки по указателям, но работает быстрее, т.к. таблица загружена в память.

Основной не достаток этого метода - всю таблицу надо хранить в памяти. Например, для 20 Гбайт диска, с блоком 1Кбайт (20 млн. блоков), потребовалась бы таблица в 80 Мбайт (при записи в таблице в 4 байта).

Такие таблицы используются в MS-DOS и Windows.


10.4.4 i - узлы

С каждым файлом связывается структура данных, называемая i-узлом (index-node- индекс узел), содержащие атрибуты файла и адреса всех блоков файла.



Примеры i-узла


Преимущества:

  • Быстродействие - имея i-узел можно получить информацию о всех блоках файла, не надо собирать указатели.

  • Меньший объем, занимаемый в памяти. В память нужно загружать только те узлы, файлы которых используются.

Если каждому файлу выделять фиксированное количество адресов на диске, то со временем этого может не хватить, поэтому последняя запись в узле является указателем на дополнительный блок адресов и т.д.

Такие узлы используются в UNIX.



10.5 Реализация каталогов

При открытии файла используется имя пути, чтобы найти запись в каталоге. Запись в каталоге указывает на адреса блоков диска.


В зависимости от системы это может быть:

  • дисковый адрес всего файла (для непрерывных файлов)

  • номер первого блока (связные списки)

  • номер i-узла

Одна из основных задач каталоговой системы преобразование ASCII-имени в информацию, необходимую для нахождения данных.

Также она хранит атрибуты файлов.

Варианты хранения атрибутов:

  • В каталоговой записи (MS-DOS)

  • В i-узлах (UNIX)


Варианты реализации каталогов



10.5.1 Реализация длинных имен файлов

Раньше операционные системы использовали короткие имена файлов, MS-DOS до 8 символов, в UNIX Version 7 до 14 символов. Теперь используются более длинные имена файлов (до 255 символов и больше).

Методы реализации длинных имен файлов:

  • Просто выделить место под длинные имена, увеличив записи каталога. Но это займет много места, большинство имен все же меньше 255.

  • Применить записи с фиксированной частью (атрибуты) и динамической записью (имя файла).

Второй метод можно реализовать двумя методами:

  • Имена записываются сразу после заголовка (длина записи и атрибутов)

  • Имена записываются в конце каталога после всех заголовков (указателя на файл и атрибутов)




Реализация длинных имен файлов




10.5.2 Ускорение поиска файлов

Если каталог очень большой (несколько тысяч файлов), последовательное чтение каталога мало эффективно.

1 Использование хэш-таблицы для ускорения поиска файла.

Алгоритм записи файла:

  • Создается хэш-таблица в начале каталога, с размером n (n записей).

  • Для каждого имени файла применяется хэш-функция, такая, чтобы при хэшировании получалось число от 0 до n-1.

  • Исследуется элемент таблицы соответствующий хэш-коду.

  • Если элемент не используется, туда помещается указатель на описатель файла (описатели размещены вслед за хэш-таблицей).

  • Если используется, то создается связный список, объединяющие все описатели файлов с одинаковым хэш-кодом.

Алгоритм поиска файла:

  • Имя файла хэшируется

  • По хэш-коду определяется элемент таблицы

  • Затем проверяются все описатели файла из связного списка и сравниваются с искомым именем файла

  • Если имени файла в связном списке нет, это значит, что файла нет в каталоге.

Такой метод очень сложен в реализации, поэтому используется в тех системах, в которых ожидается, что каталоги будут содержать тысячи файлов.

2 Использование кэширования результатов поиска файлов для ускорения поиска файла.

Алгоритм поиска файла:

  • Проверяется, нет ли имени файла в кэше

  • Если нет, то ищется в каталоге, если есть, то берется из кэша

Такой способ дает ускорение только при частом использовании одних и тех же файлов.



10.6 Совместно используемые файлы

Иногда нужно чтобы файл присутствовал в разных каталогах.

Link (связь, ссылка) - с ее помощью обеспечивается присутствие файла в разных каталогах.



А - совместно используемый файл.