Файл: Диагностика сенсорных способностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сенсорные способности являются базой для успешного овладения различными школьными предметами (математикой, чтением, природоведением и др.) Диагностика сенсорных способностей позволяет определить готовность ребенка к школе.

Здесь предложены несколько методик для выявления уровня развития представлений об эталонах формы – 1, 2, цвета – 2, величины – 3, 4, 5, 6. Для выполнения заданий ребенку потребуется простой карандаш. Во время выполнения заданий не помогайте ему, не делайте замечаний. По окончании обязательно похвалите ребенка.

Диагностика сенсорных способностей.

Методика 1.  Рассмотри предметы, изображенные на картинке. А теперь рассмотри фигуры. Соедини линиями каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего похож.

Оценка:

3 балла – ребенок правильно соединил все 6 предметов с геометрическими фигурами.

2 балла – ребенок допустил 1 – 2 ошибки (не соединил какой-то предмет с геометрической фигурой или соединил неверно).

1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки.

Диагностика сенсорных способностей.

Методика 2.

Рассмотри картинку. Назови все геометрические фигуры и скажи, какого они цвета.

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – ребенок ошибся при названии ромба и овала.

1 балл – ребенок ошибся при названии и других фигур.

Диагностика сенсорных способностей.

Методика 3.

Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с тем домом, который выше всех. Теперь поставь галочку рядом с тем домом, который длиннее всех.

Оценка: 3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки; 2 балла – ребенок допустил одну ошибку; 1 балл – ребенок сделал более одной ошибки

Диагностика сенсорных способностей.

Методика 4.

Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той елочкой, которая выше всех. Теперь поставь галочку рядом с той елочкой, которая ниже всех.

Оценка: 3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки; 2 балла – ребенок допустил одну ошибку; 1 балл – ребенок сделал более одной ошибки.

Диагностика сенсорных способностей.

Методика 5.

Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той ленточкой, которая шире всех.
Теперь поставь галочку рядом с той ленточкой, которая уже всех.

Оценка:

3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки.

2 балла – ребенок допустил одну ошибку.

1 балл – ребенок сделал более одной ошибки.

Диагностика сенсорных способностей.

Методика 6.

Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той змейкой, которая длиннее всех. Теперь поставь галочку рядом с той змейкой, которая короче всех.

Оценка:

3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки.

2 балла – ребенок допустил одну ошибку.

1 балл – ребенок сделал более одной ошибки.

Интерпретация результатов диагностики сенсорных способностей: Общий результат более 14 баллов – ребенок имеет представление об эталонах формы и может соотнести эталон с реальными предметами. Различает форму окружающих предметов, знает названия геометрических форм. Знает основные цвета и имеет четкие представления о параметрах величины (высоте, ширине, длине) и градации предметов по этим параметрам (высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий).[1]

Может назвать эти параметры в окружающих предметах.

Общий результат 9 – 14 баллов – ребенок имеет представление не обо всех эталонах формы и недостаточно владеет действиями соотнесения эталонов с реальными предметами. Он иногда не различает предметы схожие по форме (например, круглые и овальные, квадратные и прямоугольные), может не знать некоторые названия. Иногда путает некоторые основные цвета. Имеет нечеткие представления о параметрах величины и затрудняется при сравнении предметов по величине. 

Общий результат менее 9 баллов – ребенок слабо владеет действиями соотнесения эталонов формы и величины с реальными предметами. Не знает многих названий геометрических форм, не различает их в окружающем мире. Величину обозначает только словами «большой – маленький». Часто путает названия основных цветов.

 

[1] Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2005. – 259 с