Файл: Контрольной работы.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Индия и Китай в эпоху Средневековья

Средневековью в Индии в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие. В 648 г. возникли независимые княжества в Кашмире, Бенгалии, Ориссе и многих других районах Северной и Южной Индии. В культурном отношении это был необычайно плодотворный период. Династии Чола, Паллавов и Раштракутов воздвигли великолепные храмы в Танд-жавуре, Махабалипураме и Эллоре. В XI в. построен храм Солнца в Конараке (штат Орисса) и храм Шивы в Каджурахо (Центральная Индия). Характерным элементом их архитектурного стиля является скульптура. В литературе; санскрит постепенно вытеснялся местными диалектами: бенгали, маратхи, хинди и панджаби. На юге Индии развивалась литературная традиция на тамили, телугу и каннада. Большое распространение получили такие религиозно-философские течения, как веданта, в частности учения Шанкары (VIII в.) и Рамануджи (XII в.). Наряду с этим в социальной и религиозной жизни существовали и консервативные тенденции. Система каст, первоначально связанная лишь с ролью человека в процессе производства, в средневековье стала жесткой и самодовлеющей.

Поворотным моментом в истории Средневековья Индии явилось установление в конце XII в. мусульманского владычества. Кардинальные различия между исламом и индуизмом неизбежно привели к конфликту между ними. Однако вскоре началось их примирение, чему способствовала близость веданты мистицизму суфиев. Многие мусульманские феодалы, как в Дели, так и в провинциальных княжествах покровительствовали индийским литераторам и музыкантам и даже принимали участие в индуистских празднествах. Интеграционные процессы усилились после основания в 1526 г. империи Великих Моголов. В царствование Акбара (1556-1605), политика которого отличалась мудростью и терпимостью, были заложены основы общенациональной культуры. Взаимное влияние индуистской и мусульманской традиций не мешало сохранению их индивидуальных черт. Многие средневековые индуистские храмы заимствовали черты мусульманской архитектурной традиции - купол, арку, перегородки из резного камня и мрамора. Своего расцвета индийская архитектура достигла в период правления Шах-Джахана (1627-1658), при котором были возведены такие шедевры Агры, как "Жемчужная мечеть" и Тадж-Махал, "мечта, воплощенная в мраморе".


Далее рассмотрим Средневековый Китай. Китай по своему размеру и населением в средние века можно было сопоставить со всей христианской Европой. На границе XII-XIII ст. в Китае проживало около 100 млн человек - больше чем в Европе того времени. Китайцы считали свое государство центром Земли, а все народы, живущие вокруг они называли варварами. Правитель Китайского государства назывался Сыном Неба. Его власть передавалась по наследству и официально ничем не ограничивалась. Личность императора была священной. Он считался не только повелителем всех людей, но и посредником между Небом и "поднебесным миром". Империя считалась воплощением небесного порядка. В китайском обществе была строгая иерархия. Ниже императора находились высшие сановники, как правило его родственники. Еще ниже - чиновники, делились на большое количество рангов. Пережив годы кризиса, распада и вообще исчезновение империи, в 589 г. полководец Ян Цзянь силой оружия восстановил единство Китая. Он был провозглашен императором и основал династию Суй (581-618 гг.) Преемник Ян Цзяня Ян Ди перенес столицу в небольшое древний город Лоян и согнал на его строительство 2 млн человек. Ян Ди решил соединить две большие реки - Хуанхэ и Янцзы и начал строительство Великого канала. Этот водный путь связал хозяйство севера и юга и способствовал развитию торговли. Император также укрепил и достроил Большой Китайская стена, вел постоянные войны против соседей.

Затем к власти пришла династия Тан (618-907 гг.) Ее первые правители Ли Юань и Ли Шиминь проводили достаточно здравомыслящего политику, которая обеспечила расцвет Китая. Новые правители провели перераспределение земли. Упорным трудом миллионов крестьян опустошенные земли превратились в плодородные нивы, которые приносили большие урожаи. А продуманная налоговая система обеспечила государству значительные прибыли. От середины VIII ст. власть династии Тан начала ослабевать. Со всех сторон на Китай надвигались воинственные соседи. Постоянные войны неустанно ухудшали положение народа. По всей стране вспыхивали крестьянские восстания, в 874 г. вылились в одну из крупнейших крестьянских войн. На обломках Танской государства возникли многочисленные мелкие владения. Между ними шла неустанная междоусобная борьба, в ходе которой Китай объединился под властью династии Сун (960-1279 гг.)

В XII веке север Китая захватили племена чжурчжэней. Они образовали государство Цзинь - Золотую (1115-1234 гг.) На юге, куда вынужденно переехал китайский император, утвердилась династия Южная Сун (1117-1279 гг.). В 1279 г. завершилось покорение Китая монголами, которые установили здесь свою династию - Юань (основателем династии был внук Чингисхана Хубилай). С середины XIV века в Китае вспыхивали народные восстания ("Красных повязок"), возникали неоднократные попытки дворцовых переворотов. Наконец, в 1368 г. один из руководителей крестьянского восстания был провозглашен императором. Он основал новую династию Мин, правившей Китаем до 1644 г. Столицей

новой династии сначала был город Нанкин, а впоследствии ее перенесли в город Даду, Получившее новое официальное название Пекин. Китайцам принадлежит изобретение компаса и пороха. В VIII столетии в стране открылась Академия наук, в ХV веке были созданы многотомные энциклопедии по истории, географии, медицины, искусства и т.д.

Сделаем выводы. Средневековью в Индии в равной мере присущи приверженность традиции и восприимчивость к новому.

В 648 г. возникли независимые княжества в Кашмире, Бенгалии, Ориссе и многих других районах Северной и Южной Индии. Система каст, первоначально связанная лишь с ролью человека в процессе производства, в средневековье стала жесткой и самодовлеющей.

Поворотным моментом в истории Средневековья Индии явилось установление в конце XII в. мусульманского владычества. Взаимное влияние индуистской и мусульманской традиций не мешало сохранению их индивидуальных черт.

Средневековый Китай по своему размеру и населением в средние века можно было сопоставить со всей христианской Европой. В китайском обществе была строгая иерархия. Госаппарат средневекового Китая делился на большое количество чиновников различных рангов. В истории средневекового Китая правили несколько династий: Суй (581-618 гг.), Тан (618-907 гг.). государство Цзинь - Золотая (1115-1234 гг.), Южная Сун (1117-1279 гг.)

Одной из важных страниц истории средневекового Китая является время владычества монголов. Оно было свергнуто в 1368 г., и один из руководителей крестьянского восстания был провозглашен императором. Он основал новую династию Мин, правившей Китаем до 1644 г.

4.Цивилизации доколумбовой Америки

Цивилизации доколумбовой Америки отличались значительным своеобразием, они развивались в иной естественно-географической среде. Ограниченность культурного пространства, отсутствие внутриконтинентальных морей не создали стимула к развитию сухопутных и морских средств коммуникации.

Первой известной историкам культурой Америки является ольмекская. Ольмеки населяли область Табаско на территории нынешней Мексики. Уже во II тыс. до н.э. они знали развитое земледелие, строили поселения.

Первой значительной цивилизацией в Центральной Америке стала майяская. Майя принадлежали к майяской языковой семье, они занимали большую часть территории нынешней Мексики. Уже к VIII в. майя создали сильное централизованное государство. Майя строили сложные акведуки, нередко подземные, водосборные цистерны и другие гидротехнические сооружения, позволявшие регулировать разливы рек, конденсировать дождевую воду и т.п Майя пользовались двадцатиричной системой счета, заимствованной у ольмеков; они знали число "ноль". Майя разработали совершенный календарь, в котором учитывались циклы Солнца, Луны и Венеры. В X в. цивилизация майя столкнулась с внешними вторжениями. В 917 г. Чичен-Ица была занята племенами науа. В 987 г. этот культовый центр оказался под властью тольтеков; майя низведены до положения несвободных..


Другой значительной цивилизацией Южной Америки стала инкская. Инки принадлежали к языковой группе кечуа и занимали территорию Перу, отчасти Чили, Боливии, Аргентины, Колумбии и Эквадора. Созданное ими государство достигло наивысшего расцвета в XIV-XV в. Официальным названием инкского государства было "Тауантинсуйу", "четыре соединенных стороны света". Столицей был легендарный город Куско.

Инкская экономика носила такой же характер, как и майяская: отсутствовала частная собственность, не было денег. Однако была развита меновая торговля. Инки делали тростниковые лодки и уампу, плоты с крытыми постройками, мачтами и квадратными парусами. Они совершали плавания в океан. У инков было два типа письма: кипу, предназначенное для передачи административно-экономической информации, и килька - для передачи традиций и ритуала; первый тип письма был "узелковым", использовались шнуры разной длины и разного цвета, на которых завязывались десятки видов узлов; второй тип письма - "рисунчатый". Большое внимание уделялось образованию и наукам. В Куско в середине XV в. была открыта высшая школа - ячауаси, первый университет Древней Америки. Инкская цивилизация просуществовала до 20-х г. XVI в., до завоевания испанским конкистодором Франсиско Писарро. Он захватил и разграбил Куско, пленил последнего сапа инку Атауальпу.

Последней крупной цивилизацией Америки была тольтекско-ацтекская. В X в. в Мезоамерике появились тольтеки, принадлежавшие к языковой семье науа. В XI в. от тольтеков отделился вождь Меши, образовался род мешиков, который двинулся в сторону озера Тескоко. В 1247 г. вождем этого рода был избран Теноч, с этого времени тольтекский род стал называться теночками. Они вели полукочевой образ жизни, отличались воинственностью, знали обработку металлов. В 1325 г. мешики-теночки поселились на островах озеро Тескоко. Так возник город Мешико-Теночтитлан, ставший в дальнейшем столицей огромной ацтекской империи. Во главе государства стоял тлатоани. Его власть была абсолютной и передавалась по наследству.

Ацтекам была известна пиктографическая письменность. Они умели изготавливать кодексы, рисунчатые книги (тлакуилос). Они использовали два календаря - ритуальный, известный только жрецам, и общий, включавший 365 дней. В 1519 г. в империю ацтеков вторглись испанские конкистадоры во главе с Эрнаном Кортесом. В 1520 г. был взят Мешико-Теночтитлан, последний тлатоани Моктесума II Шокойоцин был убит. Так завершилась история тольтекско-ацтекской цивилизации.


Таким образом, цивилизации доколумбовой Америки отличались значительным многообразием. Первой известной историкам культурой Америки является ольмекская.

Первой действительно значительной цивилизацией в Центральной Америке стала майяская. Майя строили сложные акведуки, нередко подземные, водосборные цистерны и другие гидротехнические сооружения, позволявшие регулировать разливы рек, конденсировать дождевую воду и т.п. В X в. цивилизация майя столкнулась с внешними вторжениями и погибла.

Другой значительной цивилизацией Южной Америки стала инкская. Инки принадлежали к языковой группе кечуа и занимали территорию Перу, отчасти Чили, Боливии, Аргентины, Колумбии и Эквадора. Созданное ими государство достигло наивысшего расцвета в XIV-XV в. Инкская цивилизация просуществовала до 20-х г. XVI в., до завоевания испанским конкистодором Франсиско Писарро. Он захватил и разграбил Куско, пленил последнего сапа инку Атауальпу.

Последней крупной цивилизацией Америки была тольтекско-ацтекская. Ее столицей стал город Мешико-Теночтитлан, ставший в дальнейшем столицей огромной ацтекской империи.

В 1519 г. в империю ацтеков вторглись испанские конкистадоры во главе с Эрнаном Кортесом. В 1520 г. был взят Мешико-Теночтитлан, последний правитель атцеков Моктесума II был убит.

Заключение

Важнейшим фактором европейской культурной общности стало христианство, именно в средние века в Европе оно превратилось в одну из мировых религий. Для эпохи средневековой христианской Европы был характерен феодализм и феодальная раздробленность. Церковь боролась за прекращение междоусобных войн, разбоев и бесчинств. Ситуацию усугубляли некоторые догматические и обрядовые различия в практике восточной и западной церквей.

В средние века было распространено учение, согласно которому все население Европы в соответствии с Божьей волей делилось на три сословия: служители церкви; рыцари; крестьяне и горожане. Важнейшим этапом развития европейской средневековой цивилизации в X-ХІII вв. стало формирование современных государств.

В Аравии в VII в. зародился ислам. Основателем ислама был житель Мекки Мухаммед (570-632 гг.). Он призвал всех арабов отказаться от поклонения многочисленным богам, верить в одного только Бога - Аллаха и в то, что Мухаммед его пророк.

После смерти Мухаммеда государство возглавили халифы (по-арабски - "заместитель, преемник"), которых первоначально избирала община верующих из сподвижников пророка. В результате арабских завоеваний возникла цивилизация, которая впитала достижения византийской, иранской, среднеазиатской, индийской, закавказской и римской культурных традиций.