Файл: Л. Н. Толстой Акула.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула».

Цели: продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н. Толстого, обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, и их поступкам, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомятся с произведением Л.Н.Толстого «Акула». Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

Познавательные: Определяют основную мысль произведения, понимают какую информацию о чувствах и настроениях автора несут образные слова.

Регулятивные: Оценивают свои достижения, проводят прогнозирование

Коммуникативные: Осознают цель своего высказывания, строят диалог в паре, задают вопросы.

Личностные: Оценивают поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения, проявляют чувство сопереживания.

Оборудование: учебник, мультимедиа проектор, колонки, презентация, звукозапись, разрезные картинки, картинки с изображением кораблика.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрый день ребята !

Я приветствую вас на уроке литературного чтения

Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи своим одноклассникам

2) Мотивационно-целевой этап.

- Давайте узнаем,чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке.

ЬТАТИЧ – читать

ЬТАДЮЛБАН – наблюдать

ЬТАНИМОПСВ – вспоминать

ЬТАМУД – думать

- Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе. (слова на доске).

2. Актуализация знаний.

1) Развитие оперативной памяти. Упражнение «Фотоглаз»

- Постарайтесь быстро прочитать и запомнить.

Граф, Ясная поляна, 90 томов, Муравейное братство, Школа для детей. (Доска

- Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку? (продолжим изучать творчество Л.Н.Толстого)

- Что можете рассказать о жизни этого писателя? (ответы детей)

2) Фронтальный опрос домашнего задания.

  1. Где родился и провел свое детство Л,Н,Толстой? (в деревне Ясная поляна)

  2. Сколько детей было в семье Толстого? (5)

  3. Кто был заводилой в играх? (Николай)

  4. Как появились муравьиные братья? (из-за тайны)

  5. В чем состояла тайна? (была написана на зеленой палочке, которая зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа)

  6. Как относились дети ко всем этим тайнам? (верили, с важностью)

3. Постановка темы и цели урока.

- Мы сегодня будем работать с  новым произведением Л.Н.Толстого. А  для того  чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь! (Акула)

-Какова же тема сегодняшнего урока?(Л.Н.Толстой «Акула»)

- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, определите задачи урока

Совершенствовать знания о ____________Л.Н. _________. (совершенствовать знания о творчестве Л.Н.Толстого)

Учиться п_________, в________ _______ ________ «______» и а________ его. (учиться правильно, выразительно читать произведение «Акула» и анализировать его).

- Что интересного вы знаете об акулах? (рассказ ученика об акулах). Рисунок акулы.

Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.

- Для выполнения поставленных задач я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, а отправимся мы на паруснике. (Слайд с материком Африка).

- А что вы можете сказать об Африке? (рассказ ученика)

Африка, второй по величине после Евразии материк. Это самый жаркий, самый загадочный материк планеты. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Это теплый материк, температура летом +20-25 градусов, а зимой 10-16 градусов.Больше половины территории Африки занимают саванны и пустыни, степи и тропические леса, в которых обитают разные животные: жирафы, зебры, львы, слоны, бегемоты, обезьяны, много ящериц и змей.

- Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка.

А теперь отправляемся в морское путешествие и посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”

- Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?

- Как вы думаете, кто будет героем этого произведения?

- Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?

Настрой

-Для перехода к следующему этапу необходима Специальная подготовка

- Я прошу вас включить в работу Слуховые анализаторы:

Помассируйте ушки, приговаривая про себя: « Ушки, ушки, слушайте и запоминайте внимательно!

Зрительные анализаторы:

- Закройте глазки – и ласково погладьте их проговаривая про себя : «Глазки, глазки, смотрите и наблюдайте внимательно!

- Включили ? (ДА)

- Только теперь , когда вы готовы, даю вам Установку: внимательно Слушать и понять, кто главный герой и какой поступок он совершил?

4. Работа по теме урока.

1) Словарная работа.

Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся в тексте (Слайд)

Артиллерист - военнослужащий огнестрельного орудии.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.

Ропот – неясные негромкие звуки;

Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.

Полотно – белая льняная ткань.

Хобот –упирающаяся в землю задняя часть пушки

Застлал – закрыл туманом, пеленой

Сорвался с места - побежал что было сил;

понатужься - собери силы;

подле пушки - около пушки;

2) Первичное знакомство с текстом. (диафильм)

Пауза для эмоционального восприятия.

- Признаюсь ребята, слушая рассказ, я очень волновалась!

- А вы, какие эмоции ощущения испытали во время прослушивания?

( тревога, беспокойство, волнение, отчаяние, радость, мужество, опытность, находчивость, смелость, мудрость).

- Название рассказа уже вызывает беспокойство, становится страшно, когда раздаётся крик «Акула»!

- Было ли вам страшно? Когда?(когда мальчики начали купаться в открытом море, когда раздался крик)

- За кого вы переживали?

- Назовите героев этого рассказа. (артиллерист, мальчики, матросы



5. Физкультминутка. (акуленок)




  1. Продолжение работы по теме урока.

  2. ЧТЕНИЕ по цепочке

1) Анализ прочитанного. Выборочное чтение.

Давайте проведем анализ о прочитанном тексте

- Где происходило событие, о котором говорится в произведении?

Ответ:Событие происходило у берегов Африки.

- Зачем матросы устроили купальню? Прочитайте.

Ответ:…к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

- Кто находился на корабле?

Ответ:Два мальчика.

- Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.

Ответ:Мальчики первые прыгнули в воду, но им было тесно в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

- Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его това­рища?Найдите и зачитайте.

Ответ:Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палу­бе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

- Как понимаете выражение «Не выдавай! Поднатужься!»?

Ответ:Это значит не поддаваться, поста­раться победить, обогнать.

- Когда отца хватил страх?

Ответ: когда на палубе закричали «Акула!».

Найдите и прочитайте, как автор описывает его состояние.(с. 152. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей)

- С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань)

- Ребята, почему, когда матросы пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына)

- Действительно, когда человеку очень страшно, впервые секунды впадает в оцепенение, не может ничего сделать, особенно когда это касается самого близкого и родного человека.

- Когда он стал действовать? Зачитайте этот эпизод.(с. 154. …но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны. Визг этот как будто разбудил артиллериста…).

- Что он сделал?(Он сорвался с места и побежал к пушкам.Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль).

- Объясните выражение «сорвался с места».(Внезапно, стремглав без предупреждения отправиться куда-либо.

- Кто главный герой произведения?(Артиллерист).

- Что можно сказать об этом человеке, какой он?(сильный, храбрый, смелый, мужественный, находчивый,решительный.)

2)Работа над сюжетом произведения. Работа в парах.


-Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (на столах карточки)

-Что было сначала? Что потом? Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (восстановить последовательность частей). Давайте восстановим.

- Чья пара уже готова?

ВОССТАНОВИТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ




Появление акулы




Купание в море.




Спасение маьчиков




Остановка корабля.




Стрельба из пушки.


(1.Остановка корабля)

(2.Купание в море)

(3.Появление акулы)

(4.Стрельба из пушки)

(5.Спасение мальчиков) (Проверка с доской)
7.Творческая работа

-Итак, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение, как это сделал отец одного из мальчиков.

-Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо.

-А сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу в парах.

Вам нужно собрать иллюстрацию по рассказу.

-Я очень рада, что вы прекрасно справились с этим заданием.

8. Итоговая беседа.

-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживание отца, его любовь к сыну, показать опасности, подстерегающие детей).

- Ради чего написан рассказ?(Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа).

- Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.

- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

– Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по- геройски.)

(– Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.)

- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

-У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.

 Итоговая беседа. Контроль и самоконтроль знаний

-А сейчас я проверю, какими вы были во время путешествия внимательными, наблюдательными.

Тестовая проверочная работа. (Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)

1. Автор рассказа «Акула»

а) Л. Н. Толстой б) Е. И. Чарушин в) А. С. Пушкин

2. Определи жанр произведения «Акула»

а) сказка б) стихотворение в) рассказ

3. Отметь имя и отчество Толстого

а) Алексей Константинович

б) Алексей Николаевич

в) Лев Николаевич

4. Старый артиллерист побежал:

а) в каюту б) на палубу в) к пушке

5. Корабль стоял у берегов

а) Америки б) Африки в) Индии

6. Главный герой рассказа «Акула»

а) мальчик б) матрос в) артиллерист

Проверка тестовой работы

(а, б, в, в, б, в,)

10.Рефлексия

На уроке я узнал …

Мне очень понравилось…

Мне было интересно…

У меня получилось…

Я очень переживал…

-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок!

Домашнее задание.(Слайд)

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

По выбору учащихся:

• придумать продолжение рассказа

• нарисовать иллюстрацию

• сочинить стихотворение об акуле