Файл: Диссертация на тему изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 452

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)
Кафедра «Дошкольнаяпедагогика,прикладнаяпсихология»

(наименование)
37.04.01 Психология

(код и наименование направления подготовки)
Психология здоровья

(направленность (профиль))

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)
на тему ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ПЕРИОД КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ В КОНСУЛЬТАТИВНОЙПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА

Студент

С.В. Саратовский



(И.О. Фамилия)













(личная подпись)

Научный руководи

тель

к.псх.н., доцент Э.Ф. Николаева



(ученая степень, звание, И.О. Фамилия)


Тольятти 2021

Оглавление



Введение……………………………………………………………………

3

Глава 1 Теоретический анализ проблемы возрастного кризиса личности среднего возраста и особенностей смысложизненных ориентаций в

критические периоды развития …………………………..


11

1.1 Теоретический анализ проблемы возрастного кризиса

личности среднего возраста в психологии …………......................


11

1.2 Особенности протекания возрастного кризиса середины

жизни в аспекте половых различий………………………………..


23

1.3 Проблема ценностей и смысложизненных ориентаций

личности в отечественной и зарубежной психологии……………


29

1.4 Психологическая помощь личности в период кризиса

середины жизни в консультативной практике психолога………..


40

Глава 2 Экспериментальное исследование смысложизненных

ориентаций мужчин и женщин в период кризиса середины жизни.........


47

2.1 Организация и методы исследования…………………………

47

2.2 Эмпирическое изучение смысложизненных ориентаций

мужчин и женщин и их представлений о психологическом возрасте в период кризиса середины жизни………………………


53

2.3 Статистический анализ результатов эмпирического исследования и выявление особенностей смысложизненных

ориентаций мужчин и женщин….……………………………........


67

Заключение …………………………………………………….………….

75

Список используемой литературы……………………………….……….

79

Приложение А Протоколы диагностики ценностно-смысловой сферы

личности мужчин ………………………………………


91

Приложение Б Протоколы диагностики ценностно-смысловой сферы

личности женщин………………………………………


98


Введение

Актуальность исследования. Возрастные кризисы, проживаемые человеком, давно и тщательно изучаются в системе психологических наук. Исследования возрастной психологии выделили эту категорию развития личности еще в начале XX в. и впервые это понятие было сформулировано в работах Л.С. Выготского, который считал их переходным этапом качественного преобразования накоплений предыдущего этапа возрастного развития…, где литические периоды сменяются критическими, обеспечивая качественные скачки развития человека. Большой вклад в изучение возрастных кризисов в отечественной психологии сделали А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и многие другие. В западной психологии кризисам развития также уделялось большое внимание, но в большей степени изучались взрослые периоды реализации личности.

Кризисы, разворачивающиеся в зрелых возрастах, имеют свою специфику и приобретают иное значения для личности, переживающей этот период. На передний план здесь выступают процессы индивидуации (К.Г. Юнг), самоидентификации и самореализации, обусловленные одновременно и необходимостью, и возможностью выбора вектора и маршрутов собственного жизненного пути. Так, в работах Д.Дж. Левинсона систематизированы нормативные кризисы личности от 17-ти до 65-ти лет, разворачивающиеся на переходных этапах жизни и характеризующиеся высоким уровнем стресса. По мнению Д. Левинсона, высокое напряжение в эти периоды определяется активной работой личности по анализу и переоценке целевых ориентиров жизни, ее ценностей и смыслов, а также способов самореализации в аспекте личной «идеальной модели жизни. Этой же проблемой занимались

и многие другие исследователи Э. Эриксон, М. Пек, Г. Шихи, Н. Коуэн, Г. Крайг, Д. Бокум и др. Не смотря на различие концепций и взглядов, все они сходятся в понимании значимости кризисных этапов для личности в аспекте их ресурсов для развития, повышения

самореализации и качества жизни. Однако, по мнению всех ученых, в кризисах заложен лишь потенциал качественного скачка, а на передний план для личности выступает субъективные переживания конфликта, разочарования, экзистенциальных проблем бытия, разбалансировка целей, ценностей и смыслов жизни и пр.

Особое внимание в современной психологии уделяется кризису личности среднего возраста, ориентировочно разворачивающегося в период от 40 до 45 лет (Д. Левинсон), а обусловлено оно спецификой его протекания. Переживания «утекающей» жизни, упущенных возможностей, невозможности достижения целей и ценностей своей жизни или неудовлетворенность жизнью, несмотря на наличие достижений, становятся стержнем внутренней жизни личности и существуют во внутреннем плане долговременно. По мнению В.И. Красикова эти состояния вполне можно назвать «синдромом существования», а периоды обострения переживания (активная фаза кризиса), по его мнению, наполнены тотальной смысловой девальвацией. Кризис ценностно-смысловой сферы затрагивает всю личность в целом потеря ориентиров, перспектив жизни, ее смысложизненных ориентаций самым негативным образом влияет на эмоции, чувства человека,
его деятельность, общение, отношение к себе и к миру. По результатам исследований это выражается зачастую в депрессиях, жалости к себе, несправедливости, ощущении невозможности ничего изменить и бессмысленности изменений. Такая острота переживания, сопровождаемая ощущением потери силы, молодости, здоровья актуализировала потребность в практико-ориентированных исследованиях, направленных на оказание психологической помощи людям среднего возраста в конструктивном разрешение ценностно-смысловых конфликтов и кризиса середины жизни. Заметную роль здесь сыграли работы И. Ялома, Дж. Холлиса, М. Стайна, Э. Эриксона, В. Франкла и др.

В рамках нашего исследования актуальным является изучение смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин среднего возраста,

переживающих кризисные периоды этого этапа жизни. Это обусловлено значимостью смысложизненных ориентаций для построения человеком личных перспектив даже в периоды кризисов и трансформаций. (личных или общественных). Актуальность данного диссертационного исследования также важна для консультативной деятельности практического психолога, к которому обращаются клиенты - мужчины и женщины - в кризисный период середины жизни с проблемами внутриличностного конфликта, где важным представляется выявление особенностей смысложизненных ориентиров, во многом способствующим построению эффективной консультативной работы по оказанию психологической помощи.

Смысложизненные ориентации являются основными механизмами
сдерживания личности от делинквентной, криминальной и иной формы отклоняющегося (девиантного) поведения. Поэтому все психологические состояния, переживаемые человеком в трудных ситуациях, способствуют, в той или иной мере, трансформации смысложизненных ориентаций личности, побуждают к поиску новых ценностей, соотнесению новых целей и возможностей их дальнейшей реализации. Смысложизненные ориентации в свою очередь приводят к выбору определенной модели поведения, характер которой помогает преодолению возникшего кризиса.

Многие исследователи не проводят чёткой границы между личностными ценностями и ценностными ориентациями, они во многом рассматриваются как синонимы. Ценности, ценностно-смысловая сфера личности изучены в работах зарубежных и отечественных психологов (А. Маслоу, А. Адлер, В. Франкл, К.Г. Юнг, М. Рокич, С.С. Бубнова, А.Г. Здравомыслов, Е.А. Климов, Л.В. Коломийченко, Д.И. Фельдштейн и др.). Проблема смысложизненных ориентаций анализируется и в работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.Э. Чудновского.

Изучение проблемы психологии пола и психологических различий мужчин и женщин можно видеть в работах различных авторов Э. Гидденса,

Е.П. Ильина, И.С. Клециной, И.Н. Тартаковской, Дж. Холлиса, Ш.М. Шона, П.К. Эстес, А.И. Захарова, Л.В. Ильченко, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, И.С. Кона, В.С. Мухиной, И.В. Романова и многих других.

Проблема исследования состоит в изучении состояния смысложизненных ориентаций личности в период кризиса середины жизни и