Файл: Петр i последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Представитель династии Романовых. Был провозглашён царём в 10летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции

Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ


Группа 22Ю272

Студент
Н.Ю.Кузин


МОСКВА 2023

Дайте понятие и признаки абсолютизма Петра I
Петр I - последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Представитель династии Романовых. Был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года.

Период правления Петра I принято считать этапом становления абсолютизма в России, однако предпосылки формирования этой политической системы можно проследить и у его отца, царя Алексея Михайловича, и гораздо раньше — у Ивана IV Грозного. Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Пётр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра I в проведении тех или иных реформ.

Абсолютизм — разновидность монархии, при которой контроль над всеми рычагами управления государством находится в руках верховного правителя (императора/царя) или людей лично им назначенных.

Признаки абсолютизма – создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников. Формирование постоянной профессиональной армии. Создание государственной налоговой системы. Введение единого государственного законодательства и административного устройства. Введение единых мер и весов. Образование государственной церкви. Проведение единой государственной экономической политики.

Петр I с ранних лет интересовался армией, войной и всеми сопутствующими вещами
, его характер развивался в духе дисциплины и субординации — условия определившие его стремление к полному контролю за государством и всеми его сферами.

Огромная площадь страны при её существенном отставании в развитии инфраструктуры и промышленности требовала жесткого государственного контроля.

Великая Северная война со Швецией 1700-1721 года показала необходимость срочных реформ армии, промышленности и административного аппарата — всё это требовало колоссальных денежных и человеческих ресурсов, а также влекло за собой необходимость преобразований в экономической и социальной сфере.

Проводимые царем реформы часто вызывали отторжение и даже открытое недовольство, бунты — в таких условиях Петр I принял решение сформировать вертикаль власти из лично преданных и доверенных лиц, ужесточить полицейский надзор.

Итоги и результаты утверждения абсолютизма:

Ужесточилась вертикаль власти, выстроилась иерархическая система административных органов — это вызвало резкий рост чиновничьего аппарата, взяточничества, расходов на содержание многочисленных проверяющих служб

Реформа налогов привела к росту налоговой нагрузки на население в 3,5 раза за 20 лет, произошло закрепощение крестьян, снижение численности населения в результате войн, болезней и нищеты.

Развитие промышленности и производства позволило выиграть Северную войну, но сохранялось только пока у власти был Петр I — после его смерти многие фабрики и заводы пришли в упадок, так как последующие правители не уделяли должного внимания контролю производственно-экономических отношений внутри страны.

Церковь потеряла автономию и перешла в зависимость от государства.

Царь на законодательном уровне менял по собственному желанию сложившиеся культурные традиции русского общества на европейский манер.

Ужесточение полицейского контроля, пропаганда доносительства, репрессии, преследования недовольных, ложные наговоры и расследования «Тайной канцелярии» стали нормой жизни.
Укажите черты уголовно-карательной политики в XVIII-XIX вв.

Начало XVIII в. связано с распадом средневековых уголовно­правовых понятий и средневекового символизма. Традиционная религиозно-карательная доктрина московского периода при Петре I постепенно уступает место буржуазным уголовно-правовым понятиям и категориям. Некоторые принципы, усвоенные впоследствии буржуазной наукой (виновность, ответственность на основе закона и т. д.), формировались стихийно, независимо от господства тех или иных буржуазных идей.



В XVIII в. уголовное законодательство было открыто сословным. Хотя ответственность за преступления несли все слои, законы закрепляли преступления, связанные с неповиновением частновладельческих крестьян помещикам. К концу столетия на развитие уголовного права стали оказывать воздействие теоретические концепции французского Просвещения, позднее, в первой половине XIX в., появляются теоретические труды отечественных юристов (О. Горегляд, С. Баршев и др.), в которых сказывается влияние германских школ уголовного права.

Понятие преступного в субъекте преступления.

В петровской идеологии государство занимало особое место по­печителя подданных, и потому действие, направленное "ко вреду го­сударственному", расценивалось как преступление. В указе 1714 г. преступлением называлось то, что "вред и убытки государству причинить может". При Петре I в обиход входят термины "преступление и проступок", суть которых в нарушении закона. Сохраняется множество специальных определений отдельных деяний (злодейство, кража, бунт, разбой и т. д.). Но вред государству понимался широко, а законодательство не было рассчитано на все случаи. В указе 1714 г. разъяснялось, что вред наказуем и тогда, когда на это нет указания в законе. Говоря современным языком, допускались аналогии.

В Манифесте Екатерины II (1763 г.) ситуация уточнялась в пользу господства закона: надо, чтобы "люди боялись законов, и никого, кроме них, не боялись".

В Уставе благочиния 1762 г. разграничивались проступки (полицейские нарушения) и уголовные преступления. Господство идеи о преступлении, предусмотренном законом, к началу XIX в. закрепляется и в Своде законов 1832 г. окончательно устанавливается. Преступление понимается как нарушение закона путем посягательства на права власти, безопасность общества или частных лиц.

В Петровскую эпоху совершенствуются понятия крайней необходимости и необходимой обороны, совершенствуется положение субъекта преступления и понятие виновности. Как и в Уложении 1649 г., деяния, совершенные по неосторожности, не наказывались, необходимо было наличие умысла. В отношении политических преступлений наказывался умысел, с 1714 г. фискалы тайно доносили "о всяком злом умысле против государя", возмущениях и бунтах.

В вопросах возраста привлечения к ответственности ясности не было. Сохранялось старое правило не применять наказания до семи­летнего возраста, снижать его для не достигших 15 лет, хотя в этих случаях могли применяться телесные кары. В середине XVIII в. воз­раст "малолетства" устанавливается в 17 лет для мужчин и 12 лет - для женщин.


В Своде законов 1832 г. возраст привлечения к ответственности устанавливался с семи лет, применение наказаний диффе­ренцировалось в зависимости от возраста. Во время правления Петра I закон установил, что психически больные освобождаются от наказаний, но практика в отношении ду­шевнобольных преступников четко не прослеживается. Поначалу они отдавались на попечение монастырей, по мере развития медицины помещались в психиатрические заведения.
К числу существенных недостатков Конституции РСФСР 1918 г. ученые относят ее декларативный и классовый характер. Что понимается под указанными недостатками, в каких нормах Конституции они были отражены?

Конституция была принята 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов. Она состояла из 6 разделов: 1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2) Общие положения Конституции; 3) Конституция советской власти; 4) Активное и пассивное избирательное право; 5) Бюджетное право; 6) О гербе и флаге РСФСР.

Устойчивое положение советской власти сказывалось на основных положениях Конституции и прежде всего на фор­мулировках сущности и задач государства. Статья 9 прямо закрепляла диктатуру городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства, ставящее своей целью полное подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации человека и построение социализма. По форме государственного устройства советское государство признавалось Федерацией Советских национальных республик.

Достаточно своеобразно закреплялись конституционные права и свободы граждан. Во-первых, они носили ярко выраженный классовый характер и предоставлялись только трудящимся. Значительная часть населения была лишена права избирать и быть избранными в органы государства, а также обязанности служить в армии. Во-вторых, Конституция не содержала перечня конституционных прав и свобод, предоставляемых трудящимся и не раскрывала их содержание. Конституция не закрепляла право граждан на образование. Для этого у государства не было ни материальных средств, ни необходимых кадров. Ставилась лишь задача предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. Остальные слои населения должны были учиться за свой счет.

Конституцией предусматривались 2 конституционные обязанности: трудиться и защищать социалистическое отечество. Конституция закрепляла структуру и порядок формирования, а также компетенцию центральных органов государства: Всероссийский Съезд Советов, ВЦИК, СНК и наркоматов, а также конституционные принципы формирования местных советов и предметы их ведения.


Избирательное право предоставлялось лицам, достигшим ко дню выборов 18 лет, из числа рабочих и служащих, а также крестьян и казаков-землевладельцев, не пользующихся наемным трудом с целью извлечения прибыли. Основанием лишения избирательных прав признавались, прежде всего, случаи получения лицом нетрудовых доходов, в виде процента с капитала, доходов с предприятий и т.д. Избирательное право рабочих и крестьян было неравным. Выборы делегатов на всероссийские съезды Советов производились по норме: от городских советов - 1 делегат на 25 тыс. избирателей, от губернских съездов советов - 1 делегат на 125 тыс. жителей.

Конституция закрепляла право советской власти «вторгаться в право частной собственности» или, иначе говоря, осуществлять по своему усмотрению национализацию, конфискацию и иные формы отторжения частной собственности в доход государства.

Недостатков в Конституции было много, но, несмотря на это, она оказала заметное влияние на рабочих других стран. Права, предоставленные ею трудящимися России, стали требовать рабочие Англии, Франции, США и других стран от своих правительств, ведя активную борьбу за их реальное осуществление в условиях буржуазного государства.

В начальный период существования советской власти кодификация затронула только трудовое и семейное право. Такие важные отрасли, как уголовное и гражданское право, получили первые кодексы только в начале 1920-х годов. Почему кодификация началась именно с указанных отраслей?

В 1919 году П. И. Стучка предложил приступить к кодификации нового закона. Конституция должна была занять первое место. Затем было "социальное право", которое включает в себя семейное право и право социального обеспечения. Тогда должны были быть "имущественные права", точнее, нормы, отменяющие и ограничивающие эти права, а также "допустимость применения пережитков частной собственности переходного времени". Систематизированные таким образом нормы будут представлять собой "обязательное для всех право", в то время как все другие узаконения будут техническими инструкциями. Такой первый подход к вопросу о системе права был обусловлен практической необходимостью