Файл: Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г. документ, выделяющий признаки государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Сущность государства, признаки государства.
Единого определения государства не существует.

 

Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г. – документ, выделяющий признаки «государства» как субъекта международного права:

1)    постоянное население;

2)    определённая территория;

3)    правительство;

4) способность к вступлению в отношения с другими государствами.

 

На данный момент представители науки ТГП выделяют больше признаков государства, чем было указано в Конвенции.

Признаки принято делить на 2 вида: основные и дополнительные.

Чаще всего, к основным признакам относят следующие:

  1. Территория

  2. Население

  3. Суверенитет

  4. Аппарат управления и принуждения

  5. Право

  6. Налоговая и финансовая системы

К дополнительным признакам относят, как правило, следующие:

  1. Единый государственный язык

  2. Единая денежная единица

  3. Единые транспортная, информационная, энергетическая системы

  4. Единая внешняя политика

  5. Государственная символика (герб, гимн, флаг)


Сущность СОВРЕМЕННОГО государства заключается в том, что государство является главной управляющей системой общества, предназначенной для учета и координации интересов различных групп населения, для преодоления социальных противоречий внутри страны и за ее пределами.

При определении сущности государства необходимо учитывать, что в настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства:

  • Классовая

  • Социальная


2. Понятие формы правления в государстве, виды форм правления и их характеристика.

Форма государства – это совокупность его внешних характеристик, определяющих способ его организации и устройства.

Включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного (государственно-территориального) устройства, форму государственного (политического) режима.
Ф
орма государства (схема)

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением.


В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия – такая форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передается по наследству.

Монархии подразделяются на абсолютную, сословно-представительную (ограниченную, или дуалистическую), конституционную (парламентарную).

Р
еспублика
– форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяются на парламентские (Австрия, Италия, Германия), президентские (Франция, США), смешанного типа (Россия).
3. Понятие, признаки государственной власти, ее структура и формы осуществления.
Власть – отношение господства-подчинения, разделение на властвующих и подвластных / система взаимоотношений между людьми, в которой обязательными элементами выступают господство одних сил с подчинением и принуждением других.
Государственная власть подразумевает вышеуказанные отношения господства и подчинения, которые связаны с организующим воздействием и возможностью принуждения со стороны аппарата управления государства.
Признаки государственной власти:

  1. Публичный характер

  2. Территориальность

  3. Суверенность

  4. Легальность (поддерживается законом)

  5. Легитимность

Выделяют и иные признаки - такие, как:

  1. Политический характер

  2. Аппаратный характер

  3. Универсальный характер

  4. и др.

В структуре государственной власти, как правило, выделяют следующие элементы:

  1. субъекты власти,

  2. объекты власти,

  3. властеотношения,

  4. средства, способы, приемы, методы осуществления власти,

  5. ресурсы власти

Форма государственного (государственно-территориального) устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия составных частей центральных и местных органов власти.



Различают три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.
Признаки унитарного государства:

  1. Единые для всей территории высшие органы государственной власти, органы государственного управления и судебные органы.

  2. На всей территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика.

  3. Унитарное государство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

  4. В рамках унитарного государства допускается существование автономий (например, в составе Великобритании – Шотландия и Северная Ирландия).

  5. Межгосударственные отношения осуществляют только центральные органы.

Признаки федеративного государства:

  1. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких административно-территориальных образований в единое государство. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики и т.п.), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рамках единого правового пространства.

  2. Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации.

  3. Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях.

  4. Конституционное законодательство не предусматривает одностороннего выхода субъекта федерации из состава государства (например, в конституциях США, Германии и Бразилии содержится даже запрет на подобного рода действия).

  5. Федеративное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными федеральными органами, а главнокомандующим является глава государства (президент).


Признаки конфедерации:

  1. Это, как правило, временный союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. Субъекты конфедерации объединяются на основе соответствующих договоров и обладают правом свободного выхода из состава конфедерации.

  2. Как правило, отсутствует единое гражданство, хотя пересечение государственных границ предельно упрошено (без виз и деклараций).

  3. Субъекты конфедерации имеют собственные вооруженные силы. Объединение с вооруженными силами других субъектов конфедерации возможно в рамках военного союза.

  4. Парламент формируется представительными органами субъектов конфедерации, и его решения не имеют силы без их согласия.

  5. На уровне конфедерации нет общих судебных органов и весьма ограничены исполнительные органы власти.

  6. Как правило, отсутствуют единая денежная система, единая система налогов и единый государственный бюджет.

  7. Конфедеративные государства недолговечны. Они распадаются на унитарные государства или превращаются в федерации.

В современном мире конфедераций нет, хотя некоторые ученые считают конфедерацией ЕС. История знает, например, Швейцарскую конфедерацию, Австро-Венгерскую. В 1982 г. распался союз Сенегала и 12 Гамбии (Сенегамбия). В 1961 г. такая же судьба постигла ОАР (союз Египта и Сирии).
4. Понятие политического режима в государстве, виды политических режимов и их характеристика.

Форма государственного (политического) режима определяет совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением.

В настоящее время чаще пользуются термином «государственный режим».

Главным критерием классификации государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. Исходя из этого, различают две формы государственного режима: демократический и антидемократический.

Основные черты демократического режима:

  1. Демократия предполагает наличие в государстве коллективного законодательного органа, в который народ выбирает своих представителей.

  2. Возможность для всех граждан, независимо от политических или иных убеждений, свободно изъявлять свою волю путем всеобщих выборов и на референдуме.

  3. Граждане обладают реальными способами влияния на государственный аппарат для защиты своих интересов, используя при этом свободу слова, печати, собраний, свободу получения информации, партийные и общественные организации.

  4. Минимальное вмешательство государства в экономическую сферу и личную жизнь граждан.



В идеале демократический характер государства отличается высокой степенью развития экономики, достойным уровнем жизни, защищенностью населения от произвола и беззакония.

Виды антидемократических режимов:

  1. Тоталитарный режим.

  2. Авторитарный режим (подвиды – диктаторский, военный, теократический).

  3. Деспотический режим

  4. Тиранический режим

  5. Фашистский режим


5. Понятие функции государства, признаки и основные подходы к классификации функций государства, формы и методы реализации государственных функций.

Ф
ункции государства
– это основные направления деятельности, благодаря которым реализуется его назначение.
Внутренние функции государства:

  1. принятие законов и контроль за их соблюдением;

  2. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

  3. определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция);

  4. осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля);

  5. обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка);

  6. оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция);

  7. осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция).


Внешние функции государства:

  1. осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

  2. заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;

  3. обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

  4. определение статуса государственной границы и ее защита.

6. Понятие механизма государства, раскройте его и дайте классификацию органов государства