Файл: Использование приемов тестопластики в коррекционнопедагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5.Перочинные ножики. Нужны для обрезки деталей, нанесения насечек и прочее.

6.Пинцет. Для манипуляций с мелкими деталями.

7.Баночка с водой и кисточка. Нужны для склеивания деталей изделия между собой.

8.Расческа с частыми зубьями. для нанесения орнамента и насечек. Незаменима при изготовлении корзинок.

9.Зубочистки. Очень часто используются. Служат для нанесения орнамента и насечек, в объемных изделия так же могут выполнять роль каркаса (например, соединяют голову и туловище).

10.Деревянная палочка для суши. Очень удобный инструмент, хорошо всегда иметь под рукой. Ей хорошо делать разной формы углубления и прочие.
Дополнительное оборудование

1.Бисер и бусины. Служат для украшения. Из них можно выложить надписи, орнамент, использовать в качестве глаз, носа и прочее 

2.Набор насадок для кондитерского шприца. Такие есть, пожалуй, у любой хозяйки на кухне. Замечательная и порой незаменимая вещь для нанесения отпечатков и орнамента. Разные насадки дают разный эффект

3.Маленькая скалка из детского набора для лепки. 4.Набор фигурок и вырезок. Можно использовать фигурки для печенья или фигурки из наборов для лепки.

5.Проволока. Нужная вещь для изготовления каркаса изделия. 

6.Ложки. Дают интересные отпечатки на поверхности теста.

7.Шпажка для канапе.

8.Колесико для перевода выкроек. Наносит очень красивые пунктирные насечки.


При оборудовании уголка работы с солёным тестом необходимо учитывать следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;

  • достаточность;

  • доступность расположения.

  • Материал для проведения работы по тестопластики меняется в соответствии с планом работы.

3.2.Основные методы работы и приемы обучения детей:

Словесные:

Рассказ

Беседа

Практический:

Практическая работа

Наглядные:

Демонстрация

Иллюстрации

Методы проблемного обучения:

Проблемное изложение материала

Создание проблемных ситуаций

Приемы организации детей в процессе работы:

Работа с небольшой группой детей (4-5 человек).

Индивидуальная работа с детьми.


Приемы активизации умственной активности детей:

Включение сюрпризных моментов, решение проблемных ситуаций.

Выполнение нетрадиционных заданий.

Приемы обучения детей:

Показ или демонстрация способа действия с объяснением.

Использование дидактических средств.

Использование инструкций для выполнения задания.

Пояснение, разъяснение.

Вопросы к детям.
Типы занятий:

Комбинированный;

Первичного ознакомления с материалом;

Усвоение новых знаний;

Закрепление, повторение.

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

-создание проблемной ситуации. Загадывание загадки, чтение стихов, беседы.

-рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

-демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ. -объяснение приемов создания изделия.

-пальчиковая гимнастика, разминка рук.

-самостоятельное изготовление поделки.

-анализ готовых поделок.

-уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
3.3. Методика обучения.

Программа при помощи лепки вводит ребенка в удивительный мир творчества.

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В качестве психологической разгрузки и для развития интеллектуальных способностей детей используются игры, загадки, беседы.
3.4. Особенности технологии лепки из соленого теста.

Приемы лепки:

Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки.

Шлепанье - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движения можно варьировать.



Сплющивание - сжимание куска теста или пластилина с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющивать при помощи пальцев. Большой кусок придавливают ладонями к плоской поверхности.

Скатывание - формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным пальцами руки.

Надавливание - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.

Размазывание - надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.

Вдавливание - расположение предметов на основе из пластичного материала и прикрепление их путем нажатия.

Раскатывание - формирование из куска пластилина жгута путем раскатывания его движениями вперед - назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Разрезание - деление куска пластилина при помощи стека на кусочки меньшего размера.

Сглаживание - придание гладкой формы изделию при помощи пальцев рук.

Оттягивание - оттягивание пальцами края изделия.

Защипывание - придание рельефа и фактуры, изображение отдельных деталей при помощи щипковых движений пальцев.

Загибание - придание формы краям тарелок, ваз при помощи круговых движений пальцев рук.

Замес теста

Замешивать тесто лучше в глубокой миске, постепенно высыпая в воду с растворённой в ней солью просеянную муку.

Тесто для лепки должно быть крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе, тщательно разминая, добиваясь однородности и эластичности.

Хранить тесто в банке или пакете, без доступа воздуха.

Готовое солёное тесто нужно положить в холодильник на пару часов. Охладившись, оно станет более пластичным и однородным.
Цветное тесто

Чтобы создать цветную поделку нужно замесить цветное тесто. Подкрашивать солёное тесто можно пищевыми красителями, акварелью, гуашью, акрилом, свекольным или морковным соком.

Окрашивание может производиться на стадии замешивания или вымешивании теста.


Коричневый цвет можно получить, добавив какао или растворимый кофе.

Раскрашивание

Раскрашивают изделия из солёного теста чаще всего гуашью – её цвета наиболее яркие и стойкие. Перед тем как раскрашивать изделия, их можно грунтовать белой масляной краской. После того как грунтовка высохнет, приступают к раскрашиванию. Можно изделия не грунтовать, а сразу красить гуашью и акриловыми красками. Краски наносят не слишком толстым слоем, так как после высыхания изделие может слегка потрескаться.
Рецепты теста.

Классический рецепт:

Мука – 300 г (2 чашки)

Соль – 300 г (1 чашка)

Вода – 200 г (200мл)
Тесто для утончённой обработки:

Мука – 200 г

Соль – 200 г

Крахмал – 100 г

Вода – 150 мл
Сушка изделий из солёного теста.

Первый способ. Сушка воздушная.

В среднем тесто сохнет примерно по миллиметру в день. Значительно ускорить этот процесс поможет размещение поделки на ровной поверхности. Этот способ считается лучшим, так как именно при медленной сушке деформация изделия минимальна. Очень важно, чтобы поделка не подвергалась резкому изменению влажности и температуры, то есть нужно избегать сквозняков.

Второй способ. Сушка в духовке.

Нагревать духовку нужно до восьмидесяти градусов, поместив в неё поделку и внимательно следить за термометром. Особенно на начальном этапе сушки температура не должна повышаться. Для этого можно раз в пятнадцать минут открывать дверцу духовки и выпускать лишний жар. Для полного высыхания работы требуется от двух до четырёх часов.

Третий способ. Комбинирование двух предыдущих.

Примерно сутки сушится поделка естественным путём, а потом доводят процесс до конца в духовке.
Лакирование

Лак не только придаёт блеск и законченность поделке – он предохраняет её от воздействия влаги и постепенного крошения. Для лакирования поделок из солёного теста используют жидкий лак. Жидкий лак придаёт зеркальный глянец и подчёркивает яркость красок. Но нужно лак наносить много раз, так как он очень быстро впитывается. Густой лак придаёт украшениям матовый блеск, им достаточно покрыть изделие 1-2 раза, а от влаги и крошения он защищает изделие надёжнее жидкого.
3.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


1.  Комплексныезанятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа / авт.-сост. О. П. Власенко [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2011.

2. Развёрнутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. В.И. Мустафаева (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.

3.Занятия по изобразительной деятельности в детском саду Г.С.Швайко Москва Владос 2008.
41