Файл: Аддиктивное, зависимое поведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аддиктивное, зависимое поведение – форма деструктивного поведения, направленного на уход от реальности, на искусственное изменение психического состояния, что создаёт иллюзию безопасности, равновесия, вызывает интенсивные эмоции. Зависимость – это болезненный повтор, вынуждающий человека совершать поступки, от которых бы он в другом состоянии с большим удовольствием отказался.

Как же происходит формирование зависимого поведения? Ведь ни один человек, выпивая первую рюмку алкоголя, не предполагает, что он со временем станет алкоголиком, ни один подросток не думает о последствиях первой выкуренной сигареты, ни один человек не может себе представить, что попробовав одну дозу – он сможет превратиться в наркомана. Механизм формирования любой зависимости от вещества представляет собой цепочку поступков, ведущих к зависимому поведению: контакт – нерегулярное употребление – регулярное употребление – злоупотребление – зависимое поведение.

Этап первых проб формирования зависимого поведения является началом зависимого поведения.

Впервые пробуют какое-либо средство чаще всего в компании или под влиянием приятеля. В большинстве случаев первым для пробывания выбирается алкоголь, иногда курение табака; реже – препараты стимуляторы или галлюциногены. Затем может последовать отказ от употребления или его повторения в определенном ритме, а нередко и учащающиеся. Причиной отказа могут быть неприятные ощущения, вызванные интоксикацией, или угроза суровых наказаний.

Этап поиска – формирования зависимого поведения, наступает именно тогда, когда вслед за первичными пробами следуют повторные. Попеременно употребляют то алкоголь, то различные токсические вещества
, включая доступные наркотики. Обычно это происходит в компаниях, которые собираются не только для совместного употребления наркотиков. Предпочитаются те из средств, которые облегчают общение. За пределами своей компании ни алкоголь, ни иные токсические вещества не употребляются.

Выбор предпочитаемого вещества завершает этап поиска. Подросток останавливается на одном из нескольких веществ и предпочитает именно его. Но зависимости еще нет. На данном этапе выявляется желание получить определенные приятные ощущения. Стремление к получению удовольствия и развлечениям называется гедонизмом. В современной подростково-молодёжной среде гедонизм предполагает: потребление психоактивных веществ, азартные игры, ранний секс, бессмысленное непродуктивное времяпрепровождение.

Этап групповой психической зависимости, или 3-й этап формирования зависимого поведения, возникает тогда, когда потребность в употреблении психоактивного вещества ощущается немедленно при сборе "своей" компании. Вне этой компании влечение еще не возникает. Индивидуальная психическая зависимость, как первый признак заболевания, пока отсутствует. Для пробуждения влечения требуются стимулы, запускающие условно-рефлекторные механизмы.

При этом формируется три типа зависимостей: социальная, психологическая, химическая зависимость. Последовательность формирования этих типов зависимостей зависит от конкретных условий и вида ПАВ.

Условиями возникновения зависимого поведения являются три звена: неведение, вожделение, привязанность. от неведения к осознанию чувств, от осознания к соприкосновению, от соприкосновения к формирования чувства приятного, от чувства приятного к желанию повторить это чувство – к страсти, от страсти к привязанности и зависимости.

Распространение знакомого и привычного для России явления – алкоголизма – растёт с каждым годом, и дети начинают употреблять алкоголь во всё более юном возрасте. Возраст массового курения составляет 10-12 лет, к употреблению наркотиков также привлекаются дети и подростки. К тому же дело не ограничивается химическими видами зависимости. К ним прибавились игровые автоматы, азартные игры, Интернет-зависимость.



Основная черта взрослого человека – ответственность за свои поступки, за свою жизнь и здоровье. Умение самому принимать решения, не поддаваясь давлению других людей и оценивая последствия своих действий, есть шаг к взрослению. Взрослый человек всегда может сказать “нет”, “я не хочу.