Файл: Речной транспорт Речной транспорт.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Речной транспорт

Речной транспорт

  • Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища).

Роль и значение речного транспорта

  • В Единой транспортной системе страны водный транспорт играет важную роль – он должен обеспечивать перевозки грузов в районах, непосредственно тяготеющих к внутренним водным путям, а также смешанные перевозки внешнеторговых грузов. Использование смешанных перевозок во многих случаях позволяет экономить валютные средства при внешнеторговых перевозках.
  • Особенно велико значение водного транспорта для Северных и Восточных районов страны, где сеть железных дорог недостаточна, густота сети внутренних водных путей в 2 раза больше, чем в среднем по РФ. Кроме транспортного обслуживания районов Сибири, Дальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт выполняет сложные дорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступных районах.
  • Место и роль водного транспорта в Единой транспортной системе страны во многом определяется его технико-экономическими особенностями:
  • высокая провозная способность глубоководных путей;
  • сравнительно низкая себестоимость (суммарно на 30 % дешевле себестоимости железнодорожного транспорта, но перевозка нефти в 3 раза дешевле, леса — в 5 раз дешевле);
  • удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном транспорте, и в 15 — 20 раз меньше, чем на воздушном транспорте;
  • высокая производительность;
  • меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транспорт (в 10 раз);
  • меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.

История возникновения речного транспорта в России

  • Россия тоже с древних времен славится своим судоходством. Люди всегда старались возводить свое жилье как можно ближе к воде. Это было для них практически единственным путем сообщения. Славяне начали свой торговый путь по просторам Волги и Дона, а также Каспийского моря. Самый известный торговый путь в России был путь «из варяг в греки». Он связывал Балтийское море с Черным. Судоходство очень быстро набирало популярность, и уже в 16 веке грузоподъемность транспортных судов достигла 300 тонн. Речной флот сильно преобразился во времена царствования Петра 1. Ведь он всячески поощрял судостроение. Стали появляться суда не одноразового использования, а долговечные – сделанные как прочные конструкции из пиленых досок. А уже в начале 19 века появились первые водные системы, сделанные человеком, и начинается применение металла в построении судов. Вместе с этим стали использовать первые механические двигатели, что позволило уменьшить время плавания судна.
  • Первые пароходы начали строить в Петербурге в 1815 году, позже инициативу подхватили в Пожве. Были созданы пароходные общества, например такие как «Кавказ и Меркурий», «Самолет». К 1913 году число несамоходных судов составило более 23 тысяч, а пароходов – 5467.
  • В начале 20 века двигатель внутреннего сгорания стал быстро набирать свои позиции, и паровая машина уже не была так привлекательна. Первооткрывателями такого двигателя стали сормовские судостроители. Именно они придумали установить дизель на самоходном судне «Вандал». Россия была первой среди стран мира по количеству, а главное качеству судов. Большинство перевозок приходились на Европейские реки. Так в начале 20 века перевозки грузов составляли почти 50 миллионов тонн, а число перевезенных пассажиров около 11 миллионов человек. В дореволюционной России реки таких регионов как Сибирь и Дальний Восток не использовались для судоходства. Там можно было встретить только отдельные небольшие суда перевозившие хлеб, лес, нефть и сыпучие грузы. Все работы по загрузке и выгрузке грузов выполнялись вручную.
  • И только в СССР речной транспорт стал национализированным. Была создана Волжская военная флотилия, которая принимала участие в гражданской войне 18-ого года. При В.И. Ленине было задумано строительство речных портов, создание транспортной сети. Первая ГЭС была запущена в 1926 году на реке Волхов, что позволило улучшить проходимость реки. Тридцатые годы запомнились строительством единой глубоководной сети европейской части СССР. На Волге соорудили каскад водохранилищ и гидроузлов. За несколько лет до Великой Отечественной войны речной флот укрепился более чем в 2,5 раза, механизировались грузовые работы, объем перевозов стал больше в 3 раза.
  • В годы ВОВ речной флот активно использовался для перевозки грузов на фронт. Однако в эти времена он сильно пострадал, но был быстро восстановлен послевоенное время.
  • В наши дни речной транспорт тоже имеет широкое использование. Все большее развитие приобретают круизно-туристические суда. Ведь отдых на воде просто великолепен.

Виды кораблей, используемых на реках России

  • Суда Речного транспорта по своему назначению подразделяются на транспортные, технические и вспомогательные. В состав транспортных входят пассажирские, сухогрузные, наливные суда, толкачи и буксиры . Пассажирский флот представлен судами местного и транзитного назначения. Сухогрузные суда с грузовыми трюмами имеют большое раскрытие палуб, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ. Сухогрузные суда, на которых груз перевозится непосредственно на палубе (баржи-площадки), предназначены для перевозки любых грузов, не боящихся подмочки, в основном минерально-строительных материалов. Нефтеналивные суда — танкеры перевозят жидкие грузы (нефть, нефтепродукты) наливом в трюмах, а также в танках (баках), размещенных на палубе. С 1968 применяются комбинированные суда — нефтерудовозы, которые в одном направлении загружаются нефтеналивными, в обратном — сыпучими грузами. Технический флот включает дноуглубительные снаряды, обстановочные суда для проведения разного рода путевых работ. К вспомогательным судам относятся дебаркадеры, брандвахты, плавучие магазины, ремонтные мастерские, паромы, плавучие краны, установки по добыче песка и гравия, рейдовые и служебно-вспомогательные разъездные суда. В Р. т. особое место занимают ледоколы, обеспечивающие работу судов в ледовых условиях. Речные суда бывают самоходные и несамоходные. По типам двигателей самоходные суда делятся на пароходы, теплоходы и дизель-электроходы, по типам движителей — на винтовые, колёсные, водомётные и на воздушной подушке. Несамоходные суда представлены баржами, лихтерами, баркасами и др. Во многих странах, особенно в Юго-Восточной Азии, на реках используются джонки и другие мелкие суда, парусные и гребные.

Современное состояние и развитие речного транспорта

  • В современной России идет упадок на использование речного транспорта. Все корабли, которые плавают по внутренним водам страны, были сделаны еще в СССР. Лидирующее место по перевозкам речной транспорт держит только в Сибири, так как там почти нет другого транспортного сообщения.