Файл: Организационно-экономические проблемы развития сельской электроэнергетики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Лекция

Дисциплина: Электротехника

Добавлен: 02.02.2019

Просмотров: 1742

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Энергоменеджер и его задачи 

Работник, который по совместительству отвечает за энергетический менеджмент (с ограниченным бюджетом) называется энергоменеджером. Если предприятие является крупным потребителем энергии, то необходим специалист, работающий полную рабочую неделю и занимающийся исключительно вопросами эффективного энергоиспользования. Следует учитывать, что новый сотрудник будет не простым исполнителем, а работником среднего звена, при этом конечная ответственность должна быть закреплена за администрацией предприятия, так как эффективный энергетический менеджмент и рациональное энергопотребление (с экономической точки зрения) имеют очень большое значение. Название "энерго менеджер" подчеркивает статус нового работника: он относится к администрации предприятия, однако не руководит людьми, а контролирует энергопотребление.

Для того, чтобы успешно работать в должности энергетического менеджера, человек должен обладать:

Опытом управления производством и рабочими группами;

Опытом руководства проектами:

Организационными способностями;

Способностью убеждать и понимать мотивацию поступков людей.

Задача энергоменеджера – внедрить в его работу некоторого рода структуру так, чтобы появилась возможность качественного использования его времени и располагаемых им ресурсов.

Сбережение энергии на промышленном предприятии будет возможно только после установления соответствующих обязательств всех сотрудников предприятия от руководителей старшего звена до рабочих, которые, в конце концов, будут внедрять энергосберегающие мероприятия.

Но необходимо помнить одну важную деталь, состоящую в том, что в мероприятия по энергоменеджменту должны вовлекаться только те люди, которые занимают соответствующее положение в организации.

То есть, вряд ли генеральному директору следовало бы ходить повсюду и выключать свет, так как он может поручить это другим людям.

Точно так же работнику цеха можно поручить выключать свет, когда он не нужен, но было бы не уместно поручать ему санкционирование энергетических мероприятий.

Задачей энергоменеджера является разработка энергетической стратегии компании, которой раньше не существовало вообще, либо требуется усовершенствование существующей, в которой учтены не все данные и которая неэффективна, что является наиболее распространенным случаем.

Основные задачи энергоменеджера:

1. Разработка стратегии энергетического менеджмента в пределах организации.

Насколько эффективно организовано управление энергопотреблением в настоящее время? Каким образом энергетические аспекты вписываются втекущую структуру управления? Имеются ли соответствующие связи с другими аспектами, которые имеют влияние на энергетические затраты, например техническое обслуживание, разработка продукции и технологического процесса, производственные и бюджетные вопросы? Экологические вопросы решаются лучше, если рассматриваются совместно с энергетическими.


2. Разработка продукции и технологического процесса.

Вопросы разработки продукции и технологического процесса также могут влиять на распределение энергоресурсов по предприятию. Процессы должны быть разработаны таким образом, что бы минимизировать потребление энергии и избыточные потоки, включая воду.

Правильно говорить, что предотвращение утечек более экономично, чем устранение утечек, которые зачастую являются одной из наиболее энергоемких частей процесса. В стандартных схемах промышленных процессов в первую очередь выбирается путь создания (синтеза) изделия и затем производственная система разрабатывается таким образом, что бы минимизировать потери или отходы.

Такой подход ограничивает возможности предотвращения потерь и следовательно рентабельность.

Энергоменеджер должен выполнять ряд обязанностей:

-составлять таблицы потребления энергии на предприятии

в целом, по подразделениям и оборудованию;

-составлять топливно-энергетический баланс предприятия;

-проводить анализ потребления энергии с учетом оценки мероприятий по экономии энергопотребления;

-подготовить предложения по усовершенствованию производственного процесса, оборудования, технического обслуживания и функционирования оборудования;

-определять эффективность работы потребителей энергии;

-осуществлять контроль за инвестированием в мероприятия по экономии энергии, сравнивая его с другими расходами;

-предоставлять консультационные услуги по вопросам экономии энергии для всего предприятия;

-проводить внутренний энергетический аудит;

-знать методику оценки энергетического менеджмента на предприятии и подготовки работников в этой области;

-знать методику поощрения работников предприятия, экономящих энергию;

-предоставлять консультации по использованию нового оборудования и тарифной политике;

-проверять и оценивать счета на оплату за потребленную энергию и связанные с энергопотреблением договоры;

-уметь руководить группой по рациональному использованию энергииу а также проектами в области энергосбережения;

-создать систему учета энергопотребления и при необходимости автоматизировать ее;

-уметь подробно анализировать потоки энергии;

-определять и постоянно контролировать удельные нормы энергопотребления;

-вносить предложения, касающиеся организации и технологии, а тоже новой инвестиционной политики на рассмотрение в администрацию;

-проводить расчеты капиталовложений и эксплуатационных расходов;

-разрабатывать предложения с целью заинтересовать персонал в экономии энергии;

-проанализировать возможности субсидий и их практического использования;

-уметь руководить персоналом.

Энергоменеджер должен отвечать следующим требованиям:

-уметь общаться как с администрацией, так и со всем персоналом;

-быть инициативным и проявлять настойчивость при решении проблем;


-иметь широкие и оригинальные взгляды (утверждение всегда так делалось вовсе не свидетельствует о том, что это правильно);

-иметь базовые знания по энергоменеджменту;

-быть способным проанализировать данные о энергопотреблении;

-уметь провести экономический анализ мер по энергосбережению;

-уметь разрабатывать меры по энергосбережению;

-иметь представление об основных технологиях предприятия;

-уметь проводить внутренний энергетический аудит предприятия;

-уметь работать с новыми информационными технологиями;

-иметь диплом об окончании технического среднего или высшего учебного заведения по специальности, связанной с энергетикой.

Должность энергоменеджера приравнивается к руководителю среднего звена с непосредственным подчинением директору или главному инженеру предприятия. 


ЛЕКЦИЯ 8 КОРРУПЦИЯ


Корру́пция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча, растление, продажность, разложение) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, подкупность, что типично для мафиозных государств. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее дискреционной властью[прим. 1] в сфере распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновникдепутатсудья, сотрудник правоохранительных органовадминистратор и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.


В своей «Божественной комедии» Данте поместил мздоимцев в восьмой (предпоследний) круг ада. Иллюстр.Гюстав Доре.

Системный характер коррупции проявляется в её принудительном характере для тех, кто работает в государственных организациях, ею охваченных.

Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция наносит существенный ущерб[1] и препятствует экономическому росту и развитию в интересах общества в целом

Рынок коррупционных услуг[править | править вики-текст]


Наиболее распространена децентрализованная (внешняя) коррупция, когда сделки заключаются индивидуально между должностным лицом и частным лицом. Однако добавление внутренней коррупции — между членами одной организации — придаёт ей черты организованной преступности.

Согласно учению бихевиоризма, попадая в коллектив, человек перенимает правила поведения, которые в этом коллективе приняты. Поэтому, если внутриведомственная культура такова, что по отношению к взяткам царит «обстановка благодушия, порой безответственности при решении служебных вопросов, отсутствие гласности при обсуждении проступков сотрудников»[17], то новопришедшие примут такое поведение как нормальное и будут следовать ему в дальнейшем.

Однако другие исследователи считают, что у человека всегда остаётся принципиальная возможность выхода из такой среды; а также борьбы и придания огласке, либо игнорирование нарушений со стороны микрообщества, но при этом несовершение нарушений самим человеком.

Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчинённые, и начальники. Оценка потенциальной выгоды и рисков, связанных с коррупцией, в упрощённой форме описывается следующей моделью[18]:

Начальник

Подчинённый

плюсы

минусы

плюсы

минусы

  • Процент от взяток подчинённых — стабильный доход

  • Нет непосредственного участия в даче взятки

  • Меньше вероятность, что подчинённый сам выдаст

  • Если подчинённого поймают — тот может выдать начальника

  • Организованная группа — отягчающее обстоятельство

  • Шире возможности — больше взятки

  • Под покровительством начальника брать взятки безопаснее

  • Организованная группа — отягчающее обстоятельство

  • Отдаёт процент от взяток

Данная система достаточно устойчива и этим обеспечивает стабильность коррупционной деятельности. Например, можно столкнуться с принципом презумпции добросовестности правоохранительных органов, который означает, что шансы уличить их сотрудника в неправомочных действиях ничтожно малы.

На практике подчинённые делят взятки не только с начальством, но и между собой. Конечным итогом является формирование специфических для коррупции внутренних рынков и экономических механизмов. В частности, возникают позиции с особенно высокими нелегальными доходами. Борьба между чиновниками за такие позиции формирует внутренний «рынок труда». По мере развития коррупции происходит некоторая централизация рынка, начиная с уровня отдельных ведомств, когда чиновники вырабатывают тарифы за принятие конкретных решений, чтобы снизить внутреннюю конкуренцию за каждую взятку и повысить общий доход. Поддержка стабильности нелегальных финансовых потоков требует административных и законодательных мер, нацеленных на повышение экономической выгоды от коррупции и на снижение правовых и социальных рисков[14].


Области обогащения[править | править вики-текст]

См. также Коррупция в России

Одним из основных путей коррупционного обогащения для бюрократии, в особенности для верховной политической элиты, являются государственные расходы[19].

Инвестиционные проекты во многом определяются решениями, которые высшие чиновники принимают по своему усмотрению. Крупные инвестиционные проекты (в особенности, с участием иностранных корпораций) часто предполагают передачу монопольных прав победителю конкурса, что сулит чиновникам особенно большие взятки. Некоторые проекты создаются специально для того, чтобы определённые группы получали ренту («государственную ренту»[прим. 2]) от тех, кто назначен в качестве исполнителя проекта.

Государственные закупки, как правило, предполагают выбор объективно лучшего предложения из нескольких на основе конкурса, однако иногда чиновник может обеспечить победу продавца, пообещавшего наибольшие «комиссионные» («откат») со сделки. Для этого ограничивается участие в конкурсе, его правила полностью не объявляются и т. п. В результате закупки осуществляются по завышенной цене.

Внебюджетные счета часто создаются с легитимной целью (пенсионные, дорожные фонды и др.) Однако в некоторых фондах, например, для помощи инвалидам, доходы могут значительно превышать реальные расходы, что стимулирует желание у некоторых чиновников присвоить «излишки». Наоборот, в случае дефицита чиновники часто решают по своему усмотрению, кому в итоге достанутся деньги. В некоторых странах, средства, полученные через иностранную помощь или от продажи природных ресурсов, направляются в специальные фонды, которые менее прозрачны и хуже контролируются, чем бюджетные деньги. В силу ежеминутных колебаний цен на товары, определить истинную сумму транзакции и величину отчислений в такие фонды непросто, что позволяет часть денег перенаправлять в карманы чиновников[19].

Среди других областей, наиболее прибыльных в плане коррупции, следует выделить:

  • Налоговые льготы

  • Продажа сырьевых товаров по ценам ниже рыночных

  • Районирование, поскольку оно влияет на стоимость земли

  • Добыча природных ресурсов

  • Продажа государственных активов, в особенности приватизация государственных предприятий

  • Предоставление монопольной власти к определённому виду коммерческой (в особенности экспортно-импортной) деятельности

  • Контроль над теневой экономикой и нелегальным бизнесом (вымогательство, защита от преследования, уничтожение конкурентов и т. д.)

  • Назначение на ответственные посты в органах власти

Проф. Т. Гильвасон отмечает, что отсутствие у граждан свободного доступа к информации государственного управления (т. о. его непрозрачности) способствует коррупции и неминуемо ведёт к экономическим кризисам